Тортик

Алексей Жарёнов
                - 1 –
С Антоном Николаевичем Коненко я встретился случайно в кондитерском отделе продуктового магазина. Антон Николаевич купил небольшой тортик и, отходя от прилавка, заметил меня. Мы поздоровались. Антон Николаевич как-то грустно улыбнулся мне, повернулся и пошёл к выходу. Но сделав несколько шагов, он остановился, резко повернулся и направился ко мне. Мне показалось, что он хочет сказать мне что-то серьёзное, но подойдя, Антон Николаевич сказал дежурную фразу: «Очень рад вас видеть», посмотрел на очередь, в которой я стоял, снова повернулся и решительно зашагал к выходу. Я купил хлеба и молока и вышел из магазина. Метрах в пяти с тортиком в руках стоял Антон Николаевич и, как я понял, дожидался меня.
- Алексей Викторович! Вы не сильно спешите? – спросил он.
- Нет, - ответил я.
- Может, немного посидим вон на той скамеечке у красного дома! – предложил Антон Николаевич.

                - 2 –

Два года Антон Николаевич работал в нашей школе. Как бывшего офицера,  его пригласили вести основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Своему возрасту, а было ему тогда 70 лет, Антон Николаевич никак не соответствовал. Больше 62-63 лет ему трудно было дать. Антон Николаевич был высоким, под два метра, статным, широкоплечим мужчиной. Очень представительный, как сейчас говорят. А, когда он начал работать в нашей школе, все учителя-коллеги поняли, что Антон Николаевич образованнейший и интеллигентнейший человек. На 8 Марта он прочитал женщинам такие проникновенные  стихи, что многие дамы потом вытирали слёзы. Стихи, как оказалось, Антон Николаевич очень любил и много знал наизусть. Память у него была феноменальная. Достаточно сказать, что «Евгения Онегина» он знал наизусть. Также как и «Конька – горбунка» Ершова и «Федота – стрельца» Филатова.

                - 3 –

Из мужчин-педагогов, которых было немного в нашей школе,  Антон Николаевич  как-то особенно  выделил меня. Нас сблизила любовь к шахматам и литературе.
Нужно сказать, Антона Николаевича я видел раньше, до его работы в нашей школе. Недалеко от нашего городка находилось село Смольки. Туда, в совхоз «Смольковский» летом меня, как молодого учителя, со старшеклассниками отправляли в лагерь труда и отдыха (ЛТО). Располагались мы в интернате при местной школе. Так вот директором этой сельской школы была жена Антона Николаевича, тоже весьма представительная, строгого вида женщина.
Когда Коненко приезжали на автобусе из Городца в Смольки и шли под ручку через село, все встречные люди любовались ими. Элегантные, солидные, уважаемые люди шли в школу. Эта пара тогда являла собой образец идеальной супружеской четы. О своём давнем впечатлении я как-то рассказал Антону Николаевичу, когда мы с ним играли в шахматы.
- Да. Тогда всё так и было! – согласился Антон Николаевич и задумался. Прилично задумался. Я вынужден был ему напомнить:
- Ваш ход, Антон Николаевич!
- Да, да!
Антон Николаевич сходил, но я понял, что ему не до шахмат.

                - 4 –

- Алексей Викторович! А я ведь развёлся с женой! – вдруг быстро проговорил Антон Николаевич. – Да, развёлся! Прожили 40 лет вместе и развелись! Согласен, мы казались, наверное, хорошей парой!  Но это было обманчивое впечатление! На самом деле мы давно стали совершенно  чужими друг для друга людьми! Дети – сын и дочь - давно выросли и покинули нас. Сын вот пять лет назад умер, а дочь живёт во Владивостоке. У неё своя большая семья, и ей не до нас! Кроме общей крыши у нас с женой ничего не было! Никаких общих интересов! Чаще всего молчали. Это в лучшем случае! А так раздражительность, недоверие, пренебрежение друг к другу часто выливались в ссоры! Я ушёл от неё! Сейчас снимаю квартиру. Один. Но на душе стало как-то спокойнее!
Я молчал. Что тут будешь спрашивать?  Любой вопрос покажется нетактичным.

                - 5 –

Один учебный год отработал Антон Николаевич у нас. Потом мы разошлись по отпускам. А в сентябре в школе я встретил Антона Николаевича сильно изменившимся. Казалось, он помолодел. Стал улыбчив, более приветлив. Часто шутил. Даже ростом, казалось, он стал выше! Раньше он как бы стыдился своего роста и сильно сутулился. А тут распрямил плечи, выпрямился. Об изменениях в своей жизни он опять – таки рассказал мне за шахматной доской.
- Ну, Антон Николаевич! Вы в отпуске как будто крупный приз в лотерею выиграли! – пошутил я.
- Да, Алексей Викторович! Выиграл! – улыбнулся он. – Вот мне 71 год, а я, как школьник, влюбился!
- Ну, как говорится «любви все возрасты покорны», - откликнулся я.
- Вот, вот! – воодушевился Антон Николаевич. – Да, она намного младше меня! Ей – 43 года. Но, знаете, мы не замечаем такой разницы в возрасте! Мы наговориться не можем! У нас гармонию во всём! Поверите, даже в сексе!
Я пожал плечами. Признаться, такое откровение меня сильно смутило. Да, и мой недавний  развод настроил меня на скептический лад. Мне не особо не верилось в то, что 43-летняя женщина «запала» на мужчину, которому 71 год. Я думал, что в этих отношениях женщина нашла какую-то выгоду для себя. Через несколько дней я понял, что был прав.
Как-то после занятий я увидел, как Антон Николаевич в учительской разыскивает журнал 6 «Б».
- Антон Николаевич! А зачем вам журнал 6 «Б»? – задал я ненужный тогда вопрос ему. Кроме нас в учительской никого не было.
- Знаете такого ученика в 6 «Б», как Вася Крикухин? – вопросом на мой вопрос ответил Антон Николаевич.
- Конечно, знаю! Сложный паренёк!
- Это ЕЁ сын! – почему-то шёпотом проговорил Антон Николаевич. – От первого брака. Фамилия отца. У Кати фамилия Белова. Ну, а парнишку  нужно на истинный путь поставить, а то разбалтываться начал!  Хочу вот оценки посмотреть, да домашния задания списать, а то он их не записывает.
 Я понял, что женщина приголубила Антона Николаевича ради сына. Парнишке нужна была твёрдая мужская рука.

                - 6 –

В школе тогда Антон Николаевич отработал ещё год и уволился. Много лет мы с ним не виделись, и вот встреча в магазине.
Мы присели на скамейке у ближайшего пятиэтажного дома.
- Вот купил тортик, - грустно сказал Антон Николаевич. – Сейчас схожу в «Три семёрки» куплю букет цветов и поеду поздравлять Катюшу! У неё сегодня День рождения! Я её уже три недели не видел.
- Как? – удивился я. – Разве вы не вместе живёте?
Антон Николаевич, как школьник, опустил голову.
- Не вместе. Я сейчас снимаю однокомнатную квартиру.
Мы помолчали.
- Знаете, Алексей Викторович! Есть народная мудрость и опыт, которые предупреждают человека, заставляют задуматься! – издалека начал Антон Николаевич. – Но человеку кажется, что это у других людей получается плохо, а вот у него всё будет не так, у него всё будет хорошо! Вот во всех сказках и преданиях мачеха не любит падчерицу! И у отчима с пасынком чаще всего складываются плохие отношения! Так и у меня с сыном Кати сложились непростые отношения. Нет, сначала он меня, конечно, слушался. Я и уроки его проверял, и задания домашние ему записывал и с учителями разговаривал. С Василием мы и гулять ходили.Как-то старался я. Но чужая кровь, есть чужая кровь! Уже перед армией Василий стал дерзким и наглым по отношению ко мне. Год он отслужил. Пришёл из армии, стал цепляться к каждому моему слову.
Как-то пришёл и говорит: «Мама! Я жениться собрался!» (Ко мне он вообще не обращался). А я, дурак старый, тут возьми да и скажи: «Вася! А на что жить-то будете? Может, тебе сначала работу найти?» Ну, он и разошёлся! Орёт: «Я у тебя прошу что-нибудь? Ты – кто такой? Ты тут сам на птичьих правах  живёшь! Приушипился  тут, умный такой, всех жизни учит! Вали отсюда, умник!»
Я опешил. Смотрю на Катю, а она глаза в сторону отводит. «Хорошо, - говорю, - я уйду!» А сам жду, что мать Ваську осадит. Мы всё-таки с ней 7 лет прожили. А она молчит, как будто в рот воды набрала. Я понял, что она на стороне сына, хотя  могла как-то всё смягчить! Ну, я и ушёл. Вот квартиру сейчас снимаю. Правда, иногда захожу к ним с праздником поздравить или просто проведать! Я ведь не злопамятный! А Катю-то я по-настоящему полюбил! Думал, и она на моё чувство откликнулась! Ан, нет! Мы, мужики, до смерти романтики, а женщины – реалисты! Я где-то прочитал, что три главные черты характера  Екатерин – это общительность, оптимизм и практичность! Практичность! Так оно и есть! Катя, кажется, рада, что я ушёл! Вот такие дела!
Мне было искренне жаль Антона Николаевича. Но жизнь есть жизнь! У меня и самого со второй  женой  весны в отношениях не наблюдалось!
Тогда мы поговорили с Антоном Николаевичем о второстепенных вещах и разошлись.


P.S.  Через два месяца я прочитал в районной газете о том, что Антон Николаевич Коненко умер. Соболезновали его родным и знакомым жильцы дома № 18 улицы Фурманова.
Позднее на кладбище я совершенно случайно наткнулся на могилу Антона Николаевича. Рядом была могила его первой жены, с которой он прожил 40 лет.
-