О личной заинтересованности

Татьяна Полякова Нея
В Рубрику местной газетки ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ к заметке "Вы покупаете молоко в СПК "Мир".
        Предисловие. Раньше в России были меценаты. Это, как правило, были заводчики или купцы - толстосумы,  имеющие тягу к прекрасному. (Братья Третьяковы в Москве - почитатели живописи; Волков в Ярославле - любитель и меценат  театральных постановок и т.д.) Они покупали, способствовали развитию  и сохраняли для потомков культурные и интелектуальные ценности. В советское время всю ответственность хранить, развивать и вкладываться в прекрасное и вечное  переложило государство всецело на себя. И делало это неплохо: много чего под маркой "культура" было создано  в каждом областном и районном городе, не говоря уже о столицах.
        В перестройку... Да что вспоминать о перестройке?! Каждый выживал как мог, потому что пустили в расход почти всё производство, обанкротили-порушили то, что давало продукцию и рабочие места советским гражданам. Редко какой руководитель брал под личную ответственность идею сохранения госпредприятия, которым ему было поручено руководить, проявляя при этом дальновидность и противостоя беспределу, начавшемуся в стране. Редко кто не бросал своих в угоду новым сомнительным переменам, а банкротил, банкротил, банкротил!...  Вместо того, чтобы мобилизовать все ресурсы и все свои личные способности на сохранение хозяйства, созданного по советским меркам. (Пример: у нас пробанкротили главное предприятие района леспромхоз.  А в каком районе его сохранили - не нашла... Но слышала раньше, что был такой леспромхоз, который остался на плаву.) Всвязи с этими произошедшими перестроечными катаклизмами работать многим людям стало негде, а если и было где какое место для приложения сил и  знаний - то платили там такую мизерную зарплату (на себе испытала), что приходилось держать в личном пособном хозяйстве  скотину. (Вспомним о том, как жителями нашего района  были разобраны между собой все заросшие травой пустоши для того, чтобы накосить травы своей коровке, козе, коню или кроликам.) Многие наши предприимчивые и башковитые сограждане подались в те времена в отходники,  выезжая на заработки, в основном, в столицу (это были в большинстве своём строители). Но и тут заканчивалось зачастую беспределом: они, возвращающиеся с "длинным рублём" обратно домой,  бывали зачастую ограблены около вокзалов или ещё в каких - нибудь "тёмных местечках"  антисоциальными элементами общества - теми, кто тоже хотел кушать, но иначе, как разбоем и грабёжом, не мог добывать средства себе на жизнь. Об искусстве уже почти никто и не думал. Благо, что созданные в советское время музеи-театры всё-таки худо-бедно продолжали поддерживаться правительством, и выжили. Зато стали впервые всем миром восстанавливать храмы. И мы с мужем половину сбережений советскими деньгами тоже отдали на это дело для храма в селе Михали, который был к тому времени каким-то  хранилищем.
        О времена! О нравы!
        Лет 5 назад в нашем районе заговорили о банкротстве с предполагаемой в таком случае дальнейшей ликвидацией последнего сельскохозяйственного кооператива в том же селе  Михали, оставшегося от старого строя и сохраненного руководителями.  Оно  производило от своих коровок цельное натуральное молоко (а не восстановленное из сухого, или не ультропастеризованное, чтобы хранилось месяцами, - каким в изобилии заставлены полки супермаркетов (Вкусное? - возможно. Полезное ли? - надо проверять)) Михалевское же молоко было и есть настоящее, такое, "как раньше"!
         И вот по этому поводу Нина Павловна Веселова (наша подруга), проживающая рядом с селом  Михали, горестно сообщает Николаю Осколкову (нашему сыну) , работающему в Москве, что их ферму банкротят и что попьём-де молочка мы, пожалуй что, в последний раз... Коля  -  друг её сына и её личный друг и  соратник, с которым она просиживала днями и ночами у компьютера, рука об руку монтируя свой документальный фильм " Синий иней" о нашем земляке-поэте Альберте Азизове. (Добавлю, что именно Нина Павловна Веселова со своим мужем начали восстанавливать храм в селе Михали, специально переехав для этого из города в деревню - и довели это дело вместе с единомышленниками до конца. Сейчас храм действующий.)
        Коля не то, чтобы растроился по поводу закрытия фермы , он просто с этим не согласился и всё. Позвонил нам, родителям, и попросил отдать наш медовый сайт в пользу сельхозкооператива "Михали". (Этот сайт для нас дети купили лет 15 назад за немалые деньги, порядка 25 т. р., выложили о нас - пчеловодах - кое-какую информацию - но дальше этого дело не пошло. Мы по-старинке обходились безо всякого сайта, реализуя мёд по отлаженным ранее каналам.) Мы, конечно, дали согласие.
            Далее Николай загрузил на этот сайт всю необходимую информацию о михалёвском хозяйстве: где находится, что производит, каково поголовье скота. И даже утреннюю дойку с последующим выгоном коров на пастбище они с женой сняли на видео, приехав специально для этого из Москвы. Добавили это видео к общей информации о ферме.   
        Потом он кинул клич в ВК " Подслушано Нея" по поводу сбора денег на ГСМ, чтобы провести всем миром весенне-полевые работы в СПК "Михали" и сам вложил какую-то сумму. Патриоты нашего края, кто заходил на эту страничку В КОНТАКТЕ, откликнулись и прислали материальную помощь для этих весенних полевых работ (больше всех перевёл денег местный предприниматель Игорь Тикин).
           Но самым главным и счастливым моментом оказалось то, что через этот созданный сайт о ферме в Михалях узнало руководство СПК "Мир", расположенного под Костромой в Нерехтском районе, в планы которого входило как раз расширение своего хозяйства по производству молока. Оно сразу взяло ферму под свою опеку,  выделило средства в первый же год на сооружение ещё одной силостной ямы для последующей закладки туда кормов на зиму. Далее они пообещали улучшить стадо племенным молодняком - и выполнили обещанное. Конечно же, это крупное хозяйство взяло на себя и все долги михалёвской фермы. И вот недавно, как сообщила наша газетка, поставлена жирная точка во всей этой истории в виде юридического оформления. Радует то, что благодаря сохранившейся ферме есть перспективы для дальнейшего развития села Михали.
         То ли ещё может быть, если нейчане начнут проявлять свою инициативу в том, чтобы больше создавать полезного и прекрасного, лишь изредка разрушая то, что действительно никуда не годится по новым меркам. Быть  добру!
                                       Татьяна Полякова