Рассказ 12 Взаимность

Эллина Роман
От автора: Когда мы что-то для кого-то сделали, нам говорят: «Спасибо. Взаимно». А вот, что такое «взаимность»? И как мы понимаем это слово? Заглянем в социаль-ную психологию.
В социальной психологии взаимность - это социальная норма реагирования на позитивное действие другим позитивным действием, вознаграждающим добрые поступ-ки. Как социальная конструкция, взаимность означает, что в ответ на дружествен-ные действия люди часто гораздо добрее и гораздо более склонны к сотрудничеству, чем предсказывает модель личных интересов. В ответ на враждебные действия они часто гораздо более противны, даже жестоки. Взаимность позволяет строить продол-жительные отношения и обмены. Взаимные действия отличаются от альтруистических действий тем, что взаимные действия вытекают только из первоначальных действий других. Некоторые различают идеальный альтруизм и взаимный альтруизм. Взаимность также была краеугольным камнем древней Греции. В гомеровской Греции граждане полагались на взаимность как на форму сделки, поскольку не было формальной системы управления или торговли. В Илиаде, Гомер иллюстрирует несколько примеров взаимных транзакций в форме дарения подарков.
Например: в книге VI «Илиады» Главк и Диомед обмениваются доспехами, когда обнаруживают, что их деды были друзьями. Однако были времена, когда прямая взаимность была невозможна, особенно во времена острой нужды, когда гражданину нечего было дать взамен.
В классическом греческом полисе крупно-масштабные проекты, такие как строительс-тво храмов, постройка военных кораблей и финансирование хоровых коллективов, осуществлялись в качестве подарков от отдельных доноров. В Риме богатая элита была связана со своими иждивенцами в цикле взаимного дарения подарков. Как показывают эти примеры, взаимность пользовалась культурным престижем среди древних аристократий, для которых это было выгодно.
Взаимность - не только сильный определяющий фактор человеческого поведения, это мощный метод для достижения согласия с просьбой. Правило взаимности способно вызвать чувство долга даже при столкновении с непрошеной услугой и независимо от симпатии к человеку, оказавшему услугу.
Положительная и отрицательная взаимность.
Положительная взаимность возникает, когда действие, совершенное одним человеком, которое оказывает положительное влияние на кого-то другого, возвращается дейст-вием, которое имеет примерно такой же положительный эффект. Однако ответное действие должно быть примерно равно первому действию с точки зрения положитель-ной ценности, в противном случае это может привести к некомфортной социальной ситуации. Одним из примеров положительной взаимности является то, что официант-ки, которые широко улыбаются, получают больше чаевых, чем официантки, которые улыбаются минимально. Кроме того, бесплатные образцы - это не просто возможность попробовать продукт, а скорее приглашение соблюдать правило взаимности. Многим людям трудно принять бесплатный образец и уйти. Вместо этого они покупают часть продукта, даже если он не показался им таким уж приятным.
Отрицательная взаимность возникает, когда действие, оказывающее негативное влияние на кого-либо, возвращается действием, имеющим примерно равный отрицате-льный эффект. Аспекты возмездия, то есть аспекты попытки отомстить и причинить вред, известны как негативная взаимность. Это определение негативной взаимности отличается от того, как негативная взаимность определяется в других областях. В культурной антропологии отрицательная взаимность относится к попытке получить что-то даром. Ее часто называют «обменом» или «торгом».
Негативная взаимность на рабочем месте согласно взаимности, вредное поведение также имеет тенденцию отвечать взаимностью на вредное поведение. Мета анализ (объединение результатов нескольких исследований методами статистики), проанали-зировал негативное поведение на рабочем месте, которое варьируется от издевате-льств и домогательств до контрпродуктивного поведения на работе, разделив их на разные категории в соответствии серьезностью, активность и цель. Анализ показал, что на негативное поведение, как правило, отвечают взаимностью того же типа поведения, и самая сильная связь была обнаружена при взаимности с использованием соответствующего уровня серьезности и активности; однако, негативное поведение на рабочем месте, которое усиливается по степени серьезности или активности, также показало сильную и позитивную взаимосвязь. Более того, когда частота негативного поведения на рабочем месте увеличивается, на это отвечает взаимнос-тью другой человек, также увеличивая частоту своего негативного поведения. Было обнаружено, что самым слабым эффектом является снижение активности или серьезно-сти, что означает, что большинство людей, как правило, реагировали с такой же или большей степенью взаимности на негативное поведение на рабочем месте. В категории серьезности деэскалация имела место только тогда, когда Сторона А проявляла серьезное поведение, такое как насилие или домогательства, в то время как: Сторона В проявляет умеренно серьезное поведение, которое может быть резу-льтатом нежелания пересекать линию этических норм и юридических последствий в результате поведения. Во взаимности и доверие учитывается 3 различных фактора: предпочтения индивида в отношении риска, его социальные предпочтения и, наконец, его убеждения в надежности другого человека. Скоординированный мета анализ показал, что доверие к взаимности может вызвать чувство отвращения в начале серии взаимодействий с незнакомцем из-за неопределенности результата решения, что означает, что люди не уверены, ответит ли другой человек взаимностью на их действия. По мере роста межличностного доверия люди становятся более уверенными и готовы сотрудничать со своими партнерами.
И снова возвращаемся к полюбившемся персонажам.
1.Мэтью Филлипс – 41 год. Британский актер;
2.Хилари Суон – 37 лет. Малоизвестный писатель.
Вечер. Мэтью уставший вернулся домой, после очередных съемок фильма. Переодевав-шись, он заметил девушку, напротив своего дома, соседку, это была Хилари. Она сидела на подоконнике, и читала книгу, что-то записывала. Его охватили воспоми-нания.
От автора: Я не раз описывала это термин, но, давайте вспомним еще раз, кратко.
Воспоминание - это представление, отнесенное к более или менее точно определен-ному моменту в истории нашей жизни. Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания. Это специфическая человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминание о своем прошлом. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосозна-ния. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда, поэтому связано с амнезией, расстройством памяти и притом именно этого ее аспекта: известные периоды жизни выпадают из памяти, утрачиваю-тся для личного сознания. Локализация наших воспоминаний, располагающая события нашего прошлого в определенном месте последовательного хода нашей жизни, обычно является продуктом тесного сплетения непосредственно всплывающих воспоминаний и опосредованного процесса их восстановления. Попытка считать наши воспоминания продуктом реконструкции прошлого, совершающейся посредством одних лишь умозаклю-чений, по существу совершенно тожественной с реконструкцией хода исторических событий, свидетелем которых мы не были, явно несостоятельна. Но бесспорно, что процесс локализации наших воспоминаний включает в себя умозаключения и является опосредованным процессом. Целый ряд воспоминаний мы локализуем через заключения объективной последовательности событий на основании причинных зависимостей между ними. Без таких умозаключений порядок наших воспоминаний и интервалы между событиями, к которым они относятся, не были бы однозначно определимы. Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь. Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего ближайшего окружения. Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественно-политической жизни. Эти события датированы независимо от наших личных воспоминаний. Но, исходя из них, мы можем локализовать наши воспоминания, поскольку события нашей жизни постоянно сплетались с событиями коллективной жизни и по мере их переживания включались в рамки социальной жизни. Внутри этих социальных рамок мы и осуществ-ляем локализацию наших воспоминаний. В нашей памяти, воспроизводящей наше прош-лое, отчетливо выявляется значение для формирования памяти требований, предъяв-ляемых к человеку социальными отношениями, в которые он вступает. Необходимость действовать в дальнейшем в соответствии с характером обязательств перед другими людьми влечет за собой необходимость сохранять воспоминание о прошлом. Участие в общественной жизни требует сохранения и уточнения воспоминаний, и оно же дает для этого опорные точки. Мы должны помнить наше прошлое, поскольку оно связано с другими людьми, и именно это участие в коллективной жизни связывает события нашей индивидуальной жизни с событиями коллективного опыта; это дает возможность восстановить 1-е, исходя из 2-х. И на памяти человека, следовательно, сказывает-ся то, что он общественное существо, включенное в общественную жизнь. Значение социальной жизни для восстановления воспоминаний, освещающих историю нашей жизни, специально отметили представители французской социологической школы.
Еще с самого детства они дружили, но, после окончания школы, Мэтью с родителями переехал в другой город. Но, 10 лет, он все же вернулся, после того, как прочел книгу Хилари. Выкупил свой дом, напротив дома семьи Суон. Конечно, Хилари не знала, что он вернулся, и все эти 10 лет не замечала. Неудивительно, ведь Мэтью постоянно снимался. Он знал, что деву-шка малоизвестный писатель, и решил ей помочь, тем более, ему нравились книги Хилари. Через своих знакомых, Мэтью нашел человека, который занимается организации больших литературных вечеров, позвонил, и договорился обо всем. Хилари получила приглашение, пришла на мероприятие, и даже получила награду. Мэтью был рад за нее, даже расплакался. Теперь, ее полюбили еще больше читателей. Как-то вечером, Мэтью решил зайти к ней в гости. Девушка как раз была дома, когда в дверь позвонили. Открыв, на пороге стоял Мэтью, Хилари улыбнулась, и сказала:
- Мэтью, какой сюрприз, проходи – он вошел, закрыв дверь, она продолжила, но, уже не с улыбкой:
- Вижу, хоть один из нас осуществил свою мечту:
Мэтью почувствовал ее ревность, и гнев, он понял ее обиду. За столько лет, он видел, как девушка выросла, стала красивой. А чтобы она перестала ревновать, обижаться, он подошел к ней, дотронулся до ее щеки, и сказал:
- Хилари, милая, как ты приехала сюда, еще маленькой девочкой, я очень в тебя был влюблен. А сейчас, когда ты стала взрослой, и очень красивой, я понял, что нашел ту, которую я буду любить:
Девушка его не понимала, и это тоже видел Мэтью, он взял ее руку, и просто все ей объяснил, как он помог ей завоевать еще больше читателей, про мероприятие, что недавно проходило, а также, то, что хочет на ней жениться. Хилари, еще не была к этому готова, отказав ему. Мэтью ушел. Конечно, он был в этом расстроен. Да и Хилари тоже была в замешательстве. Конечно, она рада увидеть друга детства, но, в ее сердце живет ревность, и обида. А из-за чего? Просто, в детстве, у каждого ребенка была мечта, Мэтью хотел стать актером, а Хилари – известным писателем. Вот только она так и не смогла выбраться из глубинки. А вот Мэтью выбрался, и сейчас, он знаменитый британский актер. Девушка видела фильмы с его участием, и начинала из-за этого лить слезы.
В это время, Мэтью пришел домой, расстроенный. У него появились чувства к девуш-ке, вернее подруге детства.
Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвяза-ны, но не являются взаимозаменяемыми.
Чувства - особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.
Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это - признак плохого воспитания.
Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.
У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные - невысказанные.
Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожа-ния, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.
Развитие чувств, в раннем детстве - важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:
Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность - физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте с взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, насторожен-ность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет - у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понра-вится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целост-ное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность, а стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.
Развитие чувств, продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.
У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:
Валентность - разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двой-ственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
Интенсивность - сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
Содержание - значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
Стеничность - побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.
Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.
Задача чувств - получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:
- отражательная - помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
- стимулирующая - побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
подкрепляющая - помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
- переключательная - подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
- приспособительная - формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
- коммуникативная - влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.
Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.
Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.
Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств, в психологии:
Предметные - относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
Интеллектуальные - стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
Эстетические - реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
Праксические - связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязаннос-тям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
Моральные - отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недо-пустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.
Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.
В психологии настроение - эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.
У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем, готовы на бескоры-стные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.
У эмоций и чувств, в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоцио-нальный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.
Чувство - глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно.
Чувства - осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.
Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.
Вечером, к Хилари пришла подруга Гвен, увидев подругу в раздумьях, она сказала:
- Хилари, ты, что такая задумчивая? Что-то случилось?:
- Все хорошо, Гвен – сказала Хилари. Но, Гвен чувствовала подвох, и начала пытать подругу. На что, Хилари сказала ей о Мэтью. Гвен знала его, и что он актер, видела его фильмы, она не ожидала такого. За чашкой чая, весь вечер прошел разговор девушек. После ухода подруги, Хилари задумалась, но, посмотрев на себя в зеркало, она сказала себе: раз ее зовут под венец, а почему бы и нет. Тем более ей уже 37 лет. И приняла свое решение, вернее выбор.
От автора: В жизни, мы делаем выбор, неважно какой. Все они разные.
Выбор - предпочтение одних вариантов множеству других или отказ от одних вариан-тов в пользу других.
Выбор - разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множест-венности альтернатив.
В процессе решения практической задачи всегда возникает несколько вариантов. Это происходит и случайно, в силу неоднозначности и неопределенности процесса реше-ния, и целенаправленно, как основа поиска лучшего результата. Но задача, и особенно техническая, считается решён-ной тогда, когда будет сделан выбор окончательного, единственного варианта. Только такая деятельность считается продуктивной. Рекомендуемые к исполнению решения должны быть:
- обоснованными;
- своевременными;
- директивными (обязательными к исполнению);
- правомочными;
- непротиворечивыми (согласованными с другими, в том числе и ранее принятыми).
Выбираемое решение всегда взаимосвязано с конкретной личностью или группой людей. Человек, который имеет право выбирать окончательное решение, несёт за него ответственность, заинтересован в решении пробмы, называется Лицом Принима-ющим Решение (ЛПР). Принятие решения в значительной степени носит социальный характер, поскольку нацелено на удовлетворение общественных потребностей. Выбор возможен одним из следующих способов:
- случайным образом (способом необъяснимым и независящим от условий задачи);
- волевым образом (выбор не обосновывается и индивидуален, определяется чертами характера ЛПР, волюнтаристский);
критериальным образом (выбор имеет обоснование, доступное пониманию другими людьми).
В проектировании предпочтителен критериальный выбор: разработчик должен уметь аргументировано доказать верность и эффективность полученных результатов.
Ранее критериальный подход больше базировался на опыте (экспертных оценках), на обосновывающих верность рассуждениях и умозаключениях (логических построениях). В последнее время к выводам стали предъявлять требования чёткости и точности. Появилась новая наука, теория исследования операций, изучающая проблемы, связан-ные с принятием решений. А задачи, решаемые на основе её принципов, стали назы-вать задачами оптимального проектирования.
В психологии выбор - наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. На всякое живое существо известные предметы действуют либо привлекательным, либо отталкивающим образом: первых оно хочет и стремится к ним, вторых не хочет и удаляется от них или стремится изменить или уничтожить их. Но для того, чтобы хотеть или не хотеть именно этого предмета, «хотящее» существо, очевидно, должно отличать его от дру-гих, то есть, так или иначе, воспринимать его. Всякое волевое отношение непреме-нно связано с опознаванием. «Ignoti nulla cupido» (к неизвестному нет желания). Поэтому спор о первенстве воли над сознанием или наоборот лишён реального основания.
Хотение или воля в широком смысле имеет различные степени соответственно степе-ням развития познавательной сферы. Существа, для которых познание останавливает-ся на смутных ощущениях, и которые воспринимают лишь наличность окружающих чувственных явлений,
- соответственно имеют и волю лишь в виде инстинкта
- непосредственного безотчётного влечения или стремления, возбуждаемого данной реальностью.
Там, где познание, кроме физических впечатлений от непосредственно наличествую-щей действительности, также содержит в себе и осознанное воспоминание прошедших пережитых состояний и воображаемые представления об отсутствующих предметах и явлениях, там и волевое отношение возвышается над простым чувственным влечением или стремлением и переходит в более идеальное состояние, называемое желанием. Ближайший, непосредственный предмет желания, как такового, есть не реальное, а воображаемое явление, не физически-воспринимаемое, а умопредставляемое. Желается то, чего нет в пределах непосредственного субъективного физического восприятия - то, что мыслится.
У птиц и других высших животных самцы и самки тоскуют в разлуке друг с другом; собака тоскует по умершему, или уехавшему хозяину: она его желает, и это жела-ние, относясь к отсутствующему, предполагает у животного определённое умственное представление, которое собственно и есть прямой объект желания и вытекающих из него действий (собака ищет невидимого ею, но ум представляемого хозяина, отправ-ляется на его могилу и т.п.). Наконец, у человека, мыслящего не только в преде-лах конкретных образных представлений, но и в масштабе абстрактных идей и поня-тий, и волевое отношение может определяться этими понятиями, как общими и постоянными правилами и принципами действия. Если уже в мире животном мотивы инстинктивного влечения подчиняются также и высшим мотивам желания, то человек может подчинять не только свои инстинкты, но и даже все свои желания высшей нравственной идее, то есть может из многих желаемых действий выбирать лишь те, которые соответствует его высшей ценности или идеалу. Способность к такому выбору и принципиальному решению есть бесспорный психологический факт, но с этим фактом связан самый трудный и сложный вопрос о свободе воли.
Хотение, познание, воля и разум, обычно противопоставляемые друг другу, неразры-вно связаны между собой. Если, как было сказано выше, воля невозможна без распознавания, то и это последнее также невозможно без воли. Чтобы формально опознать или содержательно понять какой-нибудь предмет, явление или отношение между ними, необходимо, прежде всего, остановить на этом свою мысль или внима-ние, выделить его в своём сознании из всей совокупности впечатлений и отношений. Такая остановка и выделение есть также волевой акт (действие воли), называемый «произвольным вниманием». Но необходимость волевого элемента в происхождении (генезисе) познания нисколько не ограничивает и не искажает субъективно-произво-льными характеристиками сами результаты позна-вательного процесса. Участие воли в создании истинной объективной науки состоит не в том, что мы видим в результа-те познания только то, чего нам хочется видеть, а в том, что мы хотим прийти в результате познания к предельно целостному и ясному видению реальной объективной действительности, в целом не обусловленной нашим субъективным опытом.
Хилари постучалась в дом Мэтью, но, он в это время, был на съемках. Она узнала, где проходят съемки, и поехала туда. Приехав туда, девушка застала умилительную картину, Мэтью стоит, а режиссер его ругает, за очередной срыв дубля. Девушка тихонько подошла, и сказала:
- Не ругайте его, ведь он так старается:
Мэтью удивился, увидев Хилари на съемках, но, как ни странно, режиссер ушел, дав им 5 минут. Когда он ушел, Мэтью сказал:
- Хилари, что ты тут делаешь? И как узнала, где проходят съемки?:
Хилари:
- Давай так, я уеду домой, ты доснимешь дубль, а вечером, тебя будет ждать сюрприз?:
Мэтью заинтересовался, и процесс пошел. Вечером, когда он пришел, Хилари ждала его в романтической атмосфере. За ужином, девушка и согласилась выйти за него замуж. Вот так становятся друзья с самого детства, готовы помочь другим, и не только. По-другому, это называется взаимопомощь. Понятие взаимопомощь противо-положно понятию конкуренции и представляет с ним 2 стороны одного и того же явления. Одним из важных средств обеспечения сотрудничества выступает объедине-ние людей и животных в роды, племена, племенные союзы для более успешного и эффективного выживания и развития, то есть для противостояния угрозам. В основе взаимопомощи лежит доверие. В XXI веке люди уже умеют сотрудничать, распределять нагрузку и вознаграждение. Но так было не всегда. В каменном веке не былокранов, эскалаторов и т. п. У каждого человека существовала одна задача – выжить. Противостоять в одиночку суровым природным условиям, хищникам было невозможно. Всё это определило необходимость древним людям вступать во взаимоотношения друг с другом, что положило основу сотрудничества между людьми. Мужчины и женщины работали для блага своей общины. По мере развития навыков человека изменялись и усложнялись взаимоотношения. В средневековье появятся профессии, и люди в обмен на денежные средства, увеличивающие их знатность, будут продавать товар. В современном обществе существует несколько типов сотрудничества. Взаимная помощь - такой же естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного развития вида 1-ая несравненно важнее 2-ой. Есть и борьба - соперничество (конкуренция): съел тот, кто сумел, кто лучше приспособлен. Но, из этого пред-ложенного природой испытания, вид выходит с потерей общей энергии. О том, что прогрессивная эволюция, основана на остром соперничестве, речи быть не может. Соперничество, конечно, имеет место и полезно, если только дело не доходит до взаимного уничтожения. Обостренное соперничество ведет к угасанию вида.