Три лауреата. Госпремия за создание головной АПЛ

Виталий Сергеевич Смирнов
45 лет назад, 10 апреля 1978 года, постановлением Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР «за работу в области судостроения» трём работникам Северного машиностроительного предприятия была присуждена Государственная премия СССР. Лауреатами стали директор предприятия Григорий Лазаревич Просянкин, ответственный сдатчик Василий Александрович Кабанов и бригадир слесарей-монтажников цеха № 50 Геннадий Николаевич Мартынов. За официальной формулировкой скрывался тот факт, что премии они удостоены за создание головной атомной подводной лодки проекта 667БДР.

Государственная премия СССР – одна из форм поощрения граждан за выдающиеся достижения в области науки и техники, литературы и искусства. Она присуждалась в том числе за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народно-хозяйственное значение. Лицам, получившим Государственную премию СССР, вручался диплом и почётный знак.

Для размещения на подводных лодках нового, более совершенного ракетного комплекса большой дальности была произведена последующая модификация подводных лодок проекта 667А. Техническое задание на новый корабль было сформулировано в 1972 году. В Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин» под руководством главного конструктора Сергея Никитича Ковалёва (1919-2011) в 1973 году начались работы над проектом 667БДР – атомной подводной лодки с первой отечественной баллистической ракетой, имеющей разделяющиеся боевые блоки индивидуального наведения.

Подводная лодка этого проекта являлась дальнейшим развитием кораблей проекта 667БД. Прочный корпус разделялся на одиннадцать отсеков, а их расположение и назначение было аналогично расположению на подводной лодке предшествующего проекта. Главная энергетическая установка включала в себя два водо-водяных реактора ВМ-4С и две паротурбинные установки ОК-700А и по своему устройству в основном повторяла проект 667БД.

В связи с увеличением массогабаритных характеристик баллистических ракет на новом корабле значительно возросла высота ограждения ракетных шахт, которая почти сравнялась с ограждением выдвижных устройств, что повлекло за собой во время испытаний головного корабля установку двух дополнительных рядов шпигатных решёток побортно для слива воды из ограждения ракетных шахт при всплытии подводной лодки в надводное положение.

Особое внимание при проектировании было обращено на совершенствование системы управления стрельбой, которая позволяла, в отличие от проекта 667БД, выстреливать весь ракетный боекомплект в одном залпе при сокращённых интервалах между ракетными пусками. На подводной лодке были установлены новые средства гидроакустического обнаружения, более точный навигационный комплекс и система космической связи. Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности корабля, дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа.

Всего же на Северном машиностроительном предприятии в период с 1974 по 1982 год по проекту 667БДР было построено целых 14 подводных лодок второго поколения (К-424, К-441, К-449, К-455, К-490, К-487, К-496, К-506, К-211, К-223, К-180, К-433, К-129, К-44).

Атомная подводная лодка К-424 (заводской номер 355), тот самый головной корабль проекта 667БДР, заложена 30 января 1974 года в цехе № 50. Зачислена в списки кораблей ВМФ 19 марта 1974 года. Спущена на воду 11 февраля 1976 года. При прохождении государственных ходовых испытаний 11 сентября 1976 года в Белом море в подводном положении на глубине 210 метров на скорости 20 узлов в результате грубейшей ошибки штурмана подводная лодка вышла за границу назначенного полигона и в 17 часов 36 минут носовой оконечностью ударилась о грунт.

Катастрофическое развитие событий было предотвращено благодаря инициативным и исключительно правильным действиям сдаточного механика Григория Давыдовича Павлюка (1939-2008) и старшего инженера-механика управления общекорабельных систем Александра Васильевича Ненашева (1939-2017). В результате мощнейшего удара корабль получил большое повреждение обтекателя гидроакустического комплекса, основной антенны гидроакустического комплекса «Керчь», баллера и пера вертикального руля.

Прекратив испытания, подводная лодка возвратилась на базу для устранения полученных в результате аварии повреждений. В кратчайшие сроки в док-камере машиностроительного предприятия «Звёздочка» был проведён аварийно-восстановительный ремонт, испытания были продолжены и успешно завершены. Подписание приёмного акта состоялось 30 декабря 1976 года, а 5 февраля 1977 года лодка была включена в состав Северного флота. В 1986-1988 годах она проходила средний ремонт на машиностроительном предприятии «Звёздочка». В 1995 году исключена из состава ВМФ.

Г.Л.Просянкин (1920-1998) – кораблестроитель, инженер, организатор производства, директор машиностроительного предприятия «Звёздочка» (1956-1972) и Северного машиностроительного предприятия (1972-1986), лауреат Ленинской премии (1984) и Государственной премии СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1971), почётный гражданин Северодвинска (1980), кавалер трёх орденов Ленина (1966, 1971, 1974), ордена Отечественной войны II степени (1985), медалей, в том числе «За трудовое отличие» (1953).

В.А.Кабанов (1927-2010) – кораблестроитель, инженер, ответственный сдатчик заказов, передовик производства, старший строитель – ответственный сдатчик Северного машиностроительного предприятия (1959-1986), лауреат Государственной премии СССР (1978), кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1987), «Знак Почёта» (1971), медалей.

Г.Н.Мартынов (1937-2008) – кораблестроитель, передовик производства, бригадир, слесарь-монтажник Северного машиностроительного предприятия (1968-1991), лауреат Государственной премии СССР (1978), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1974), медалей.

Опубликовано 14 апреля 2023 года (к 45-летию присуждения работникам Севмаша Государственной премии СССР)

Фотокопия диплома лауреата Государственной премии СССР Григория Лазаревича Просянкина. Из фондов Северодвинского городского краеведческого музея.