В поисках научного определения жизни

Гульмира Жамантикова
ПРЕДИСЛОВИЕ

ЖИЗНЬ! Какое ёмкое, многозначное, многоуровневое слово!
Всю свою сознательную жизнь я, как и многие люди, пытаюсь понять, что это такое. Что такое жизнь? Откуда она взялась? Есть ли у неё начало? К чему она устремлена? В чем её смысл?
С самого рождения мы исследуем жизнь всеми органами и чувствами: пробуем её на вкус, вдыхаем её запахи, вслушиваемся в её звуки, участвуем в её действах, вникаем в её смыслы, разгадываем её тайны…
Тот период времени, который мы называем своей личной жизнью, – это великий дар, уникальная возможность осознать чудо жизни, внести свою лепту в её эволюцию!
Текст, который вы сейчас читаете, – это результат моего жизненного опыта, моего исследования этого феномена. Это попытка понять как жизнь в целом, так и свою жизнь, поскольку я считаю невозможным и неправильным отделять одно от другого. Такое разделение обессмысливает и личную судьбу, и жизнь в целом.
При научном подходе к исследованию обычно стараются исключить влияние личности, как что-то субъективное, искажающее реальную, «объективную картину мира». Однако при этом за бортом внимания оказывается самое главное –сам носитель сознания и жизни, сам процесс её творчества! Теряется осознанность, понимание ради чего и кого всё это делается. Человек уподобляется компьютеру, обрабатывающему входные данные и получающему виртуальную модель мира. Утрачивается непосредственное ощущение истины.
Я же использую научный подход для исследования жизни и своей осознающей роли в ней. И хочу поделиться тем, что мне при этом открылось. Но сначала немного о том, что этому предшествовало.
;
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС

"Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу"
                (Данте Алигьери)

Экзистенциальный кризис, или, как я его называю, кризис бессмысленного существования, случился со мной впервые в возрасте 34 лет. Хотя, конечно, этому предшествовали долгие годы неудовлетворенности жизнью.
При этом я никогда не сомневалась в наличии смысла Жизни в целом. Я всегда чувствовала этот глубокий смысл, хоть и не могла его себе объяснить словами. Но именно моя личная жизнь (я это остро ощущала) не соответствовала этому великому смыслу. То, чем я каждодневно занималась, на что тратила драгоценное время, казалось мне суетным и напрасным, отвлекающим от самого главного.

Каждый день мой, как мертвец, спокойный.
Все дела чужие, не мои.
Лишь томленье вовсе недостойной,
Вовсе платонической любви.
                (Николай Гумилев)

Я искала ответы в книгах, в биографиях великих людей, в трудах известных мыслителей и духовных наставников, и, конечно же, в Священных Писаниях.
Читая Библию, Коран и другие религиозные тексты, я всегда испытывала священный трепет. Но это не успокаивало меня, а напротив – подталкивало к собственным активным духовным поискам. Слепо копировать чужой религиозный опыт – пусть даже самого Иисуса, Мухаммада или Будды – это не для меня. Но их опыт вдохновлял и укреплял мою веру в существование Великого Замысла, выходящего далеко за рамки личной ("земной") жизни. И мне хотелось, чтобы этот смысл ощущался мной постоянно, проявлялся в каждом моём действии, чувстве и мысли, в самом образе жизни.
Мне казалось недостаточным ходить по выходным в храм, совершать ритуалы, не меняя при этом ничего в своей ежедневной, "мирской" жизни, возможно, потому, что я не отделяю мирскую жизнь от духовной, земную – от небесной. Для меня они всегда были неразрывно связаны, и всякая попытка людей разделить или даже противопоставить их друг другу вызывала во мне внутренний протест.
Воссоединение земной жизни с небесной, возвращение утраченной целостности и стало моей главной жизненной целью и смыслом.
 
В ПОИСКАХ НАУЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Научные исследования всегда вызывали во мне живой интерес. Прелесть научного подхода в том, что он стимулирует самостоятельные поиски ответов и решений, поддерживает здоровое, естественное стремление человека к пониманию происходящего, к личной осознанности.
В последнее время, к сожалению, слово «научный» многие понимают как «слишком мудрёный», «освященный авторитетом науки», т.е. сложный и непонятный для простого, «непосвященного» человека.
Я же считаю, что развитая наука должна давать простые, естественные объяснения, доступные пониманию любого человека. Именно в этом состояла изначальная роль науки – в просвещении человечества, в рассеянии тьмы невежества и мракобесия. Поэтому под научным определением жизни я понимаю такое определение, которое можно было бы объяснить даже ребенку. Поиском такого я и занялась.
В первую очередь, я обратилась, конечно же, к биологии. Ведь это наука, которая исследует происхождение и развитие земной жизни. Уж, кто как не она должна дать ответ на мой вопрос? Но оказалось, что даже биологи не имеют до сих пор единого определения исследуемого предмета.
Один из самых известных в России популяризаторов науки, биолог Александр Марков в своей книге «Рождение сложности» написал так:

«Общепринятого определения жизни не существует (в биологии вообще с определениями трудно – обычно, чем строже определение, тем хуже оно работает). Одни ученые полагают, что жизнь – это скорее процесс, чем структура, и определяют её, например, как «процесс сохранения неравновесного состояния органической системы извлечением энергии из среды». Такому определению могут соответствовать и системы, не имеющие четких пространственных границ – автокаталитические циклы, «живые растворы». Другие подчеркивают обязательную дискретность живых объектов и считают, что понятие «жизнь» неотделимо от понятия «организм». Третьи подчеркивают информационную природу жизни и определяют её как способность некого фрагмента информации («репликатора») к самокопированию с использованием ресурсов внешней среды. Под это определение подходят не только биологические вирусы, но и компьютерные и даже распространяющиеся в обществе слухи, верования и т.п.»

Казалось бы, такое простое, интуитивно понятное слово «жизнь» при внимательном рассмотрении оказывается очень трудно определяемым. А с развитием науки и технологий, позволяющих всё глубже и шире изучать природу, граница между живым и неживым становится всё более размытой и условной. Например, биологический вирус – это живое существо или нет? Вне организма это просто молекула, не проявляющая никаких признаков жизни. Но, попадая в организм, она начинает активно размножаться, влиять на эволюцию жизни.
Так что же отличает живое от неживого? Можно ли вообще провести четкую границу между этими понятиями?
С появлением информационных технологий, искусственных нейронных сетей и искусственного интеллекта, проблема определения жизни встала еще более остро. Как отличить живое сознание от искусственного интеллекта? Может ли искусственный интеллект на каком-то этапе обрести сознание, научиться испытывать эмоции, чувства? Что такое вообще сознание, хотя бы человеческое? Где оно находится? Как оно возникло?
Эти и другие вопросы заставляют нас по-новому, шире взглянуть на жизнь, пересмотреть устоявшиеся понятия. Если раньше мы вполне могли довольствоваться определением жизни как «способа существования белковых тел», то сегодня мы понимаем, что жизнь – это понятие гораздо более широкое и глобальное. И нам нужно сформулировать новое, более универсальное определение.
Отложив книги, я принялась исследовать жизнь непосредственно: в себе и вокруг себя. Что есть жизнь? В чем она проявляется? Что мы ценим больше всего в жизни?...

Уважаемые читатели! К сожалению Проза.ру не позволяет форматировать текст, вставлять иллюстрации, поэтому продолжение книги можно почитать в моем блоге по ссылке:

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ ТУТ: https://dzen.ru/a/ZCp7Fygr30n1hJ3s?share_to=link