Запечатлел своею кровью Завет, принесенный Им...

Влад Лесной
Друзья!

Нашёл в Сети вот такую заметку.
"Прощальная беседа Христа

... Перед самым праздником иудейской Пасхи ученики спросили Господа:
— Учитель, где приготовить для Тебя пасху?
Он отвечал:
— Идите в город, там вы встретите человека с кувшином воды и скажите ему: «Учитель спрашивает, где комната, в которой Он будет вкушать пасху с учениками?» Хозяин покажет вам комнату, и в ней вы приготовите, что надо.
Ученики так и сделали. Когда Иисус Христос пришёл туда, Он снял с Себя верхнюю одежду, взял воду и полотенце и омыл ноги всем ученикам. Потом Он сел к столу и спросил их:
— Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. И вот, если Я, ваш Господь, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Потому что помогать другим не стыдно. И никто никогда не должен считать себя лучше других, то есть гордиться.
... Потом Христос взял хлеб, помолился, разломил его на части и, подавая ученикам, сказал:
— Примите, ешьте; это Моё Тело, которое предаётся на мучения за грехи всех людей, ради их спасения.
Потом Он взял чашу с вином и, подавая апостолам, сказал:
— Пейте из неё все, это Кровь Моя, которая проливается ради вашего спасения. -И, наконец, Христос добавил: - Всегда делайте так, чтобы вспомнить Меня.
... Прошло две тысячи лет, как Спаситель произнёс эти святые слова; но и теперь люди вкушают в церкви Святое Причастие, Тело и Кровь Господа в виде хлеба и вина, и вспоминают, как любящий Спаситель отдал Своё Тело на мучения и Свою Кровь на пролитие ради нашего спасения. Вы знаете, что часто люди поступают дурно, лгут, ссорятся, не молятся Богу, убивают друг друга. И вот, чтобы Бог Отец простил людей, чтобы Он взял их после смерти в Своё Небесное Царство, Иисус Христос понёс заслуженное людьми наказание, страдал за них: был распят и умер на кресте.
... Страшно подумать, что мы, зная, как любит нас Иисус Христос, зная, что Он Себя не пожалел, лишь бы спасти нас, всё-таки иногда поступаем дурно, не так, как велел кроткий, любящий нас Спаситель.
Когда апостолы вкусили хлеба и выпили из чаши вина, которые стали по благословению Господа Его Пречистым Телом и Святой Кровью, то почувствовали полное и радостное единство со Христом и друг с другом. Затем Господь обратился к ученикам с такою речью:
- Дети мои! Недолго уже Мне быть с вами! Куда Я иду, вы теперь не можете идти. Заповедь новую даю вам: любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга! По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. А если любите Меня, то соблюдайте Мои заповеди. Если вы будете любить Меня и всегда будете исполнять Мои заповеди, то и Отец Мой Небесный будет любить вас! И если будете со Мной, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Я иду к Богу, Моему Отцу Небесному, и в Его Царстве приготовлю вам место!
... По окончании беседы Господь с тремя учениками пошёл в Гефсиманский сад. Там Он оставил их и сказал:
- Душа моя скорбит смертельно, побудьте со Мною!
Иисус Христос так долго и горячо молился, что на лбу у Него выступили капли кровавого пота. Уже ученики Его давно уснули, уже на востоке показалась полоска зари, а Христос, усталый, всё ещё продолжал Свою святую молитву:
- Отче! Если возможно, пронеси мимо Меня чашу страданий! Но, впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты, а не Я.
Время Его страданий приближалось, и Он молился теперь и просил у Бога, Отца Своего, помощи для перенесения всех предстоящих Ему мучений, так как все грехи людей, совершённые за всю историю человечества, Он взял на Себя. Он знал, что жертвует Собой, чтобы спасти каждого из нас".
https://vk.com/dosug.prav.detey
...Други!
В Учении Живой Этики много сказано о космическом Законе Жертвы.
Вот несколько цитат:
 Творчество космическое применяет самые мощные рычаги для эволюции и дух чует приложение лучших энергий. Когда утверждение сознания жизни пробуждает все чуткие понимания, то закон жертвы понимается, как высшее достижение». (Беспредельность ч.2, 901)

 «По мере роста сознания жертва эта становится тоньше, возвышеннее, все же оставаясь жертвой. И лишь на высших мирах этот принцип даяния и отдачи преображается в источник высшей радости…»(25.03.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1)

 «Носитель Света Полагает душу свою «за други своя». А Высочайший из Них – за мир». (Г.А.Й. 1970 г. 057)

 «Судьба не щадит Носителей Света. Все были растерзаны, умучены, гонимы. Закон жертвы требовал искупления. Страданиями своими Запечатлевали Они даваемое людям знание.

 Неисповедимы Пути Высшей Воли. Дать восходящему духу все блага земные и все благополучие – значит пресечь его восхождение. Потому не щадит жизнь избранников своих. Потому каждый Носитель Света, или Дух, пламенно устремленный к Свету, Проходит через страдания».(Г.А.Й.1970 г. 081)

 «Итак, поняв и приняв сердцем значение великой освобождающей и венчающей жертвы, устремимся к развитию в себе, прежде всего, любви, преданности, признательности, повиновения Иерархии, готовности к принятию каждого бремени, помня, чем тяжелее ноша, тем короче путь.

 В сущности говоря, именно из любви и преданности вытекают все другие качества, способствующие нашему продвижению, потому и будем растить их как самый драгоценный цветок; и так как все растет и питается взаимно, то наибольшая любовь принесет и наибольший ответ».(15.01.31 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1)

*****

 «О жертве Христа. Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы, или распятия, Христа, как это понимается некоторыми сознаниями. Смысл ее в том, что Хр., желая показать силу духа над физической материей, принял чашу подвига и запечатлел своею кровью Завет, принесенный Им, – «нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя».

 В «Агни Йоге» в § 8 сказано: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета».

 Так если великий пример и подвиг Его зажег пламя в сердцах наших, и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал, и принятая Им Чаша, именно, запечатлела Завет.

 Но если мы будем воображать, что, что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем этими самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. «Вера без дел мертва есть». (08.06.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)

*****

 1970 г. 057. (Янв. 24). «Для кармы не имеет значения, какие именно страдания приводят человека к пониманию того, чему она учит. Важно, чтобы была достигнута цель. Страдания уйдут – знание останется.

  Это не жестокость, но целесообразность. Правда, страдающему от этого не легче, ибо приходится все же страдать. Если урок усвоен, страдание, учащее этому уроку, уходит из жизни человека.

 Когда понята целесообразность страданий, их переносить уже легче.

 Закон жертвы универсален: растения питают собою насекомых, птиц и животных. А насекомые, птицы и животные питаются и растениями, и одна живая форма – другой. А Носитель Света Полагает душу свою «за други своя».\
https://агнийога.рус/
...Что ж, яснее и не скажешь!

Вл.Назаров
**************
1.В СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
 Материнские заметки

Страстная седмица - время страданий Спасителя, и в это время мы вместе с нашей Церковью переживаем эти страшные дни. Это время удивительных богослужений, которые бывают только раз в году. И хочется не просто попасть на эти службы, но вместе с детьми своими, всем домом своим быть именно вместе с Церковью. Подготовить и детей, и весь дом ко встрече святой Пасхи. А ведь еще хорошо бы убраться к Празднику и накрыть вкусный праздничный стол. И все это - так, чтобы уборка не оказалась важнее самой Пасхи, важнее мира в семье. Чтобы вместо участия в богослужениях мы не занимались выпечкой и раскрашиванием яиц. Да еще чтобы сохранились силы веселыми ногами все-таки доползти до Светлого Христова Воскресения, а не рухнуть на сверкающем чистотой полу умирающим памятником всем великим идеальным хозяйкам.
Как все это успеть? Это каждая хозяйка, конечно, решает сама. У кого-то на руках грудные двойняшки, кто-то совмещает активную материнскую жизнь с учёбой или работой. И задачи на эти страстные дни у каждой женщины могут быть разные. Поэтому в каждой семье попытки «все успеть» - особенные, уникальные. То, что получается у меня, может быть просто неприемлемо для кого-то другого. Но мой опыт может кому-то помочь выбрать собственный путь, может кому-то подсказать новые идеи подготовки к Страстной седмице и к празднику Пасхи. Как и мне самой помогал и помогает опыт других активных многодетных мам, которые сами занимаются воспитанием своих детей, не сбрасывая это благое иго на чужие плечи.
Великий Понедельник
Чтобы Страстная седмица прошла без суеты, можно заранее составить список всех необходимых дел, которые желательно сделать до Пасхи. И все, что можно сделать заранее, наметить на понедельник или вторник. В первую очередь это касается уборки. Например, в понедельник можно постирать шторы, помыть окна и холодильник. Не устраивать большую уборку на целый день, а выделить не более двух часов для строго определённых дел. Не все получилось, не все успела - не страшно, не самое главное в жизни, двигаемся дальше.
В понедельник, как обычно, дети идут в школу. Загружать их и без того ранний и тяжёлый учебный день еще и специальными службами не стоит. А вот мама вполне может прочитать хотя бы что-то из утрени или вечерни Великого Понедельника. Это может занять не более десяти-пятнадцати минут, зато мысли на весь день будут направлены по определённому пути.
Вернувшись из школы, старшие дети вместе с младшими приводят в порядок свои «зоны ответственности» - игрушки, парты, ящики. Чтобы сохранить порядок до Пасхи, малыши с этого дня могут выбрать только три игрушки на целый день, ни во что другое играть уже нельзя - ни в железную дорогу на всю детскую комнату, ни в кубики, ни в лего. Такое ограничение в эти несколько дней помогает и выделить это время как совершенно особенное, и будет развивать фантазию у наших избалованных обилием игрушек деток, и позволит несравненно меньше времени тратить на ежедневную уборку во все оставшиеся до Пасхи дни.
В понедельник мы заканчиваем делать украшения и поделки к Пасхе. Это могут быть деревянные яички, подставки для них, легкие яички-подвески для пасхального дерева, самодельные открытки, пасхальные надписи и рисунки для украшения дома, слова «Христос Воскресе» и буквы «ХВ» для домашних икон, расписные коробки для освящения яиц в Великую Субботу - в общем, это последний день для всякого рода поделок.
Во время вечерней молитвы читаем и поем что-то из службы Великого повечерия, и таким образом заканчиваем день. Укладывая детей спать, читаем им Шмелева, Никифорова-Волгина, Клавдию Лукашевич, другие детские книги, в которых рассказывается о Страстной седмице.
Великий Вторник
Также как и в понедельник, дети идут в школу, папа - на работу. Сегодня убираемся во всем доме. Также именно сегодня можно подготовить одежду на пасхальную службу: что-то нужно постирать, что-то догладить. Таким образом, сокращаем количество дел на предпасхальные дни. Вместе с младшими детьми идем встречать старших из школы, и все вместе отправляемся на небольшую прогулку в лес. Ищем самую красивую веточку. Дома эту веточку ставим в вазочку на подоконник. Все эти дни наши дети - дикие городские жители -будут наблюдать, как на нашем подоконнике, на веточке созревают и распускаются почки, а к Великой Субботе должны появиться маленькие липкие листики. Это и будет наше «пасхальное дерево» - на эту веточку мы повесим легкие яички из папье-маше, пенопласта, ткани.
Также сегодня мы сеем пшеницу - в подготовленную плоскую миску насыпаем покупную садовую землю, дети высеивают зернышки пшеницы для проращивания, поливают. К Пасхе это будет целое лукошко нежной свежей травки, на которую можно будет выкладывать съедобные или деревянные яички, спрятать в высокой траве пушистых цыплят.
Сегодня же мы готовим цукаты из апельсиновых корок для кулича и творожной пасхи. Дети мелко нарезают все, что может понадобиться для выпечки: один измельчает миндаль, другой очищает коробочки кардамона, третий снимает цедру с лимона - каждому найдётся дело.
На общей молитве снова все вместе читаем что-то из повечерия Великого Вторника. И на ночь - снова читаем из детских воспоминаний об этих днях.
Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.
Великая Среда
В этот день Иуда предал Господа. Напоминаем детям об этом с самого утра, отправляя их в школу. Снова можно прочитать дома хотя бы несколько молитв из службы Великой Среды. Тексты служб можно скачать в интернете, отдельные молитвы выкладываются также на портале Православие^и. Один только кондак дня - и вот уже будет память о том, что сегодня за день. Одна молитва утром - это одна минута, это время, которое есть у самой занятой, самой многодетной и самой многозаботливой мамы. Это отнюдь не подвиг, это не трата драгоценных сил - это самый настоящий источник духовной бодрости.
Пока дети в школе, готовим обед на два дня, чтобы завтра, придя из храма, сразу сесть за стол.
В этот день, в среду, мы печем куличи, и из того же самого теста - пасхального ягненка, агнца. Когда-то я пыталась выпекать куличи в Страстную Пятницу - чтобы были к празднику совсем свежими. Но в таком случае на пятницу остается такое невероятное количество дел, что на службы действительно не остается ни сил, ни времени. Потом я решила печь куличи аж в понедельник - но потом поняла, что и в среду на это будет достаточно времени. Наши куличи, выпеченные в Страстную Среду, и к Антипасхе остаются мягкими - если, конечно, они вообще остаются. У некоторых моих подруг куличи, выпеченные заранее, черствеют, поэтому привожу наш вариант рецепта.
Взять 6 стаканов муки, 50 г свежих дрожжей, 15 желтков, по 200 г сливочного масла и сахара, 3 стакана сливок, 10 зерен кардамона, 1 мускатный орех, 100 г цукатов, 50 г миндаля, 100 г изюма. Дрожжи развести в стакане сливок, замесить опару из половины всей муки. Когда опара поднимется, ввести желтки, растертые блендером со сливочным маслом и сахаром, смешать с оставшейся мукой, взбитыми сливками, толченым кардамоном, мускатным орехом, измельченным миндалём, цукатами, изюмом. Тесто как следует вымешивать руками в течении получаса. Оставить подходить. Когда тесто поднимется, снова его вымесить, оставить подниматься. Поднявшееся тесто еще раз обмять, наполнить бумажные формы до половины. Выпекать при 180 градусах.
Выпечка куличей - дело хитрое, но занимает не так уж и много времени. Тем более и дети могут помочь - взбивать сливки с помощью миксера, растирать блендером или в комбайне желтки с маслом и сахаром, а потом - выкладывать тесто в формочки. Пока мама вымешивает тесто, старшие дети могут вслух почитать сегодняшнее чтение из Священного Писания про многострадального Иова, и есть время обсудить прочитанное. Можно всем вместе петь «Се, Жених грядет в полунощи», «Егда славнии ученицы...». В доме появляется особое настроение - «уже вправду скоро Пасха». Настроение особенной тишины.
Пока тесто поднимается - обедаем, потом мама может прилечь, отдохнуть. Покормить грудью малыша, полулежа на подушках проверить уроки у детей. Тесто поднимается второй
раз - и в это время готовим ужин, тоже на два дня, чтобы максимально разгрузить завтрашний день.
Если опару поставить с утра, то куличи будут выпечены к началу вечернего богослужения. Укладываем готовые куличи на бок, на подушки - чтобы не осели. Собираемся в храм с младшими детьми, по дороге завозим старших на занятия в музыкальную и художественную школу, на обратной дороге - забираем их с занятий.
На ночь, начиная с Великой Среды, в последние годы мы читаем драму «Царь Иудейский» Константина Романова, понемногу каждый вечер, по ролям. А когда дети уснут, можно вдвоём с мужем помолиться перед завтрашним Причастием. И это время - возможность особенного общения супругов, когда мы остаёмся одни, вместе - и с Богом...
Великий Четверг
В этот день мы все причащаемся. Дети, конечно, не идут в школу - завтра они принесут классному руководителю записки про «семейные обстоятельства».
Вернувшись из храма, мы обедаем, а потом красим яйца. Красим в луковой шелухе - самые красивые, полезные и вкусные яички. Луковую шелуху вовсе не обязательно накапливать заранее - в супермаркете можно набрать целый пакет шелухи из ящиков для лука. Если много шелухи, да еще ее заранее залить водой - цвет яичек будет ярким, насыщенным. Еще красим разноцветными красителями - этим уже занимаются сами дети. Благо грамотные, инструкции читать умеют. Наклеивают на яички наклейки, укладывают в корзинки и коробки. Коробки для яиц можно также обклеить цветной бумагой, наклейками. Все побитые яички воспринимаем как обязательный побочный эффект детской самодеятельности, отправляем их в холодильник - пригодятся.
Сегодня же покрываем куличи белковой глазурью, посыпаем разноцветными покупными украшениями. После этого младшие дети вместе с мамой отмывают кухню от сладкой глазури и яичной краски, старшие узнают школьное домашнее задание на завтра и выполняют его. Вот и все, домашние дела на сегодня закончились. В этот особенный день дети пропускают не только общеобразовательную школу, но и дополнительные занятия. Иначе мы не сможем попасть в храм на чтение Двенадцати Евангелий.
Берём с собой в церковь текст этой службы, Евангелие на русском языке, книжку с изображениями страданий Спасителя. Особенно хороша для такого случая книга «Жизнь Христа», изданная Сретенским монастырем. Берем стеклянные фонарики-свечки, чтобы привезти домой четверговый огонь.
Пока дети были маленькими, мы с мужем ходили на эту службу в храм по очереди: один молится в храме, другой гуляет с детьми на площадке. Сейчас у нас есть и дети, достаточно взрослые для того, чтобы молиться всю службу в храме, и младшие школьники, которые не смогут все время сохранять внимание, должное благоговение. И есть малыши, поведение которых никак не совместимо со строгостью страстных богослужений. Возраст детей и
особенности характера каждого ребенка требуют особенной организации общесемейного посещения храма. В той ситуации, в которой мы находимся последние несколько лет, оптимальным получился такой вариант.
На первые Евангелия папа и старшие дети идут в храм, где старшие дети смогут следить за службой по книге. А мама и младшие дети остаются в церковном дворе. Мы садимся на лавочку, малыш бродит вокруг со своей игрушкой. Мама читает младшим детям то Евангелие, которое сейчас прочитывается в храме, но на русском языке. Потом рассматриваем изображения с соответствующим сюжетом в книге с иллюстрациями. Получается, дети не просто гуляют около храма, но это время - время их обучения Священному Писанию, время их воспитания, время подготовки детей к службе. Совсем не трудно найти время поговорить с детьми о страшных событиях Страстной седмицы. Вот она, эта возможность - прочесть слова Евангелия у церковных дверей, слушая удары колокола в начале каждого Евангельского чтения, перед тем, как дети смогут услышать эти самые тексты уже на славянском, в храме, из уст священника, перед большим Распятием посреди церкви.
После первых шести Евангелий папа с мамой меняются местами - мама тоже может помолиться на службе. Также мама берет с собой в храм тех малышей, которые по своему настрою готовы к этому. А после одиннадцатого Евангелия мама посылает кого-то из старших за папой - и на двенадцатое Евангелие приходят уже все младшие дети, вся семья. Дети уже подготовлены к этой службе чтением на улице, они ждали разрешения вместе со старшими зайти в храм, понимают, куда они попали. Только что они узнали, или вспомнили, что такое кустодия - и вот, слышат раскатистое: «утвердиша камень с кустодиею». Они ждут этих слов, они понимают, о чем это. Все вместе, с зажженными свечами, мы отстаиваем службу до конца - это всего минут пятнадцать. За это короткое время даже младший ребенок не успевает разойтись и нарушить благоговение страстного богослужения.
Четверговый огонь мы привозим домой в стеклянных фонариках и с молитвой «Да воскреснет Бог» обходим квартиру со свечой, папа изображает крест над входом, зажигаем лампадки этим огнём. После ужина и общей молитвы продолжаем чтение «Царя Иудейского», и таким образом укладываем детей спать.
Великая Пятница
Утром дети идут в школу. Родители дома могут почитать Царские часы, хотя бы небольшую часть их. До времени возвращения старших детей из школы мама успеет сделать творожную пасху. Даже пятилетний малыш может помочь маме. Например, собрать деревянную пасочницу, застелить готовую форму тканью. Успели приготовить пасхи - и теперь все основные пасхальные блюда, к тому же домашние (а значит, действительно самые вкусные и натуральные), готовы.
Дети вернулись из школы - собираемся на вынос Плащаницы. Не обязательно на всю службу, чтобы дети не устали, но попробуем хотя бы попасть в храм. Если вдруг не получается пойти в храм - например, на руках новорождённый малыш, а папа на работе и не
может помочь маме с детьми, то можно помолиться дома. Зажечь свечи, ладан, и прочитать вместе с детьми - с теми, кто захочет присоединиться, - эту службу, или некоторые молитвы из нее. А потом сесть и почитать детям по-русски те пророчества, которые будут читаться на погребении Плащаницы. В таком случае дети будут лучше готовы к вечернему богослужению.
Теперь из всех домашних дел у нас остались окончательная и совсем небольшая уборка к Пасхе и приготовление блюд для ночного разговенья. Убираться мы можем всей семьей. Просто собираем все, что оказалось на полу, пылесосим, моем раковины и убираемся на кухне. Если чего-то не успели - не переживаем, это того не стоит. Можно встретить праздник с зеркалом, на котором проступают отпечатки детских ладошек, и с невыглаженным постельным бельём - нельзя встречать Пасху с раздражением по этим мелким поводам, с мыслями о том, какая из меня вышла плохая хозяйка.
Если что-то можно приготовить уже сегодня - готовим. Варим и запекаем овощи, если они нам понадобятся для праздничных блюд. Самое главное - не суетиться, не раздражаться. Если дети не заняты помощью маме, то можно им включить заранее приготовленный фильм о страданиях Спасителя, фильмы о терновом венце Спасителя, или о Кресте, на котором был распят Христос, или о Туринской Плащанице.
Обязательно идем на службу погребения Плащаницы. Берем с собой свечки-фонарики для крестного хода. С этими фонариками, с пением «Святый Боже», мы пойдём вместе со священниками и всем народом хоронить нашего Спасителя.
Благословенная Суббота
Утром родители одни или вместе с детьми могут прочитать вечерню. Снимаем черные кружева и полотенца с икон, вместе с детьми украшаем квартиру надписями, иконы -белыми и красными полотенцами. Украшаем наше пасхальное дерево - подготовленную веточку: вешаем на нее яички на ленточках. Вокруг расставляем все расписанные деревянные яички на подставочках, которые накопились у нас за все годы жизни нашей семьи, фигурки ангелочков - все, что нам когда-то дарили к Пасхе. Получается такой красивый пасхальный уголок.
После завтрака собираем в корзины и коробки продукты для освещения - куличи, яички. Все укрываем расшитыми полотенцами - и таким образом находим применение для детских вышивок. Творожные пасхи берём в храм не все - одну или две из имеющихся шести-семи, чтобы оставшиеся сохранялись в холодильнике.
Дома мы готовим блюда для пасхальной ночи. Что-то, что будет особенным, вкусным, праздничным, но при этом не должно потребовать от мамы большого труда. Да, и главное -эта вкусная праздничная еда не должна быть тяжелым бедствием для тех, кто постился всю Святую Четыредесятницу, должна быть нежирной и хорошо усваиваться. В любом случае, все приготовления нужно закончить к пяти часам вечера. В это время мы ужинаем и ложимся
спать. Чтобы можно было полными сил всем вместе поехать к полуночи на пасхальную службу.
В общем, получается, что можно успеть прямо-таки все. И при этом не надрываться, не мучить себя и своих домашних сумасшедшими уборками. Главное - не переживать, если все идет не по плану. Ведь планы в семье с детьми - это вещь условная. Один спать хочет, другой - коленку разбил, у третьего - подготовка к зачету. Но если на один день запланировано не так много дел, то они обычно легко меняются местами. Если за один день выполнять всего по два-три домашних дела, если упорядочить свой день, если воспринимать детей не как препятствие на пути к «духовной жизни» или к «праздничному порядку», то все получится. А не получится - так ведь это не самое страшное в жизни. Главное - не забывать о том, ради чего мы все дела затеваем: чтобы весь дом свой, чтобы детей своих привести к радости Христова Воскресения.
Анна Сапрыкина
https://pravoslavie.ru/83446.html
*******************
2.ВАСИЛИЙ НИКИФОРОВ-ВОЛГИН. ПРИЧАЩЕНИЕ

Василий Акимович Никифоров-Волгин (1900-1941) — русский православный писатель, живший в Эстонии. Служил псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе, некоторое время был учителем будущего Патриарха Алексия II. В мае 1941 г. был арестован органами НКВД, 14 декабря 1941 г. — расстрелян «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания».

В Великий Четверг варили пасхальные яйца. По старинному деревенскому обычаю, варили их в луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они по-особенному — не то кипарисом, не то свежим тесом, прогретым солнцем. Лавочных красок в нарядных коробках мать не признавала.
— Это не по-деревенски,— говорила она,— не по нашему свычаю!
— А как же у Григорьевых,— спросишь ее,— или у Лютовых? Красятся они у них в самый разный цвет, и такие приглядные, что не наглядишься!
— Григорьевы и Лютовы — люди городские, а мы из деревни! А в деревне, сам знаешь, свычаи от самого Христа идут...
Я нахмурился и обиженно возразил
— Нашла чем форсить! Мне и так никакого прохода не дают: «деревенщиной» прозывают.
— Аты не огорчайся. Махни на них ручкой и вразуми: деревня-то, скажи, Божьими садами пахнет, а город керосином и всякой нечистью. Это одно. А другое — не произноси ты, сынок, слова этакого нехорошего: форсить! Деревенского языка не бойся,— он тоже от Господа идет!
Мать вынула из чугунка яйца, уложила их в корзиночку, похожую на ласточкино гнездышко, перекрестила их и сказала:
— Поставь под иконы. В Светлую заутреню святить понесешь...
На Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели. Вместо чая пили сбитень (горячую воду с патокой) и закусывали его черным хлебом. Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были уставнее и строже. Из этой церкви мать принесла на днях слова, слышанные от монашки:
— Для молитвы пост есть то же, что для птицы крылья.
Великий Четверг был весь в солнце и голубых ручьях. Солнце выпивало последний снег, и с каждым часом земля становилась яснее и просторнее. С деревьев стекала быстрая капель. Я ловил ее в ладонь и пил,— говорят, что от нее голова болеть не будет...
Под деревьями лежал источенный капелью снег, и чтобы поскорее наступила весна, я разбрасывал его лопатою по солнечным дорожкам.
В десять часов утра ударили в большой колокол, к четверговой литургии. Звонили уже не по-великопостному (медлительно и скорбно), а полным частым ударом. Сегодня у нас «причастный» день. Вся семья причащалась Святых Христовых Тайн.
Шли в церковь краем реки. По голубой шумливой воде плыли льдины и разбивались одна о другую. Много кружилось чаек, и они белизною своею напоминали летающие льдинки.
Около реки стоял куст с красными прутиками, и он особенно заставил подумать, что у нас весна, и скоро-скоро все эти бурые склоны, взгорья, сады и огороды покроются травами, покажется «весень» (первые цветы), и каждый камень и камешек будет теплым от солнца.
В церкви не было такой густой черноризной скорби, как в первые три дня Страстной недели, когда пели «Се жених грядет в полунощи» и про чертог украшенный.
Вчера и раньше все напоминало Страшный суд. Сегодня же звучала теплая, слегка успокоенная скорбь: не от солнца ли весеннего?
Священник был не в черной ризе, а в голубой. Причастницы стояли в белых платьях и были похожи на весенние яблони — особенно девушки.
На мне была белая вышитая рубашка, подпоясанная афонским пояском. На мою рубашку все смотрели, и какая-то барыня сказала другой:
— Чудесная русская вышивка!
Я был счастлив за свою мать, которая вышила мне такую ненаглядную рубашку.
Тревожно забили в душе тоненькие, как птичьи клювики, серебряные молоточки, когда запели перед великим выходом:
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя, помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое».
— Причастника мя приими...— высветлялись в душе серебряные слова.
Вспомнились мне слова матери: если радость услышишь, когда причастишься,— знай, это Господь вошел в тебя и обитель в тебе сотворил.
С волнением ожидал я Святого Таинства.
— Войдет ли в меня Христос? Достоин ли я? Вострепетала душа моя, когда открылись Царские врата, вышел на амвон священник с золотою Чашей, и раздались слова:
— Со страхом Божиим и верою приступите!
Из окна, прямо в Чашу упали солнечные лучи, и она загорелась жарким опаляющим светом.
Неслышный, с крестообразно сложенными руками, подошел к Чаше. Слезы зажглись на глазах моих, когда сказал священник: «Причащается раб Божий во оставление грехов и в жизнь вечную». Уст моих коснулась золотая солнечная лжица, а певчие пели, мне, рабу Божьему, пели: «Тела Христова приимите, источника бессмертного вкусите».
По отходе от Чаши долго не отнимал от груди крестообразно сложенных рук,— прижимал вселившуюся в меня радость Христову...
Мать и отец поцеловали меня и сказали:
— С принятием Святых Тайн!
В этот день я ходил словно по мягким пуховым тканям, — самого себя не слышал. Весь мир был небесно тихим, переполненным голубым светом, и отовсюду слышалась песня: «Вечери Твоея тайныя... причастника мя приими».
И всех на земле было жалко, даже снега, насильно разбросанного мною на сожжение солнцу:
— Пускай доживал бы крохотные свои дни!
Василий Никифоров-Волгин
https://vetrovo.ru/
*******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 апреля 2023 года.