Благодатный огонь - чудо или церемония?

Елеон Горчинский
Скоро везде начнут говорить о Благодатном огне. Что это, ежегодное чудо или обычный православный обряд, вы узнаете, прочтя этот материал.

Христос в Евангелии блистал нетварным светом. С этим феноменом связана одна известная церковная, а точнее иерусалимская традиция, которая культивируется ежегодно в Великую Субботу в Храме гроба Господня. Одни называют то, что происходит, чудесным схождением благодатного огня, для других это просто красивый обряд. Скоро наступит суббота, 15 апреля, и многие будут смотреть прямую трансляцию этого события из Иерусалима. И вновь сойдутся в споре непримиримые стороны — чудо это или не чудо?

Давайте послушаем непосредственных участников. Вот что говорил Местоблюститель патриаршего престола Иерусалимской церкви митрополит Петрский Корнилий, входивший за огнем в кувуклию в 2001 году:

— Молитвы патриарха имеют силу освятить природный огонь, поскольку существует и огонь сверхъестественный. Здесь мы говорим именно о природном огне, который зажигается от неугасимой лампады, что хранится в ризнице храма Воскресения. Но молитвы, которые возносит патриарх, освящают природный огонь и следовательно, он имеет благодать Благодатного огня.

Иными словами, этот чин ничем не отличается от чина великой Агиасмы. Как про воду Богоявления никто не говорит, что она сама собой появляется в чаше, так нельзя этого говорить и про огонь. Читается молитва, только на освящение не воды, а огня, и патриарх проводит в кувуклии ровно столько времени, сколько нужно для ее прочтения. Получается, что это обычное освящение в ряду других подобных освящений воды, артоса, яблок или вербы.

Таких свидетельств множество. В прошлом году в кувуклию заходил патриарх Иерусалимский Феофил III, который потом сказал:

— Церемония Священного огня своими истоками восходит ко времени зарождения церкви, когда начинали развиваться литургические практики, и она является одной из древнейших практик в традиции Иерусалимской Церкви. <…> Это касается и сверхъестественного измерения: приближая нас к тайне Воскресения, этот обряд пробуждает духовное обращение.

Проще говоря, это древняя литургическая практика, обряд, а сверхъестественное измерение можно увидеть только в толчке к духовному обращению.

Существуют также различные благочестивые предания — например, о том, как на входе в храм однажды, когда туда не пустили православных, огонь расколол колонну, «если огонь не сойдет, наступит конец света» и прочие. О подобных преданиях несколько лет назад говорил секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко):

— Вокруг богослужения святого света много всевозможных легенд. Например, считается, что если православные арабы не присутствуют в храме, то огонь может не сойти. Еще много есть преданий, с которыми я познакомился уже будучи в святой земле, поверьте, они недостойны внимания. Это просто богослужение, совершающееся по уставу иерусалимской церкви. И не только здесь, например, в некоторых монастырях Афона тоже совершается подобный чин.

Если это совершается на Афоне, почему бы такого не делать и в России. В Истре существует Новоиерусалимский монастырь, построенный по образу Храма гроба Господня. Там это было бы уместно.

Каждый, разумеется, волен оставаться при своем мнении относительно природы происхождения благодатного огня, однако Христос осуждал гоняющихся за чудесами. Впрочем, какой бы ни была природа огня, это никак не может повлиять на христианскую веру, которая не на чудесах зиждется, а на Любви.