День аванса и штиблеты

Михаил Паршонок
   Сегодня на заводе дают аванс. Правда, его дают не всем, а только тем, кто работает в управлении. В цехах, как правило, аванса не дают, так как это чревато со всеми отсюда вытекающими. Могут дать лишь некоторым, особо нуждающимся, по семейным обстоятельствам, по заявлению и с согласия профсоюза.
   Но Пидкина это никоим образом не касается. Еще накануне он присмотрел в обувном магазине чудесного фасона штиблеты чешской фирмы "Цебо". За 14 рублей. И сегодня после работы с авансом в кармане он поедет за вожделенной обновкой. Иначе до получки их разберут. Продавец сказала. что осталось не так много. Ах, как надоел этот весенне-осенний ассортимент! Да здравствует легкая открытая, с изящным ремешком обувь! Получив сразу после обеда в кассе причитающиеся ему 30 рублей, Пидкин уже почти положил их во внутренний карман, но кто-то в этот момент тронул его за плечо. Резко повернувшись, Пидкин увидел председателя месткома Подайкина.
   -Погоди, Пидкин. С тебя рубь пятьдесят. ДООСААФ -это не шутки. -Показал пальцем на потолок. -Дело серьезное. Вот тебе три марки по 50 копеек. Можешь теперь спать спокойно.
   Пидкин отсчитал полтора рубля, возразив:
   -Так ведь общество, как будто, добровольное, почему же так строго?
   -Ты тут мне военную оппозицию не агитируй! Партизанщину не разводи! "Добровольное"... Да ты знаешь, что за такие заявления в иные времена... "А если завтра война, если завтра в поход?" Тоже скажешь: хочу родину защищаю, хочу -на печи сижу? Ладно, распишись вот здесь.
   Пидкин не успел сделать и трёх шагов, как у него на пути встала зам. по кадрам Утайкина:
   -Вот, Пидкин!
   -Что "вот?"
   -Вот новая серия издательства "Знание".
   У Пидкина под носом возникла брошюра блёклой расцветки.
   -Только по подписке. Первый номер. "Твои способности -в твоей власти". В конце -темы следующих выпусков. Смотри: "От природы и от себя. Познай себя сам. Помоги себе. Научи себя. Найди себя." Пидкин, ты же культурный человек. Как можно быть всесторонне развитой личностью и игнорировать стремление человека властвовать над собой? Всего-то за два рубля 50 копеек ты, Пидкин, постигнешь такой высоты самопознания... такой высоты... Даже уму непостижимо. Ещё мне потом спасибо скажешь. Вот здесь распишись. И первый номер уже твой.
   На лестнице его догнал инженер-технолог из ОТК Бутиков.
   -Пидкин, я всё знаю.
   -Что вы знаете? -Удивился Пидкин.
   -Знаю, что ты получил аванс. И, вместо того, чтобы искать меня, ты бежишь сломя голову...
   -Я спешу к себе в отдел. У меня ещё много работы.
   -А ведь они голодают. Ещё не все страны сбросили колониальное иго. Впереди многих ждёт смертельная схватка с мировым капиталом.
   У Пидкина помутнело в глазах:
   -У кого схватка, какое иго, кто голодает? Ваша Судейкина? Так она скоро в дверь не войдёт Вам не дали премию за качество -а я в чём виноват?
   -Короче, Пидкин. Вот ведомость. Отпечатанная, между прочим. Заметь это. И здесь чёрным по-белому: Пидкин -3 рубля. Читай выше: "Фонд мира". Сейчас отдашь или бегать будешь, скрываться от меня? Ручка есть? Вот здесь поставь подпись. Да, чуть не забыл: ещё рубль на освобождение Анжелы Дэвис.
   Пидкин совсем сник.
   -А из этих денег, что, нельзя?
   -Это же совсем на другие цели. Африка там, Азия разная... Везде очаги напряжённости, происки империализма, классовая борьба трудящихся. Миллионы людей во всем мире без жилья, одежды, обуви...
   Пидкин хотел возразить, что он тоже желал бы приобрести обувь на свои заработанные, но передумал.
   Придя в отдел, уткнулся в свои отчёты и протоколы. Как ни старался он быть тихим и незаметным, но это ему не удалось.
   -Пидкин, ты куда провалился, и откуда объявился? Я уже подумал, что ты сбежал с авансом. Воистину деньги сводят с ума. -Это Артишков, шутник известный. Поднялся со своего места и с бумагами в руках направился к Пидкину.
   -Кто у нас филателист-аматор? Где наш альбомчик? А дядя марочки принёс. Смотри, какие чудные зверюшки! Вот бобрик за 10 копеек. Вот лосик за 20 копеек. А кто у нас тут под кустиком сидит? Это зайчик-побегайчик. Он дрожит от страха и ждёт не дождётся, когда добрый дядя Пидкин вышлет свою денежку.
   Пидкин без всякого энтузиазма разглядывает марочный набор от общества Защиты животных. Уныло достаёт из стола альбом кляссер, наполовину заполненный однотипными марками. Высыпав набор между страницами, закрывает его.
   -Стой, брат, не гони лошадей. Ты сегодня богат, а потому должен быть безумно щедрым. Общество охраны памятников ждёт твоей помощи, Пидкин. Всего три марочки по 40 копеек и вовеки благодарные потомки не раз вспомнят твою доброту, любуясь, якобы, средневековой штукатуркой и шагая по железобетонному мосту конца 16 века.
   Отсчитав полагающуюся за "марочки" сумму, Пидкин почувствовал нервную дрожь в коленках. Штиблеты уплывали от него на глазах как сорвавшаяся с крючка рыба. Посмотрел на часы (про себя отметив: скорей бы рабочий день кончился) и вышел в коридор покурить. Его там уже как будто ждали.
   -Товарищ Пидкин, здравствуйте! Вот вы и дождались. -Мастерица из лесоцеха Клопова -щедрая улыбка не всё лицо.
   -Чего дождался? -Пидкин мучительно напряг память.
   -Забыли? А кто заявление подавал в общество Книголюбов? Да не волнуйтесь вы так. Приняли вас, приняли. С 1 числа этого месяца вы в обществе. А тут и книги новые поступили. Радуйтесь. Я и думаю: пойду наших обрадую, а вам, как новичку, книги сама занесу. Ведь заждались, небось. Вот они, получите. Хотя нет, распишитесь сначала, что получили.
   Покончив с формальностями, Пидкин стал разглядывать неожиданные "подарки".
   -Постойте! Что это? Мемуары какие-то. Так это же в каждом киоске продают. Тут какая-то ошибка. Я это не заказывал.
   -А вы хотите, чтобы вам дефицитные книги просто так дали? Это же в нагрузку.
   -А что не в нагрузку? Не разберу: это или это?
   -Да вот же -Андре Моруа "Байрон". Очень хорошая книга. В магазине её просто так не купишь. Коллекционеры с руками оторвут. А тут "нате вам, получите". И почти даром.
   -А тут ещё сборник стихов какой-то. Автор -тут написано -лауреат премии Мира. Не знаю такого.
   -Так прочитаете -узнаете. Это тоже -нагрузка. Стоит недорого, а пойдёте в гости -подарите. Книга -лучший подарок! Ну ладно, побежала дальше.
   Пидкин положил книги на окно, достал сигареты. Зажег спичку, прикурил. Слышит:
   -Не туши! И дай закурить. -Это художник заводской. Угостился, пустил густую струю дыма. Замахал перед собой рукой, разгоняя дым. Протянул:
   -А-ааа-а! -Достал из кармана коробочку, вынул из неё значок и прикрепил его к Пидкиной груди. Пидкин покосился на "награду":
   -Так у меня уже таких три штуки!
   -Ну, извини! -Пожал плечами художник, -другого пока не придумали. Очень оно не поворотливое, это Общество трезвости. Я и сам порой удивляюсь. Столько лет существует, а кроме значка и взносов -с тебя, кстати, рубь двадцать -ничего не придумали. Я бы так: год не пьешь -получи медаль. Три года не пьешь -орден 3 степени, 5 лет -2 степени. 10 лет трезвости -1 степени и надбавка к зарплате или пенсии. Льготы там разные... Опять же путёвка бесплатная в санаторию. Ну и чтобы раз в три года съезды в Москве. Торжественно так, с фанфарами. Тогда понимаю. А так...
   У Пидкина глаза на лоб полезли от нахлынувшей волны перегара, идущего от поборника трезвости. Про художника говорили, что он даже краски какие-то заказывает, которые отфильтровав, можно принимать вовнутрь. В чём можно было не сомневаться, посмотрев на его сизый нос, в синих прожилках щёки и пылающие кумачом уши. Уловив во взгляде Пидкина вопрос, понял его по своему:
   -А распишешься потом -я уже отметил, что ты сдал.
   Получив деньги -пропал, оставив после себя лишь облако дыма.
   Пидкин докурил сигарету, и не зная толком -зачем, забыв про книги на окне, направился к заводской кассе, которую покинул не более часа назад. В дверях у лестницы столкнулся с инструктором производства Карандеем. У Карандея был свой кабинет, более просторный чем у директора. Два дивана, непонятно для каких целей. И три шкафа, наполненных неизвестно чем. По всем платёжным ведомостям он числился как слесарь высшего 7-го разряда. А в чём состояла его работа -об этом имел смутное представление даже директор.
   -Пидкин! Вот ты мне и нужен.
   -Это ещё зачем? -Попытался не сдаваться Пидкин.
   -Сейчас узнаешь. -Карандей раскрыл свою неизменную папку, с которой никогда не расставался. -К сожалению остался только один абонент. Как раз для тебя -ты ведь у нас холостой. Вот смотри: Цикл лекций "Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем". Проводит профессор Могендович. 8 лекций в течении месяца. Тут и дни и часы указаны. В городском доме культуры. Цена -3.80
   -А... а почему такая цена? 3.80 на 8 не делится
   -Потому что лекция идёт по 50 копеек, а за весь цикл -скидка. Соображаешь? Даже выгодно. Деньги сразу давай -мне некогда. Расписываться не надо. Всё.
   Пидкин с трудом поднялся на второй этаж, слабо соображая о своих дальнейших действиях. Всё ему теперь казалось как в тумане. Поэтому не удивительно, что когда перед ним дверной проём вдруг внезапно закрылся, Пидкин протянул руку, чтобы отворить дверь. В этот момент "дверь" заговорила человеческим голосом, ничем не отличающимся от голоса уже упоминаемой Судейкиной.
   -Осторожнее, Пидкин! Не в жмурки играешь. Разуй глаза. Серьёзнее надо быть. И ответственности больше. Сколько тебя можно ждать?
   -А чего меня ждать? Вот он -я! -кажется Пидкин начал приходить в себя. -А в чём дело?
   -А в том дело, что ты один деньги не сдавал. Все сдали, а ты -нет!
   -Сдал я. Только что. -В голосе Пидкина нет уверенности. -Бутикову вашему.
   -Да при чём здесь Бутиков? У него Фонд мира, а у меня, как председателя Совета ветеранов завода, другие обязанности. Ты что, не знаешь, что завскладом Петухович на пенсию уходит?
   -Куда он уходит, на пенсию? Опять? Его же в прошлом году провожали, и ...и в позапрошлом тоже деньги собирали. Да его со склада скорее вперёд ногами вынесут, чём он согласится уйти.
   -Не паясничай, Пидкин! Не мы такие правила устанавливаем. Да и кто виноват, что нет желающих принять склад. Сколько раз мы давали объявление. Хотели, чтобы завскладом был свой человек, с завода , а не с улицы. Как-никак материальные ценности, ответственность.
   -Какие там ценности? -Возразил Пидкин. -На прошлой неделе бетонщики опять работали с одной лопатой на всю бригаду. А на складе лопат нет! Зато есть ванны чугунные, вентиляторы зерносушильные, водогрейные котлы какие-то... Огнетушители 63 года выпуска. Да и те не даёт. Говорит: на заводе пожары редко, вы ещё действующие не использовали... Вот пусть он в связи с уходом на пенсию и берёт водогрейный котёл в подарок -будет у себя на даче чаи гонять.
   -Ты, Пидкин, меньше рассуждай, а рубль дай! В этом году точно уйдёт. 16 лет на складе ревизии не было, потому что у Петуховича зять в тресте. А в этом году его дочка разошлась с ним. Значит будет проверка и...
   Пидкин обречённо вынул рубль и протянул его Судейкиной.
   Хоть и вертелась у Пидкина в голове мысль типа "оставь надежду всяк сюда входящий", какая-то неведомая сила влекла его к кассе. Может быть над ним сжалятся и дадут ещё один аванс? Пидкин уже собрался постучать в маленькое окошко, но в этот момент из дверей расчётного отдела вышла Анна Сергеевна, главный бухгалтер.
   -Денег больше нет, не стучите. А это ты, Пидкин! А я к вам отдел. Раз уж ты тут... -Анна Сергеевна подошла к Пидкину и продолжила почему-то полушёпотом: -Ты ведь в курсе , Пидкин, что у нашего уважаемого директора на следующей неделе юбилей. Мы тут посоветовались и решили подарить ему сервиз. Это значит, -Анна Сергеевна перевела взгляд с Пидкина куда-то на потолок, -где-то по полтора...
   Какая-то заведённая внутри Пидкина пружина внезапно сработала на спуск.
   -Может ему лучше вазу подарить? Я тут на днях в магазине видел. Унитаз называется. Между прочим, импортная вещь! Сервиз ему! Этому барбосу непривязанному, этому утконосу мохнатому, этому орангутангу в шляпе!.. -В мозгу у Пидкина вихрем мелькнул вопрос: почему я сказал "в шляпе"? Ведь я хотел сказать совсем другое. Это просто ассоциация. "В шляпе"... Да вот же она. -Пидкин, не поворачивая головы, чуть-чуть скосил взгляд вправо. И в самом деле -в шляпе, но не орангутанг, а сам директор МаслОв. Стоит тут и... подслушивает.
   -А... Анна Сергеевна! Ради... ради спасения животных... Этих несчастных, этих угнетённых, обездоленных... Мы просто обязаны... Я себе не прощу... -Глаза Пидкина наполнились слезами. -Я сегодня утром проснулся, подумал: получу деньги и сразу же отдам... Фонд мира... Так борьба, очаги напряженности, схватки капитала, голод и страдания неимущих... И в первую очередь, сказал себе: Пидкин, сдай деньги на защиту животных! Всё берите, Анна Сергеевна!
   Пидкин вынул из кармана оставшиеся деньги и вручил их Анне Сергеевне, которая от удивления стояла с раскрытым ртом. Затем Пидкин достал носовой платок и смахнул нахлынувшие слёзы.
   Тотчас же тронулся с места директор. Пройдя по коридору несколько шагов, он остановился, снял шляпу и засунул её под мышку. Кашлянул и направился к выходу.
   -



   -