Католицизм и православие

Владимир Макеев 2
 В мире существует свыше 20 000 религий, последователи которых называют себя христианами. Католицизм и православие — основные из них. И хотя между последователями этих конфессий можно увидеть много общего, все же в обрядах и учениях они имеют кардинальные различия.
Широко известен тот факт, что первые христиане не имели между собой разногласий, но все принадлежали к одной церкви и были единомышленниками. Во II-III веках в христианство начали внедряться учения философов и язычников. Позднее церковь и вовсе раскололась на два основных направления: Западное и Восточное.
Западная церковь стала называться католической (от греч. Католикос — вселенский). Ее центр находился в Риме.
Восточная же переросла в православие (заимствованное с греч. Ортодоксия — по смыслу «правильное мнение») с центром в Константинополе. На данное разделение в первую очередь оказала большое влияние политика: Византия и Рим боролись за власть.
 После разделения лидеры противоборствующих церквей взаимно предали друг друга анафеме в 1054 году. Правда в 1965 году анафемы были так же взаимно сняты, однако раскол остается в силе до сих пор. Так как укоренившиеся разногласия уже не могут быть устранены.
Православная церковь состоит из обособленных, автономных церквей. Например, существует Русская Православная Церковь, сербская, греческая, грузинская, румынская и т.д. Эти церкви находятся под контролем митрополитов, архиепископов и патриархов.
 Однако среди православных церквей может не быть единства. Общение между собой не считается важным и обязательным. Важен и тот факт, что православные главой церкви признают только Иисуса Христа.
Основной идеей католичества является единство между церквями. Это вложено в само название. Хотя католические церкви могут находиться в разных странах мира, все они между собой сообщаются.
Также среди католиков не принято отступать от единого вероучения. Хотя существуют некоторые отличия в формах литургического поклонения у католиков римского обряда и византийского.
 Однако все они признают друг друга членами единой Церкви. У католиков главой Церкви является Папа Римский, а не Христос, как у православных.
Фактически в каждой религии есть свое учение о жизни после смерти. И учения эти существенно отличаются. Католики уверенны, что после смерти душа хорошего человека попадает в чистилище. Там она очищается от грехов, которые человек совершил при жизни.
Православные же верят, что после смерти душе необходимо пройти все ступени мытарства. На каждом из них душе задают вопросы и демоны-мытники взыскивают с нее за каждый грех, совершенный на земле. Это своего рода частный суд перед Богом.
В католицизме принято креститься слева направо пятью пальцами. Этот жест носит символическое значение: пять пальцев — пять ран на теле Христа. По две на руках и ногах, а пятая была нанесена острием копья.
Православные же крестятся справа налево, складывая три пальца вместе, а мизинец и безымянный прижимая к ладони. Три пальца символизируют Троицу, а остальные два — божественное и человеческое происхождение Христа. В Румынской Православной Церкви два пальца являются символом Адама и Евы.
Многие христиане не верят в Иисуса как в бога. Даже во времена раннего христианстве существовали церкви, которые не считали Иисуса богом. Для них он был совершенным человеком.
Сегодня существуют церкви, где Иисус также не является богом. Поэтому нельзя считать понимание Иисуса в качестве человека отличительным признаком ислама. То же самое касается понимания Иисуса в качестве божества.
Христианство – не единственная религия, где Иисус имеет божественный статус. Существует много религий, где Иисуса считают либо богом, либо проявлением бога.
Тогда в чем действительное отличие? В центральности фигуры. Религии, где в центре находится Иисус Христос, являются христианскими, независимо от статуса Иисуса. Он может быть богом, человеком, или богочеловеком. Важно, что он находится в центре вероучения. Поэтому мормоны, где отсутствует традиционное понимание Троицы, являются христианами, так как Иисус – их центральная фигура.
В исламе Иисус не является центральной фигурой. Мухаммед превосходит его, так как именно он является последним пророком (печатью пророков), через которого Аллах даровал «неискаженное писание» – Коран.

16 июля 1054 года посланник папы Льва IX вошел в собор Святой Софии в Константинополе. На алтарь был положен документ, который положил начало противостоянию самых непримиримых ветвей христианства - православных и католиков.
За 700 лет до этих событий в западной и восточной частях Римской империи христианство было государственной религией. Это была единственная религия, которая не была единой из-за доктринальных различий. Сегодня различия между православием и католицизмом составляют более 50 пунктов. До великого раскола их было всего пять.
В VI веке Западная церковь определила:
- Святой Дух восходит только от Отца, но не от Сына. Восточная церковь продолжала верить, что Святой Дух восходит и от Отца, и от Сына.
- Из-за различий в календарях Восток и Запад праздновали Пасху в разное время.
- Богослужения в Западной церкви ранее проводились на латинском языке, а в Восточной - на греческом.
- Для причастия в западной традиции использовался пресный хлеб, а в восточной - квасной.
- На Западе обет безбрачия давали все священнослужители; на Востоке обет безбрачия давали только монахи. Римские папы славились своей распущенностью, но официально не имели жен.
Также велись теологические споры о том, должны ли священники бриться и поститься по субботам. Все это было проявлением великой борьбы между Римским и Константинопольским соборами за первенство в христианской церкви. Раскол не произошел в одночасье; идея отделения возникла много веков назад.
 
С тех пор Церкви оставались отделенными друг от друга, и ни одна вера никак не пресекала убийства и грабежи. В 1182 году жители Константинополя устраивают резню латинян, католическая община численностью 60 000 человек стерта с лица земли, папские послы убиты, а те, кто выжил, проданы в рабство туркам.
В 1183 году к Константинополю приходят крестоносцы. В 1204 году Четвертый крестовый поход вторгается в Константинополь, грабя и разрушая все вокруг.
 
События Варфоломеевской ночи 1572 года произошли не только в Париже. Серия спланированных избиений гугенотов (христиан-протестантов) прокатилась по всей Франции, в ходе чего было убито около 30 тысяч человек. Это событие вошло стало продолжением затянувшихся религиозных войн между католиками и гугенотами, и оно вызвало резкое осуждение со стороны других государств. В ходе спланированной резни было уничтожено множество видных лидеров гугенотов, а король Генрих Наварский, будущий Генрих IV, был пленён, и ради спасения своей жизни перешёл в католичество (от которого отрёкся три года спустя, совершив побег). Стоит отметить, что Варфоломеевская ночь во Франции была не единственным подобным событием. К примеру, пятью годами ранее гугеноты устроили католикам “Мишеладу” – организованную резню католиков во французском городе Ним. Однако, именно Варфоломеевская ночь навсегда вошла в историю, как самая масштабная резня подобного рода.
По сути, Варфоломеевская ночь была массовым убийством гугенотов католиками
Современные историки спорят о сути Варфоломеевской ночи до сих пор. Никто точно не знает, была ли эта резня спланирована в таких масштабах заранее, или она просто в какой-то момент вышла из-под контроля. Большинство исследователей полагает, что королева-мать Екатерина Медичи решила устранить своих основных политических соперников (ряд знатных лидеров гугенотов), и приказала с попустительства короля Карла IX, своего сына, устроить резню. Возможно, никто не предполагал, что резня получится бесконтрольной, и волна избиений протестантов охватит не только весь Париж, но и всю Францию. Свою роль сыграло и то, что многие горожане воспользовались Варфоломеевской ночью, как поводом для того, чтобы свести личные счеты с гугенотами. Убийство лидеров гугенотов было организованным, но массовое избиение протестантов, охватившее Париж в ночь с 23 на 24 августа 1572 года, сопровождалось грабежами и мародёрством. По сути, Варфоломеевская ночь стала поводом для “чистки” неугодных, причём в список неугодных попали все гугеноты разом.
Королева-мать Екатерина Медичи, один из основных организаторов Варфоломеевской ночи
Причин у Варфоломеевской ночи было множество. Это было чётко организованное нападение, подлое и тщательно продуманное. Лидеры католиков решили одним ударом расправиться сразу со всеми основными противниками, и в целом им это удалось.
 Народная ненависть. Большую часть населения Франции составляли католики, и к протестантам-гугенотам они относились негативно. Вполне возможно, изначально католики намеревались перебить только несколько десятков самых видных дворян-гугенотов, но из-за застарелой вражды эта акция вылилась в бесконтрольную резню и мародёрство.
 Неудачное покушение на Гаспара Колиньи. Оно состоялось за два дня до Варфоломеевской ночи, а сам Колиньи был одним из лидеров гугенотов. Имевший влияние на короля Карла IX Колиньи был неудобен королеве-матери Екатерине Медичи, и после того, как покушение не удалось, она повелела начать резню. Её влияние на сына, Карла IX, было огромно, а неудавшееся покушение стало одной из основных причин Варфоломеевской ночи.
 Жерменский мирный договор. Заключенный в 1570 году, он на время остановил религиозные войны во Франции, но его итоге не удовлетворили радикально настроенных католиков, в том числе влиятельное семейство де Гизов.

 Гибель множества людей. Начавшись в Париже, резня прокатилась по всей стране, затянувшись на несколько недель. Согласно историческим источникам, в Париже погибло около 3000 человек, а во всей Франции – примерно в десять раз больше.
 Гугенотам был нанесён сокрушительный удар. Многие их лидеры были убиты (как вышеупомянутый Колиньи), а Генрих Наваррский вынужденно перешёл в католичество, и следующие три года пребывал при французском дворе в качестве почётного пленника.
 Обострились религиозные противоречия. Из-за событий Варфоломеевской ночи хрупкий мир между гугенотами и католиками разрушился окончательно. Впоследствии Генриху Наварскому, который стал королём Франции Генрихом IV, удалось примирить обе стороны.
 Массовое бегство населения. Опасаясь расправы, около 200 тысяч французов бежало в другие страны. Разумеется, это всё были гугеноты.
 Международное осуждение. Варфоломеевскую ночь осудили Польша, Англия и германские государства. И даже Иван Грозный! Который, кстати, за два года до этого устроил погром и резню в Новгороде.

 Кто такие инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько людей было уничтожено?

Название «инквизиция» произошло от латинского слова inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск».
Сегодня инквизиция известна как церковный институт. Но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд САМ начинал процесс на ОСНОВАНИИ ПОДОЗРЕНИЙ и запрашивал у населения подтверждающую информацию.
А придумали этот термин юристы ещё в поздней Римской империи. В Средние века этот термин стал использоваться и утвердился в связи с открытием, изучением и усвоением в XII столетии основных письменных памятников римского права…
Судебный розыск практиковал как королевский суд — например, в Англии, — так и церковь, причём в борьбе не только с ересью, но и с другими преступлениями, входившими в юрисдикцию церковных судов. Например, в связи с блудом, двоежёнством.
Но самой мощной, стабильной и известной формой церковного inquisitio стал inquisitio hereticae pravitatis, то есть розыск еретической скверны..
Инквизицию не всегда и не везде называли святой.
Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны». Его нет и в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции.
Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции. Но слово «священная» точно так же вошло в полные названия и других конгрегаций (отделов) курии. Например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса…
Священная конгрегация индекса (лат. Sacrum congregatio indicis; конгрегация Индекса запрещённых книг; Индекс-конгрегация) — конгрегация, которая совместно с римской инквизицией заведовала составлением и пополнением папского индекса запрещённых книг. Была учреждена папой Пием V в 1571 году. Имела в своём распоряжении определённое число доносчиков (лат. «delatores») и консультантов (богословов, юристов, и лиц, сведущих в светских науках).
Упразднена Священная конгрегация индекса согласно указа от 25 марта 1917 года папы Бенедикта XV, который передал её функции компетенции Верховной Священной конгрегации Священной канцелярии.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть «Sanctum officium» (на латыни), в Испании «Santo oficio», что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба».
В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации. В таком контексте эпитет «святая» не должен вызывать удивления. Инквизиция всегда подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, то есть делом не просто святым, а практически божественным...
Сначала, на протяжении нескольких десятилетий, римские папы пытались поручить инквизицию епископам. Они (папы) нередко угрожали епископам снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы.
Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче. Они были слишком заняты другими своими обязанностями. И главное, бороться с ересью им мешали уже налаженные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам.
Тогда, в начале 1230-х годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам.
Монахи соперничали с проповедниками-еретиками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов.
Важно отметить, что инквизиторы напрямую подчинялись только папе. Свои полномочия получали ПОЖИЗНЕННО и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга. Поэтому сместить инквизитора, а тем более отлучить его от церкви было практически невозможно…
На протяжении XIII века по папской инициативе инквизицию вводили в разных итальянских государствах. В Ломбардии и Генуе инквизицией ведали доминиканцы, в Центральной и Южной Италии — францисканцы. Ближе к концу века инквизиция была учреждена в Неаполитанском королевстве, на Сицилии и в Венеции.
В XVI веке, в эпоху Контрреформации, итальянская инквизиция, возглавленная первой конгрегацией папской курии, заработала с новой силой, борясь с протестантами и всякого рода вольнодумцами.
В Германской империи время от времени действовали инквизиторы-доминиканцы. Но постоянных трибуналов там не было. Это происходило из-за многовекового конфликта между императорами и папами, а также из-за административной раздробленности Германской империи, затруднявшей инициативы на государственном уровне.
Нужно сказать, что в разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Эти группы объединяло то, что все они так или иначе отступали от католической веры губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере.
Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной Д’Арк, обвиняемой примерно в том же.

Жанна д’Арк, Орлеанская дева (около 1412 — 30 мая 1431) — национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретик и сожжена на костре. Впоследствии в 1456 году была реабилитирована и в 1920 году канонизирована — причислена католической церковью к лику святых.

 Кого казнить, кого судить инквизиторы определяли путём сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый «срок милосердия», обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников. «Добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всём, что знали.
 Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность, то есть действовала ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ.
Как правило, подозреваемым доказать свою невиновность не удавалось. Они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам...
Иногда осужденных отправляли на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишая имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила.
Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови».
«Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
Джордано Бруно за свою короткую жизнь (1548-1600) был монахом, философом, мистиком, космологом и математиком. Что же привело его к костру инквизиции?  Взгляды Бруно нарушали естественный иерархический порядок традиционной конечной Вселенной, где люди были в центре творения, которое бог-создатель окружил своим божественным покровительством.
Джордано  Бруно  упорствовал в своих «заблуждениях», поэтому был сожжен  живьём на костре.  В конце  20-го века очередной Папа Римский простил этого еретика и выразил сожаление, что эта казнь только пошатнула веру людей  в католицизм. 
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы нашей компетенции...
Скажем так: инквизиторы, их жертвы и их современники верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм, то есть достаточно широко распространённые тогда негативное отношение, ненависть, дискриминация или предубеждение по отношению к женщинам, полагал чародейство типично женским видом деятельности.

 Знаменитый трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа эмоциональные и недостаточно разумные.
Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки. И ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже. В этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами...
За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух, знахарок. Здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе.
Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в XVI–XVII веках, была вызвана социальными изменениями, связанными с распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне.
В те времена нередко богатые, чтобы оправдать своё состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, просто обвиняли их в колдовстве ...

История развития индульгенций

 Первые индульгенции в современном понимании этого слова появились в XI веке – их начали выдавать французские епископы. По сути, это были юридические документы, в которых церковь заявляла о своём заступничестве за раскаявшегося грешника перед Богом. Эти бумаги не отрицали факт вины за грешное деяние, но освобождали грешника от необходимости в дальнейшем раскаянии при жизни.
Интересной особенностью средневекового католичества было разделение грехов по степени тяжести, предусматривавшее соответствующие наказания. При этом глава церкви наделялся правом взвешивать благие деяния и определять, какие из них дают основания для предоставления индульгенции согрешившему человеку с учётом тяжести его греха. Так для незначительных прегрешений было достаточно молитвы.
На рубеже XI и XII веков начались Крестовые походы. Они считались богоугодным делом, поэтому всем крестоносцам церковь даровала Indulgentia Plenaria (полное прощение грехов). По сути, именно с этого момента индульгенция превратилась в товар для торговли и размена. Это был инструмент, позволявший католической церкви зарабатывать деньги и усиливать своё влияние во всех сферах жизни средневекового общества.
Примерно в середине XIII века упомянутый выше Гуго де Сен-Шер подробно обосновал право священников даровать людям прощение, не только избавляя их от наказания, но прощая даже сам грех. Такая трактовка понравилась людям того времени, поэтому стала очень популярной. Да и сами священники способствовали распространению такого понимания индульгенций, поскольку быстро почувствовали, какой властью это их наделяет.
В 1343 году была утверждена «Доктрина сокровищницы заслуг», согласно которой существует всеобщая «сокровищница», пополняющаяся всякий раз, когда кто-то совершает благое деяние. И именно за счёт неё прощаются грехи тех христиан, которые сами не совершили достаточного количества благих дел, но, сделали что-то полезное для католической церкви или просто сделали денежное пожертвование. Так индульгенция окончательно стала товаром для продажи и усиления влияния церкви.
Кто мог получить индульгенцию?
В разное время получить индульгенцию могли разные люди. Изначально она полагалась лишь тем, кто публично продемонстрировал искреннее раскаяние. То есть, человек должен был покаяться в своих грехах и компенсировать их благими деяниями. Не могло быть и речи о том, чтобы простить грехи, о которых человек не хочет рассказывать.

 Ситуация резко переменилась с началом Крестовых походов. Церковь не просто стала выдавать индульгенции крестоносцам – она прощала им вообще все земные грехи, и для этого даже не требовалось покаяние.
Бывали и другие случаи массового прощения всех грехов. Например, папа Бонифаций VIII постановил, что людям, получившим благословение понтифика во время публичного выступления, также прощаются грехи. Это значительно повысило «посещаемость» подобных мероприятий. При этом благословения раздавались далеко не каждый раз.
 Также индульгенции получали паломники, которые пришли в Рим в определённый год. Сначала это происходило раз в столетие, потом раз в 50 лет, а в XV веке – каждые 25 лет.
 К XVI веку продажа индульгенций стала чисто коммерческой деятельностью. Церковь больше не интересовало, раскаялся ли человек – лишь бы заплатил. Теперь любой богач мог позволить себе купить прощение грехов, что противоречило принципам христианства, заложенным Иисусом (все знают приписываемую ему цитату: «Скорее верблюд пройдёт сквозь ушко иголки, чем богатый попадёт в Рай»).
В 1517 году немецкий богослов Мартин Лютер выступил категорически против выдачи индульгенций. У него были и другие претензии к церкви, но именно торговля прощением грехов, словно пирожками, послужила главной причиной. Он составил 95 тезисов, в которых объяснялось, каким должно (и каким не должно) быть покаяние, что представляет собой индульгенция и как её можно получить. С этих тезисов началась Реформация и раскол католической церкви.
 Призывы Мартина Лютера звучали очень убедительно, поэтому вскоре у него появилось огромное количество сторонников, из которых сформировалось новое направление христианства – протестантизм. В 1567 году, через полстолетия после публикации тезисов Лютера, римский папа Пий V официально запретил продавать индульгенции. Теперь их снова могли получить лишь те, кто продемонстрировал искреннее раскаяние.

Литература  о католичестве

Легенда об  Уленшпигеле

Роман бельгийского писателя Шарля Де Костера, опубликованный в 1867 году. В романе использован образ Тиля Уленшпигеля, восходящий к народным немецким книгам позднего средневековья. Фольклорные мотивы более ранней эпохи автор использует для отображения многолетней борьбы фламандцев против иноземного порабощения.

Краткое содержание  романа

  Приключенческая легенда об Ламме Гудзаке и   Уленшпигеле, весёлых и забавных ребят во Фландрии и других местах.
  Тиль Уленшпигель сын Клаасса, который угольщик, родившейся в местечке Дамме. Растёт мальчик большим проказником, и его шалости не всегда простые, а иногда и с последствиями. Однажды в дружеском разговоре он утвердительно говорит, что молитвы за упокой нужны только попам, имеющим свою от этого выгоду. Один участников разговора обвиняет его в сквернословии и делает донос. Наказанием для Уленшпигеля становится трёхлетние изгнание из родной Фландрии на протяжении, которого он должен получить прощение у Папы Римского.  Отец и мать в печали остаются в Дамме.
 Нели, дочка белой колдуньи, расстраивается и переживает за Тиля.

 Бригадир рыболовов Иост Грейпстювер жаждущий наживы в виде денег, которые Клаас получил от брата, пишет на него донос и того отправляют на костёр. Жена Сооткин с сыном Уленшпигелем идут на пепелище и обнаруживают на месте где должно быть сердце выжжена огромная дыра. Сооткин шьёт мешочек для Тиля, насыпает пепел мужа и предаёт как талисман ему.  Жену и сына усопшего пытают, чтобы узнать про деньги, но те отпираются и ссылаются на незнание этого.

   В Голландии появляется испанская инквизиция по приказу короля Филиппа. По всей стране прокатывается волна волнений. Гёзы, то есть нищие, так назвали себя повстанцы, воюющие за независимость. К ним примыкают Ламме и Тиль. Везде где появляется Уленшпигель, поднимает народ на борьбу с тираном. Войско во главе с герцогом Альба лютует. Они казнили графов Горна и Эгмонта. В тоже время принц с прозвищем Молчаливый, а звали его Оранский, собирает армию. Вербовкой для него занимается Уленшпигель. Проходя руины, он ищет тех, кто встанет на защиту родины.
 Филипп тоскует и злится, от чего не может найти себе место. Даже мечты об управлении всей Европой не дают ему успокоения.  Произведя расправу над близкими людьми и придворными не находит утешения.

   Уленшпигель разделяет с Молчаливым и горе поражений и радость побед. Однажды он сказал, что странствует по белому свету с целью прославлять добро и всё прекрасное. Тиль помогает во всём как карать злодеев, так и помогать обиженным.
 Он разоблачил Спелле, у которого за душой много погубленных им душ, душегуба погубившего братьев Неле Михилькина и Боолкин. Тиль часто вспоминает любимую Нелли и родной город Дамме, по которым скучает. В тот момент около города появляется волк, который убивал людей, и Катлина чуть не погибла от его лап. Уленшпигель по приезду в Дамме занимается его изловом. Оборотнем был Иост Грейпстювер, который загубил Клааса. Он имитировал волчьи укусы шеи тем, кого он мог поймать, при помощи вафельницы с длинными острыми зубьями по бокам. Его приговорили судом на смерть через сожжение.
   Тиль и Ламме поступают на службу на корабль под командованием адмирала Долговязого. Тем временем в городе Катлина признаёт среди свиты наместника Дамме своего любовника «чёрного беса». Он, Ганс, не признаёт Катлину, но Неле рассказывает всю правду о нём. Наместник даёт распоряжение арестовать Иооса Даммана, который и был Гансом. Катлина нашла закопанное тело убитого тем человека. За это её забирают в тюрьму и пытают. Неле на суд приносит одно письмо от Ганса к Кетлин, а второе нашли в сумке убиенного им Гилберта. Даммана признают виновным в убийстве и колдовстве. Его сожгли на костре, а Катлину испытывают водой на канале. Она тонет показывая таким образом, что она не ведьма, но, не сумев придти в себя умирает третьим днём. Сирота Неле едет в Голландию.
   Тиль становится профессиональным канониром и воином. «У меня нет тела, у меня есть только дух, — отвечает Тиль на расспросы, — а моя подруга Неле похожа на меня. Дух Фландрии, Любовь Фландрии — мы никогда не умрём». Заступается за сдавшихся монахов, которых обещали отпустить. За это Уленшпигелю грозит эшафот, но Неле согласно местным обычаям выходит за него замуж. Она становится свирельщицей, там, где службу проходит Уленшпигель. Во время неудач в военных действиях, Ламме, Нели и Уленшпигель угодили в плен. Их освободили, и они возвращаются на корабль. Ламме становится коком, а Тиль получает корабль под своё командование. Гёзы снова начинают побеждать. Во время боя Ламме получает ранение в бедро, которое пришла перевязать его пропавщая жена. Объяснением её ухода была глупая пропаганда какого-то монаха призывавшего женщин к безбрачью. Этим монахом оказался тот которого взяли в плен и Ламме его откормил, но с вернувшейся Каллекен они покидают корабль.

   Собранные в Гааге генералы заставляют отвлечься от престола Филиппа. Нидерланды обретают свободу, а через некоторое время принца Оранского убивает наёмник. Покидают флот Тиль и Неле. Уленшпигель становится начальником башни Веере, а за одно и охраняет её. Однажды Неле и Уленшпигель снова умащаются волшебным снадобьем и видят преображённых Семерых. Гордыня стала Благородной гордостью, Скупость преобразилась в Бережливость, Гнев — в Живость, Чревоугодие — в Аппетит, Зависть — в Соревнование, Лень — в Мечту поэтов и мудрецов. А похоть стала любовью. Придя в сознание Неле видит, что Тиль не приходит в себя. Проходящие неподалёку бургомистр и священник радуются, что убили принца Оранского. Увидав Неле, спешат похоронить Тиля. Над могилой священник начинает читать молитву, как вдруг  из неё вылезает Уленшпигель.

 «Никому не удастся похоронить Уленшпигеля, дух нашей Фландрии, и Неле, сердце ее! Фландрия тоже может уснуть, но умереть она никогда не умрёт! Пойдём, Неле!» — с этими словами Уленшпигель, обняв Неле, уходит.
 
Кинофильм «Праздник святого Йоргена»
Режиссер
Яков Протазанов
Сценаристы
Илья Ильф (Файнзильберг), Евгений Петров, Яков Протазанов, Владимир Швейцер, Сигизмунд Кржижановский
В главных ролях: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Михаил Климов
Двое жуликов бегут из тюрьмы и оказываются ночью накануне праздника в церкви. Смешавшись с толпой прихожан, герой Коркис вместе с сообщником Шульцем оказывается у храма. При виде денег, которые остаются в карманах служителей церкви, Коркис задумывает очередную авантюру... Один из них выдает себя за святого Йоргена, творит чудеса на глазах у публики и после длительного торга со служителями церкви благополучно уезжает, прихватив с собой дочь наместника храма.
Фильм снимался как немой, но в 1935 был озвучен.

 Яков Протазанов поставил эту комедию по роману датского писателя Геральда Берстеда с участием уже знакомой зрителям по "Процессу о трех миллионах" троицы: А.Кторов /Микаэль Коркис/, И.Ильинский /Франц Шульц/ и М.Климов /наместник храма/.: Коркис - элегантен, умен и хитер, а Шульц "подпевает" ему в меру своих не слишком выдающихся умственных способностей. Главный анекдот комедии заключен в том, что Коркис нагло выдает себя за "святого", способного творить чудеса.
Остроумные надписи придумали к фильму Илья Ильф и Евгений Петров. В 1935 году картина была озвучена и еще долгие годы с успехом шла на экранах кинотеатров.
Они не были авторами, или даже соавторами сценария Святого Йоргена. Но они написали замечательные субтитры к немой версии этого фильма, которые особенно уморительно смотрятся на фоне кадров:
Отец Казначей подсчитывать дневную выручку от продажи волос, слез и прочих артефактов Св. Йоргена, сгребает в ящик стола груды золотых монет и пачек банкнот, титры-Отец Казначей, СМИРЁННЫЙ РЕВНИТЕЛЬ ЦЕРКОВНОЙ КОПЕЙКИ.
Учитесь работать без отмычек.
 Прихожанам храма раздают листовки: «Голосуйте за национал-демократов».  Это в 1930 году выпуск немого варианта фильма. Прямые указания на финансирование Ватиканом прихода к власти фашистов в Италии и в будущем  1933 году национал-социалистов в Германии. В фильме как раз идёт речь о финансировании выборов. 
Западное понимание демократии. Демократия – власть народа, слово появилось  в древней рабовладельческой Греции ещё  до Нашей эры.  Народом считался не весь народ в нашем понимании, а только те, кто имел рабов, недвижимое имущество. Всякие там рабы, голодранцы, бомжи, нищие  не считались народом.  Большинство демократов в США, например, из Южных Штатов, где был рабовладельческий строй. Это западное понимание демократии.
 Самоназвание гитлеровской партии – Национал-социалистическая рабочая партия Германии.
Рабочие в этой партии были, но руководящей роли не играли – были простыми исполнителями.
 Западный мир пропитан лживым католическим духом.  Половые извращения. Установление спортивных рекордов переодетыми в женщин мужчинами – это профанация спорта. Это не честный спорт.


Папа Римский и Константинопольский патриарх встречаются в 1964 году в нейтральном Иерусалиме. Павел VI и Афинагор обнимаются, целуются и отменяют предыдущие анафемы. Спрашивается за что же погибли сотни тысяч людей в течении предыдущих столетий?
Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию доктрины веры, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков. В частности расследует сексуальные преступления духовенства, цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.




Апрель 2023г