***

Галина Пашова
       Отпечаток.
А вы знаете как реагируют дети на критику взрослых? Вы можете представить , что происходит в душе  ещё совсем не сформировавшегося человечка? А я знаю! Я знаю как тяжело переносятся оскорбления и унижения  ребёнком, который живёт с открытой чистой и светлой душой, и как  бездумно взрослые ломают судьбы будущего поколения. В этой истории , благодаря силе духа униженного ребёнка, этого не произошло.

Это случилось очень давно, можно сказать так, в застойные времена, когда всё в нашей стране было стабильно , просто и понятно. Казалось, что ничего не могло нарушить покой советского человека. Люди учились, работали, получали стабильную зарплату. Не было излишеств и все были на равных.

Дети ходили в школу и как взрослые люди относились к своим обязанностям серьёзно, и ответственно.
Весной руководством школы объявлялись соревнования по сбору металлолома и макулатуры.  Конечно же все школьники старались  не подвести свой класс, выискивая злачные места с добычей и ходили по дворам, обходили все окрестности в  поисках брошенного  металла , и очень радовались если находили ржавые кастрюли где-нибудь под забором. Старые газеты и журналы были на вес золота.

  Осенью, как водилось, вывозили учащихся школ на овощные поля для уборки картофеля, моркови, капусты .

Ребятня очень радовалась такой возможности пошалить в дали от дома и родителей. Такие мероприятия сближали одноклассников и сплачивали коллектив.

Было очень весело и на основе соревнований -  работа кипела. Поля быстро опустошались, а ребятишки   уставшие но гордые от того,что внесли свой вклад в уборочную программу, возвращались домой к своим привычным делам.

 Никто из родителей не выражал недовольства по поводу эксплуатации детского труда.

С раннего детства родители приучали своих чад к труду, потому, что в деревне взрослое население работало от зари и до заката, а вся домашняя работа ложилась на детей.

 Родителям не было времени уделять внимание своим  сорванцам, ну, а если были серьёзные нарушения и непослушания, то в таких случаях наказания было  не избежать и уж тут не до синтиментальностей было, получали по полной программе и небыло обид на родителей.

  В школе детей никто не наказывал физически, но вот морально ! За не успеваемость и различные провинности распекали на общешкольной линейке, про смеивались в стен газетах и получали выговор у директора в кабинете, и это считалось самым страшным наказанием учащихся.

Хочу вам рассказать случай который оставил тяжёлый след на всю жизнь.

Это случилось перед зимними каникулами. Вся школа готовилась к новогоднему празднику. Младшие классы делали на уроках труда ёлочные игрушки, гирлянды из цветной бумаги.  В старших классах работа кипела над культурной программой.

 Каждый класс должен был придумать что-то такое необычное, чтобы поразить школьную комиссию и получить лучший приз, и особые подарки на новогоднем торжестве.

 Классная руководитель нашего класса была очень молодая, красивая девушка, совсем недавно закончившая  педагогический институт. Весь класс был в восторге от неё и конечно же старались быть образцовым классом, чтобы не огорчать любимого педагога.


Свою программу новогоднего мероприятия обсуждали все вместе. Решили провести мини-концерт со сказочными  персонажами. Придумывали костюмы и номера для защиты новогоднего костюма.
Было очень интересно и ребята порой оставались после занятий для решения каких-либо вопросов связанных с приготовлением праздника.
Все учителя болели душой за свои классы и конечно же старались помочь всем чем только возможно.

Шёл урок биологии. Учитель  в школе пользовалась  авторитетом, в кавычках, потому, что была супругой директора школы.  Она вела себя надменно и нагло , и ни кто ни смел ей перечить, а если и находились смельчаки, то для таких было наказание - не заслуженные занижения отметок и естественно - снижение успеваемости в конце года.

Урок закончился немного раньше, чем всегда и разговор пошёл на отвлечённые темы. Конечно же педагог стала интересоваться ,что же класс готовит на конкурс и какая будет программа. Возможно  она хотела что-то позаимствовать для своего класса.

Дети на радостях, что урок закончен, стали на перебой рассказывать кто какой костюм готовит и каким образом будет представлять своё искусство. Только одна девочка сидела тихо и скромно , что-то рисовала ручкой на листе бумаги. На неё то и обратила внимание горе учитель и спросила, а не хотела бы  поделиться и рассказать, что готовит к конкурсу эта скромница.

 Девочка побагровев от неожиданности поднялась с места и тихо сказала:- "Золушка"и тихонько напела мотив песни Золушки.

 Девчушка имела прекрасный голос от природы, пела в школьном хоре и по пению у неё всегда была пятёрка, а перед этим учителем она не могла открыть рот и показать красоту своего голоса.

Учительницу будто-бы подбросило на стуле. Соскочив с места она начала метаться по классу, размахивая руками то и дело подходила к девочке, и чуть ли ни в лицо выкрикивала оскорбительные высказывания.

Как же она может, ученица 6 класса, такую взрослую песню исполнять , что слова в песне о любви и должно быть стыдно даже думать, и произносить такие слова в слух, а тут эта скромница , и так далее, и тому подобное.

Учитель метала в ученицу злобные взгляды, а девчушка стояла багровая со слезами на глазах. Она тихо плакала, слезы катились по щекам и затем падали на обложку тетради лежащей на парте.

Педагог продолжала цитировать слова песни подчёркивая более пикантные выражения. Она в открытую унижала ученицу перед всем классом, совсем не понимая , что она наносит душевную травму ребёнку.


И как же больно было этой девочке. Наверняка она хотела провалиться сквозь землю от стыда, хотя она не совсем понимала за что её так унижают, да ещё в присутствии всего класса. Песенку про Золушку и сейчас помнят, и поют дети ещё более младшего возраста, и никто не оговаривает, и не осуждает. Песенка вполне приличная. Так что же взорвало учителя того времени? Давайте вернёмся в класс.

Дети притихли и даже казалось, что перестали дышать. Никто не смел взглянуть на разбушевавшуюся учительницу. Боялись, чтобы случайно гнев не перешёл на кого-то из них.

И  вдруг, голос учителя пронзил , как громкий стон, крик девочки. Она с шумом сорвалась с места и с громким криком выбежала из класса. В коридоре она дала волю своим слезам и быстрыми шагами удалялась от класса. Все её вещи остались лежать на парте.

 Учитель как будто бы очнулась, резко затихла и уселась на своё место.

В классе стояла тишина, дети боялись по шевелиться, но к счастью прозвонил звонок и наконец то все очнулись от грозного гипноза.

Девочку мы не видели до конца новогодних каникул. Она не пришла на следующий день на занятия, не появилась и на новогоднем торжестве.

Её подружки отнесли  домой портфель и узнали, что в тот день от перенесённого унижения и стресса , она заболела. В школе её увидели только после новогодних каникул, вид у неё был болезненный, взгляд потухший. Девочка очень изменилась после этого случая, избегала обсуждений классных и школьных мероприятий, перестала посещать репетиции школьного хора , и старалась не задерживаться после уроков в школе.

В деревнях не было  психологов, чтобы можно было вытащить  ребёнка из депрессивного состояния. Хорошо, что девочка смогла сама справиться с этой задачей. Она оказалась сильной личностью с крепким стержнем внутри.

Учитель осталась безнаказанной, ей всё сходило с рук. А наша одноклассница из хохотушки и певуньи превратилась совсем в другого человека. Стала молчаливой, недоверчивой , одинокой. и учиться стала хуже.

Родители тогда не ходили разбираться и искать справедливость по отношению к их детям, а возможно они даже и не заметили, что с их ребёнком что-то произошло, ну, если бы и узнали, то не стали бы конфликтовать с почтенными людьми. Это была элита!!!

Прошли годы, мы стали взрослыми , завели свои семьи, появились свои дети и взрослые задачи которые мы сами должны решать.

Мы очень долго не встречались классом и мало что знали как сложились судьбы одноклассников, но через пятнадцать лет  наше руководство школы собрали выпускников и устроили праздник.

Руководство школы поменялось, а учитель с неустойчивой психикой, давно покинула нашу деревню в неизвестном направлении.
Тогда мы  и узнали, что наша одноклассница стала самодостаточным, уважаемым человеком. Получила высшее образование, работала как все, вышла замуж, родила и воспитывает троих детей.

Возможно, если бы не этот случай, она бы стала  знаменитой певицей или музыкантом , а может быть большим начальником, но из-за этого случая и ломки характера , что то было потеряно. И все-таки она сумела стать настоящим человеком.

Как же хочется, чтобы люди проснулись, чтобы были более мудрыми, осознанными, внимательными, больше любви  проявляли друг к другу , тогда и мир будет чище , и радостней.

 Помните, что мы люди, что мы пришли в этот мир с миссией любви и радости, не разрушать, а созидать, а дети - это наше будущее, будущее нашей планеты.