По каким принципам вы живете?

Михаил Сафиканов
                Если вместо жизненых принципов навяжут
                нам  жизнь по правилам, которые можно
                своевольно менять и менять,
                то ничего хорошего из этого не выйдет.
                СМ


      ВОПРОС ЭТОТ ВЫЗЫВАЛ
      В ГЛАЗАХ ЛЮДЕЙ  НЕДОУМЕНИЕ

   В 1980-е годы я совмещал  журналистскую   работу  с написанием кандидатской диссертации в университете  под руководством доктора исторических наук, профессора Петра Федоровича Янкевича. Тогда  людям самых разных профессий от простого  рабочего до крупного директора, ученого я задавал вопрос:
   – Назовите три принципа, по  которым вы живете?
Откуда у меня такой простой вопрос с виду?  Как журналист, окончивший  журфак  МГУ,   считал  я,  что ответы на такие вопросы  помогают  лучше понять личность  человека, цельность и многогранность  его характера. А без этого вряд ли может получиться хороший очерк по радио на весь Советский Союз. Мой голос звучал в те годы по всем трем каналам Всесоюзного радио.
   Скажу откровенно, что у подавляющего большинства в глазах читалось не понимание вопроса. Иные спрашивали:
   – Как это жить по принципам?
Тогда мне приходилось разъяснять на языке того советского времени:
   – Значит,  жить под каким-то хорошим девизом или лозунгом.
После такого пояснения некоторые начинали соображать и выдавать для той поры традиционный ответ:
   – Девиз такой, чтобы сказку сделать былью.
   Конечно это хороший лозунг – оптимистичный, жизнеутверждающий  с замахом на добрые дела. Но уж больно стереотипный, тривиальный, шаблонный. А хотелось услышать что-то новое, яркое, нестандартное, которое высвечивало неординарность души человека, его индивидуальность и неповторимость.

   ВОПРОС НАЧАЛЬСТВУЮЩЕМУ СОСТАВУ

   Когда же приходилось вести разговор с начальствующим составом от бригадиров, мастеров и до генеральных директоров, руководителей сельхозпредприятий   приходилось скорректировать вопрос на язык, который у них был в ходу.
   –  Каких принципов придерживаетесь в работе с людьми?
Тут собеседники оживлялись и выдавали ряд принципов, которые изложены в высшем курсе для управленческого персонала, то есть основах менеджмента.
   – Как вы используете эти принципы в реальной практике?- задавал я следующий вопрос.
   Так у нас начинался складываться разговор. Для таких бесед  я готовил специальные  вопросники по самым разным темам. Для этого я завел более 150 записных книг,  куда постоянно вносил всё новые и новые вопросы. Эти записки помогали привезти из командировки из  отдаленных  районов как большинство моих коллег  не один-два или три материала, а пять-семь.
   Когда складывался доверительный разговор с собеседником, я задавал и такой непростой для ответа вопрос:
   –  А по каким принципам вы сами живете?
   Многие терялись в поисках ответа. Для них он оказывался неожиданным. Тогда мне пришлось делать уточнение:
   –  Какие у вас жизненные правила, которые вы не нарушаете в зависимости от обстоятельств?
   И тут в глазах собеседника  опять читалось растерянность. Особенно их смущала вторая половина фразы– не нарушаете.
Были даже такие ответы:
   – А зачем это принципы, надо жить,  как живется.
   – Жить по принципам – удел сильных духом людей, а мы люди слабые. Нас это не касается.
  – Принципы мешают жить. Кто-то может подловить на твоей  принципиальности  и попрекать тебя же, что живешь не по своим правилам.
  –  Жить по принципам – значит себя ограничивать. Жить по заведенному правилу скучно. В жизни нужно все перепробовать: и хорошее и плохое.
  – Пусть по принципам живут начальники, а мы простые люди.
    За чередой этих ответов было нежелание людей жить по собственным принципам, так как они обязывают быть человеком слова, обстоятельным, предсказуемым. Быть принципиальным -это значит быть личностью с твердым храктером.

    К СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ
    МОЛОДЫМ СТОИТ ПРИСЛУШАТЬСЯ

   Слушая и читая людей старшего возраста, далеко не вся наша молодежь пытается взять себе на вооружение вечных истины, которые формировались веками. В годы службы Ракетных  войсках стратегического назначения в замечательной книге «Мой Дагестан»  Расула Гамзатова я вычитал:
«Не стреляйте в прошлое из пистолета,
будущее выстрелит в тебя из пушки».
   Наша современная жизнь показывает,  как прав был народный поэт.
В разговоре с собеседдниками я вспоминал и заветы, которые оставила нам, внукам,  наша бабушка по материнской линии. Она  наказала нам:
   – Не единожды себе не позволь. О чем это? Прежде всего, о наркотиках, о татуировках на теле.
   – Если дал слово, то держись его. Бросил курить, пить, матом ругаться. - снова никогда не начинай. Иначе какой ты мужчина! Кто за тобой пойдет?
   –  Не укради ни у кого и иголки.
   Эти слова мне врезались в память навсегда, и я следовал им, хотя это оказалось очень и очень непросто, потому что это из серии «ПОБЕДЫ НАД СОБОЙ». А бороться со своими слабостями – дело крайне трудное.
 
   Когда стал студентом  журфака МГУ,  взял себе на вооружение девиз героя романа Стендаля «Красное и черное»  -  Жюльена Сореля:
   – Не для школы учимся,  а  для жизни.
   Эту мысль для себя я переформулировал так: «Вся жизнь – учеба».
Уже в эпоху интернета у баскетболиста Майкла Джордана я вычитал потрясающую, даже ошеломляющую  фразу:
  «Пока не сдался, ты не проиграл».
   Эта мысль помогала мне неоднократно, сделать то, что вначале казалось несбыточно, нереально, не по силам.

   P. S. Жить по хорошим принципам – это тяжелая ноша. Не всякому такое дано. Многие не хотят жить по принципам, потому что не понимают, что именно они  помогают вести себя в большинстве  критичных ситуациях. Оставаться  верным своему принципу, значит почувствовать, что вы поступаете правильно. Если уходите от своего принципа, тогда вы один на один с чувством вины, в глубоких переживаниях.
   Но каждый мыслящий человек, наверное,  должен найти такие принципы, которые могут помочь ему выйти на тропу, которая выведет его на широкую дорогу успеха. Для этого нужны,  конечно же, усилия и немалые. Но когда-то надо начинать дорогу к своей заветной мечте.
 
      (ПРОДОЛЖЕНИЕМ СЛЕДУЕТ)