Ч. 386 Подготовка к секретному плаванию

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/04/07/734

Обсуждая с Лесовским план крейсерской войны, Николай Карлович Краббе поручил ему во время нового пребывания в Америке продолжать вести обширную разведку в США, добывая у американцев все нужные для флота сведения.

Несмотря на то, что США были тогда единственной державой, дружественно настроенной к России, это не мешало русской разведке активно красть у американцев их секреты. Управляющий Морским министерством докладывал великому князю Константину:
 
«…чертежи и самый способ устройства башен держатся в Америке в тайне, которую Арцеулов разведал с величайшим трудом, и я не желал бы сделать эти сведения общедоступными передачею их на частные заводы.

Сведения по  постройке броненосных судов и особенно мониторов, привезенные Арцеуловым,  так важны, что по бренности нашей природы, не считая безопасным, чтобы до окончания постройки первых башенных броненосцев они составляли исключительное достояние Арцеулова,

я поручил ему теперь же сделать модель канонерской лодки величиною в три сажени, чтобы по ней мы могли продолжать, в случае надобности, постройку лодок и без его участия.

Механизмы для лодок можно будет заказать частью на наших казённых и частью на частных заводах, как скоро получатся чертежи от Лесовского.

…в 1866 будем иметь 9 броненосных судов, а если считать и «дедушку» нашего броненосного флота, лодку «Опыт», то 10.

…если  б прибавить к смете 1864 года два миллиона, то через шесть лет имели бы 16 батарей и 25 канонерских лодок».

Николай Карлович всё верно  рассчитал, даже учёл вероятную потерю Арцеулова. Подполковник скоропостижно скончался во время работы на верфи, но модель уже была готова, и строительство продолжилось без задержки, которую могла бы вызвать смерть Арцеулова.

Краббе, оценивая международную обстановку, видел, что строительство броненосных кораблей катастрофически запаздывает.

Ему пришлось столкнуться и с сопротивлением, а порой и откровенным саботажем при попытке организовать литьё стали на отечественных заводах для изготовления орудий по методу Павла Матвеевича Обухова.

Горное ведомство, к которому относились эти заводы, враждебно встретило требование управляющего Морским министерством. Немалую роль сыграла при этом элементарная зависть к Обухову, работа которого была отмечена золотой медалью на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году.

Тогда Краббе предложил Обухову и Николаю Ивановичу Путилову построить завод в Петербурге или его окрестностях, пообещав отпустить из запасов Морского министерства различных материалов на 500 000 рублей и по 50 000 рублей в год в 1863 и 1864 годах.

Но этих денег всё равно было мало, тогда Николай Карлович уговорил вступить в товарищество на паритетных началах петергофского богатого купца Сергея Григорьевича Кудрявцева.

Завод был построен, он известен в истории под названием «Обуховский завод»,  впоследствии он поставлял орудия для флота.

В секретном донесении генерал-адмиралу  Краббе писал: «…Унковский, которого я предполагал назначить начальником эскадры, наотрез отказался от этой чести, объясняя, что он считает отправление эскадры нелепостью, и я должен был предложить это командование Лесовскому,
 
сколь ни трудно было расстаться с ним в настоящее время усиленной постройки броненосных судов, на изучение которых он с такою пользою употребил время своего пребывания в Америке. Лесовский принял назначение с восторгом, несмотря на то, что он вкушал ещё прелесть медового месяца,

и все его действия при спешном отправлении эскадры отличались таким основательным знанием, предусмотрительностью и вместе с тем отвагой, что можно надеяться, что в этом выборе я не сделал ошибки, и что в обоих океанах мы имеем способных для командования летучими эскадрами флагманов».

Степан Степанович Лесовский представил на утверждение Краббе свой план действий. Он подробно расписал порядок выхода кораблей из Балтийского моря, место ожидания известий о начале войны и способе извещения об этом. Степан Степанович предполагал вначале находиться у берегов Португалии.

Он предлагал действовать на пути следования транспортных пароходов от Ливерпуля до Багамских островов - маршруте доставки южным штатам оружия, продовольствия и военных припасов.

Разработал он и порядок поддержания связи между кораблями, сигналы, как осуществлять анализ гидрографической и метеорологической обстановки. Пополнение запасов продовольствия и воды Лесовский предлагал делать на острове Диего Альварес, а мясо (быков)  купить в Рио-Негро, в местечке Кармен.

Разработал Степан Степанович и запасные варианты действий у берегов Бразилии. Подумал начальник эскадры и об «освежении команды», чтобы люди могли отдохнуть на берегу, питаться фруктами и овощами.

В качестве таких мест он назвал несколько островов с хорошими якорными стоянками, некоторые из которых были необитаемыми.

Больше всего Краббе опасался утечки информации, поэтому он и Лесовский приняли необходимые меры по обеспечению маскировки планируемого выхода эскадры и мероприятия по дезинформации английской разведки.

15 июля 1863 года капитан-лейтенанта Варфоломея Петровича Соковнина  назначили флаг-капитаном (начальником штаба) к Лесовскому и «дабы не оглашать сего назначения, предписано вместе с сим главному командиру Кронштадтского порта о командировании капитан-лейтенанта Соковнина по делам службы в Ревель

и об отправлении его пассажиром на одном из отходящих туда судов, а командиру Гвардейского экипажа все письменные о капитан-лейтенанте Соковнине сведения отправить в штаб главного командира Кронштадтского порта».

На самом деле Соковнин на транспорте «Красная Горка» отправился не в Ревель, а в Киль. Туда же был послан и транспорт «Артельщик», о котором было объявлено, что его переводят в Ревель, и только командир транспорта знал, что порт назначения - Киль, а не Ревель, о чём он должен был объявить офицерам только после выхода в море.

В Киле Соковнин показал командирам обоих транспортов приказ управляющего Морским министерством о том, что они переходят в его подчинение, а затем с помощью российского консула организовал погрузку угля на транспорты.

Затем после получения сообщения от дипломатической службы о выходе кораблей Лесовского в море, он должен был привести транспорты в условное место рандеву, о котором ему сообщил в Кронштадте Лесовский.

Флаг-офицером (адъютантом) к Лесовскому назначили лейтенанта Леонида Павловича Семечкина с зачислением сверх комплекта на фрегат «Александр Невский». Из инспекторского департамента Лесовскому сообщили:

«Сверх содержания, положенного Вам по званию флагмана, г. управляющий Морским министерством изволил разрешить производить Вам береговые столовые деньги по 1400 рублей в год по сравнению со штатными младшими флагманами…

Кроме всего содержания г. управляющий Морским министерством изволил Вам разрешить производить на представительство во время предстоящего Вам заграничного плавания собственно себе по 2 тысячи рублей, командиру каждого фрегата по 800 рублей, командиру каждого корвета и клипера по 550 рублей в год.

Капитан-лейтенанту Соковнину производить морских столовых на равных с командирами судов 2 ранга». (Морские столовые деньги – доплата к денежному содержанию офицеров во время пребывания в плавании – прим. автора)

Продолжение http://proza.ru/2023/04/16/1171