Про жизнь и не только. Часть 2

Элла Лякишева
                Начало на  http://proza.ru/2023/03/18/1818

           Друзья!
    Пока я отсутствовала на Прозе, вторую часть интервью с Александром Смольниковым модераторы удалили, объяснив, что нарушены пункты 3.3 Правил сервера.
Кому-то, видимо, не понравились искренние,  честные, а порой и острые ответы моего визави.
      Поэтому  я публикую вторую часть интервью в слегка сокращённом варианте.
   

           ПРО ЖИЗНЬ И НЕ ТОЛЬКО. Часть 2

         НАШ СОВРЕМЕННИК – АЛЕКСАНДР  СМОЛЬНИКОВ

                В 9 классе прочитал у Алексея Толстого фразу:   
                "Я же хочу не слыть, а быть!"  и взял её как девиз.   
                Так с ним в сердце и живу.
                Александр Смольников


      О многом хотелось мне спросить моего собеседника.  Ведь жизнь так разнообразна и многообразна – в соблазнах или заботах, в работе,  увлечениях и развлечениях, она постоянно испытывает каждого из нас! 

       Но самое главное, что формирует нашу душу, как бы ни было трудно противостоять испытаниям, остаётся неизменным, и истоки его – в детстве.

       С нежностью и огромным уважением рассказывает Александр  о маме, пережившей  в Мелитополе трагические дни войны и оккупации. Потрясающее повествование – «Мамина война»! http://proza.ru/2020/01/31/499
   
    Однако  мне хочется поговорить с Александром и о современности. Ну, вот хотя бы о «зомбоящике», как называет ТВ моя подруга. Интересно, как относится к нему Александр Владимирович.

-  Здесь всё просто: без телевидения, конечно,  было бы скучновато. Всё-таки живём в 21-м веке. Но я не фанат ТВ: смотрю больше новостные передачи.  Нравятся передачи о природе, о путешествиях.  Если говорить о фильмах, то предпочитаю  историческую тематику, а иностранного производства фильмы смотреть перестал практически совсем. Дольше всего смотрел боевики со Стивеном Сигалом.

     - Не люблю триллеры, монстров-инопланетян с соплями, слюнями и рычанием. Про «ментов» тоже не смотрю – надоели драки и зверства. Больше люблю фильмы про армию –  старую русскую и современную. А о моей службе в армии - книга "Ступени", главы из неё помещены в сборнике "Моя армия" http://proza.ru/2020/08/10/404

     - Мистика?  Нет, не увлекаюсь. К прорицателям и пророкам отношусь спокойно, не зацикливаюсь.   С интересом посмотрел телепередачи про Вангу, Нострадамуса...  Но как-то уж слишком  много толкований их предсказаний:  получается, что можно так, а при желании и по-иному объяснить то или иное предвидение, особенно если это касается конца света.

        Вот на краю такого «конца» я оказался  на Кубе. В  80-е  там сложилась  ох, весьма критическая обстановка, когда США конкретно готовились к высадке на Остров Свободы. Вся Куба переоделась в военную форму, в парках стояли зенитки, т.к. военный истребитель летел от США до Кубы семь минут.  Шла подготовка к эвакуации семей военнослужащих в Мексику, а оттуда в СССР.

     Мы же при высадке американцев должны были переодеться строго в советскую форму и держаться до подкрепления, если начнётся глобальная война.
        Но СССР сделал ряд перегруппировок войск у границ ФРГ, танки подошли к Берлинской стене,  к турецкой границе... И американцы не решились высадиться. Конец света вновь был отложен на неопределённый срок…

     Ещё один мой насущный вопрос – о матушке Земле.

- Александр,  многие философы называют нашу планету живым, одушевлённым существом, которое может окончательно рассердиться на безрассудное людское племя и отомстить…  Вы согласны с такой идеей?

- Ну, нет! – отвечает Александр с уверенностью. – Отношусь к Земле с уважением, но вовсе не как к одушевлённому существу. Все процессы на Земле взаимосвязаны. К  сожалению, развиваясь, человечество губит живую природу.   Одновременно  мы сами наносим вред и себе, так как уничтожаем привычную среду для жизни человека.
Население Земли  тоже увеличивается, и придёт, на мой взгляд, момент, когда Земля не сможет  "кормить и содержать" его. Недаром рассматриваются проекты переселения на другие планеты. Пока это утопия, но в будущем...

-  Может, в будущем ещё и машину времени изобретут… Верите ли вы в это?

    Александр с улыбкой вздыхает:

   -   Нет,  не реальные это мечты,  хотя,  конечно, хотелось бы совершить путешествие ...

          Улыбаюсь:
     -  И куда, например, вы отправились бы?

    - В свой любимый 19 век!   Всенепременно встретился бы с Айвазовским,  посмотрел, как создавались его  удивительные полотна, как он писал море!!! Показал бы ему свой роман, чтобы уточнить  детали… 

      Ещё повстречался бы с Пушкиным, Лермонтовым, послушал их речи, стихи,... взял бы у них автографы, наконец! Шучу я, шучу... Однако жаль, что это невозможно!

      - А с кем из политических деятелей?

     -  Пожалуй, с  Лениным!  Что-то он, на мой взгляд,  недодумал  или не успел осуществить, а может, понял, что зря всё затеял, да уж поздно было... Интересно,  что он ответил бы мне?!...

      - А ещё…  Очень бы хотелось взглянуть в глаза Ельцину и  Горбачёву.  Да, сломали они жизнь стране нашей и не одному поколению народов бывшего СССР!..

     Мне кажется, я слышу - гневный вздох собеседника.

       Спешу отвлечь его другим вопросом:

      - А кто из выдающихся личностей прошлого достоин, по-вашему, наибольшего уважения?

   Во взгляде и в словах Александра появляются тёплые ноты:

      -  Уважения достойны многие!  Очень   нравится  Александр Третий!  Всем царям царь!  Высокий (метр девяносто три – роста), сильный (гнул металлические рубли, мог одним движением разорвать колоду карт),  доброй души!  Любил живопись, музыку,  сам рисовал и  играл на разных инструментах.    
      Недаром Васнецов, рисуя "Богатырей", придал лицу богатыря Ильи Муромца черты Александра III. А сколько хорошего, умного сделал для страны! Истинный патриот!

      Был эпизод, когда иностранный посол начал его, уже императора, пугать, ведя речь о балканском вопросе: дескать,  мобилизуют 2-3 корпуса – вот и победа! Александр III накрутил столовую вилку на палец и бросил её послу под нос со словами: вот что он сделает с этими корпусами!  Сейчас же… - и снова вздыхает Александр Владимирович, -  всякая нечисть берётся пугать Великую Россию, а мы скромно молчим…

     Соглашаюсь с Александром. Интересуюсь:

   - А вы в жизни тоже наверняка встречались  с несправедливостью?  Как пережили  «лихие 90-е»? Что давало силы выжить?

    - Хватало  несправедливости! – соглашается Александр. – Были моменты и в армии, и в гражданской жизни. Скажу, что в гражданской жизни даже похуже с этим.  На фирмах зачастую всё решает слово хозяина!  Жаловаться – себе дороже выйдет.  А силы в минуты трудные даёт хорошая семья.  В 90 - е  мы с женой молоды были, даже мысли не допускали опустить руки. Поэтому мой совет молодым:

    -  Читайте "Как закалялась сталь" и другие книги о героях нашей страны, берите лучшее и –  только вперёд!  Не нойте, не пищите, не жалуйтесь, а ставьте цель и –  к ней идите. Упорством своего добьётесь обязательно!

    - Соглашаюсь с вами, Александр!  Но вернёмся к литературе. Как вы думаете, что главное в творчестве - вдохновение? искренность? жизненный опыт? эрудиция? фантазия?

    - Скажу, что все эти качества не помешают, но на первое место всё же поставлю –  вдохновение. Как можно что-то написать, хорошо написать... из-под палки? Добавлю: важна усидчивость.  Иногда хочется быстрей завершить работу, идти дальше... Тут надо вовремя остановить себя и вновь посадить за работу.
      
        -  У вас два крупных произведения, и первое – замечательный роман «Айвазовский, море и вся его жизнь».  Интересно,  когда у сухопутного военного  возник интерес к великому художнику-маринисту?

       - С тех самых первых мгновений,  как только я увидел в музее его  изумительные морские пейзажи.  Представьте, вначале я посчитал, что таких красок на море не может быть и удивительная красота – плод фантазии.  Море-то в детстве я видел. Родители жили недалеко от Азовского, и на его побережье  я проводил практически всё лето. Бывал на Чёрном, но и там чудес не замечал…   

         Но вот получил назначение на Кубу. Всей семьёй  отправились в далёкий путь. Балтийское и Северное моря  не впечатлили: грязно-серые,  тёмные, штормовые! Ла-Манш блекло-салатовый…

         Но Атлантика!  Утром вышел на палубу…  Боже мой!  Какая красота!!!  Я воочию увидел цвета Айвазовского!

    Синева бескрайняя до горизонта, бирюзовые красивейшие оттенки, и от кормы буруны – просто космос:  синеватые, фиолетовые, голубовато-белые тона!  Океан какой - то небывалой мощи!

    Все выскочили к борту, совсем недалеко появился горб гигантской акулы… Стемнело, идём мимо острова Святой Елены, даже не верится, что провёл здесь последние годы великий Бонапарт! А сейчас это – военно-морская база США…
   
     Позже, вспоминая, я опубликовал на Прозе рассказ "Море и Айвазовский".  Володя Пастернак  предложил участвовать в конкурсе "Морская история - 3".
     Это был замечательный конкурс, просто удивительные члены жюри, всегда готовые прийти на помощь. Со многими я и сейчас поддерживаю отношения на различных площадках. Очень хорошие, добрые отношения сложились с Володей Пастернаком, удивительный он человек, моряк, писатель.
 
      Я стал  финалистом конкурса, и это меня сподвигло  написать книгу об Айвазовском. Хотелось рассказать не только о художнике, но показать жизнь сложной эпохи  девятнадцатого века. Айвазовский – современник Пушкина, был знаком с ним лично, слышал из уст поэта похвалу и восхищение в отзыве о его картинах…

              На фотографии рядом с автором верная подруга - Наталья Анатольевна.
                Всю жизнь - вместе.

            Продолжение на  http://proza.ru/2023/05/04/735