Сталинградская битва 3

Андрей Грачев 2
4 сентября для немцев было днем неудачным. Был сбит и погиб унтерофицер Херберт Пайссерт из 1 отряда "пиковых", сильный ас с 38 победами. Он отправился утром на охоту ведущим пары, но ему не посчастливилось встретиться с парой "Яков-1" 237-го иап. Ведущим пары был командир полка, опытный ас Исаев Александр Борисович. Пайссерт неосторожно втянулся в бой с этой парой на виражах и поплатился: Исаев его убедительно переиграл.

Чуть ранее понесла тяжелую потерю и JG3. При отражении налёта "Илов" командир 9 отряда оберлейтенант Эмиль Бич был подбит и серьёзно ранен, с трудом дотянул до своих и спасся с парашютом. Ас имел 47 побед на тот момент. Немцы посчитали, что сбит он был огнём с земли. Но, по советским данным, его сбили истребители сопровождения того же 237-го иап, победу записали всей группе, но ведущим снова был Исаев. Таким образом, советский ас сбил за один день двух немецких асов. Исаев бил врага над своим родным городом, и это, конечно, придавало особых сил. К сожалению, в сентябре Исаев был сбит, ранен и более на задания не летал, сосредоточившись на командной работе.

5 сентября JG3 понесла ещё одну тяжёлую потерю. Утром на охоту отправился в паре с унтером Вернером Цетто фельдфебель Вальтер Ольрогге из 9 отряда. Охота была удачной - пилоты заявили каждый по победе и возвращались обратно, как вдруг неожиданно их самих атаковала пара советских истребителей. Цетто успел уйти от атаки. Ольрогге повезло меньше, он был сбит и, хотя и выжил, но тяжело ранен и более не воевал. На его счету было 83 победы.

Столь сильного врага вывела из строя пара P-40 из 731-го иап. Дело было так: в указанном районе патрулировала восьмерка этого полка. Патрулирование велось на большой высоте. Вот и пригодилась хорошая высотность американской машины! Немцы привыкли, что советские истребители так высоко не забираются, и бдительность ослабили. Советская группа заметила пару бф-109, идущих ниже. Было принято решение атаковать не всей восьмёркой, а, чтобы не спугнуть "дичь", одной парой наиболее опытных пилотов. Эти лётчики и смогли провести атаку в лучшем виде, вполне в стиле самих немцев. Звали их Орлов Василий Иванович и Верхозин Порфирий Маркович. Победу записали как парную.

7 сентября был сбит в бою пилот 2 отряда пиковых тузов фельдфебель Вильгельм Будке, имевший на счету 11 побед. Сбит он был в ходе атаки группы "Илов", спасся с парашютом. Отличился, судя по всему, пилот 11-го иап Головатый Владимир Дмитриевич, который в указанном районе при сопровождении штурмовмков заявил сбитый бф-109.

К тому моменту стало понятно, что у люфтваффе тоже серьёзные проблемы. В небе Ржева JG51 и JG54 не справились с задачей завоевания превосходства в воздухе. 3-я и 1-я ВА смогли сохранить боеспособность, а сами эти эскадры понесли слишком серьёзные потери и нуждались в отдыхе. Немцы начали выдергивать в этот район части JG52 и JG3. Помогло это мало, а небо Сталинграда было ослаблено. И тут в бой вступила свежеиспеченная 16-я ВА. Немцы уже не имели перевеса в воздухе, на асов ложилась огромная нагрузка. И потери асов стали расти. Снова почти каждый день приносил известие о потере того или иного аса.

Так, 8 сентября в бою над Котлубанью был сбит и ранен оберфельдфебель Ханс Корнатц из штаба "пиковых", на счету этого аса было 25 побед. И снова отличился Исаев Александр Борисович, командир 237-го иап, сбив очередного аса над своей Малой Родиной. Правда, в том же бою победу оформил Ривкин Борис Миронович из того же полка. Вероятно, советские асы отличились в паре.

9 сентября "Пиковые" потеряли одного из лучших своих асов, многоопытного оберфельдфебеля Альфреда Франке из 2 отряда, имевшего 59 побед на счету. Ас был сбит при атаке на "Илы", причём никто не понял, кто вёл огонь - МЗА, стрелки штурмовиков или истребители. По Бергстрему, его сбил штурмовик Виноградов Павел Сергеевич, однако эта версия ошибочная: Виноградов заявил две победы 7 сентября. Сами немцы, естественно, списали его потерю на МЗА.

А по советским данным, более чем активно в том бою действовали при сопровождении штурмовиков пилоты 563-го иап. Полк этот был достаточно опытный, за плечами его были бои в небе Воронежа, где полк показал себя достойно. Так, батальонный комиссар полка Оборин Александр Васильевич, сопровождая "Илы", сбил один бф-109 в бою и ещё один таранил, причём очень искусно. Он сопровождал штурмовики в составе пары. Их атаковали бф-109. Оборин, уйдя от атаки одного из них, совершил вираж и сбил вражеский самолёт. В это время один штурмовик отстал. Оборин, увидев это, поспешил на выручку. Он совершил сложный маневр, но боезапас его кончился, и он таранил врага ударом крыла по хвостовому оперению. Враг тут же упал, а Оборин успешно довел самолёт до аэродрома и совершил посадку.

Вроде бы, по немецким данным никакого тарана не было. Однако немцы могли и не видеть тарана. Вертикальное падение самолета они видели, но таран вполне могли и не заметить. Тем более остальные обстоятельства и место боя в принципе совпадают. Таран могли не заметить и ещё по одной причине: обычно при таране падают оба самолёта, здесь же наблюдали падение только одного. В общем, если наша версия верна, победу эту стоит признать очень колоритной, так как это было не просто случайное столкновение, а точно рассчитанный маневр. Впрочем, есть и ещё один претендент на победу - Найденов Николай Алексеевич, который тоже в тот день заявил бф-109, но обстоятельства этой победы нам неизвестны и, пожалуй, предпочтительнее версия с тараном Оборина.

10 сентября "Пиковые" потеряли сразу трех пилотов. В 3 отряде унтерофицер Хайнрих Вёрле, имевший 8 побед на счету, утром был сбит и тяжело ранен своей же ЗА, по мнению немцев, при атаке на "Илы". По советским данным, всё было не так. Немцы атаковали группу "Илов" 694-го шап. Её ведущий, Смирнов Василий Абрамович, заметил, как один из бф-109 заходит с тыла на штурмовик. Стрелков на "Илах" не было. Тогда Смирнов, как заправский истребитель, заложил крутой вираж и сбил немца. Очевидно, это и был Вёрле.

Более серьезной потерей была гибель фельдфебеля Франца Хагедорна из того же отряда, имевшего на счету 38 побед. Он также погиб при атаке на "Илы", но тут уже отличились истребители сопровождения. Правда, Хагедорн успел сбить один штурмовик, но затем его атаковал лётчик Кикоть Николай Семёнович из 11-го иап, осуществлявшего сопровождение, и сбил. Немецкий ас погиб.

Но самую тяжелую потерю понес 1 отряд. Был сбит лучший его ас - лейтенант Вальтер Целлот, командир отряда. Он имел 85 побед на счету. Мы уже упоминали случай, как его один раз сбили советские пилоты. На сей раз его потеря отнесена была на огонь ЗА, причём своей же. История эта тёмная, но, во всяком случае, пока нам не удалось найти претендентов на победу с Советской стороны. Вероятно, немцы на сей раз верно определили причину потери.

В общем, пиковым тузам показали, что они вовсе не бессмертны. В этот период именно на пиковых лежала основная ответственность, так как JG3 потеряла ряд ведущих асов, другие отправились в район Ржева, и боеспособность JG3 сильно упала. От JG52 здесь принимали участие в боях очень ограниченные силы: требовалось усилить группу эскадры на Кавказе, плюс часть эскадры отправилась в район Ржева. Пиковые работали на износ, накапливалась усталость, это приводило к ошибкам. А Советские пилоты, пройдя жестокие испытания, бились уверенно и успешно.

Кстати, показателем того, что у немцев были в этот период проблемы, был резко возросший оверклайм. В августе немцы были весьма пунктуальны в оценках своих успехов. В сентябре же начались накрутки результатов, порой значительные.

13 сентября "Пиковые" потеряли очередного аса - унтерофицера Эрвина Майера из 2 отряда, имевшего 11 побед на счету. По Каминскому, его сбил лётчик 620-го иап Крюков Герасим Владимирович, немец попал в плен.

16 сентября советские пилоты серьёзно огорчили выдающегося аса Херманна Графа. У этого аса был постоянный ведомый - унтерофицер Йоханн Кальб. Он отлично прикрывал тыл эксперта, Граф ни разу в бою не был не только сбит, но и подбит. Но 16 сентября Граф потерял своего постоянного ведомого. Это было так.

На патрулирование в район Сталинграда ушла группа 4-го иап. В районе Рыбзавод встретили бф-109, которые попытались атаковать советских лётчиков, но, потеряв один бф-109, записанный как групповая победа, вышли из боя. Затем уже в районе Питомник группа снова была атакована. Питомник в данном случае - не знаменитый аэродром, а поселочек к северо-востоку от Сталинграда. Атаковала нашу группу пара Графа. Граф сбил лётчика Лебедева Виктора Ивановича, который, к сожалению, погиб. Однако немцы переоценили свои силы и ввязались в открытый бой. В итоге ведущий советской группы, Молчанов Николай Павлович, сбил Кальба, который спасся с парашютом и попал в плен. Кальб был не только надёжный ведомый, но и имел 26 побед на счету.

Кстати, уже на следующий день Графу аукнулась потеря своего постоянного ведомого. В тот день в дело в небе Сталинграда вступил знаменитый 434-й иап - сталинский полк асов. Граф атаковал группу этого полка. Ас сбил с этой атаки лётчицу Нечаеву, которая стала первой потерей сталинского полка в небе Сталинграда. Но и сам попал под очередь Советского истребителя. Очередь пришлась по кабине и чуть не убила аса. Правда, самолет его не получил сколько-нибудь серьёзных повреждений. Вероятно, эту очередь дал Кошелев Александр Иванович.

А 19 числа лётчики полка были близки к тому, чтобы прервать карьеру одного из лучших асов JG3 лейтенанта Вильгельма Лемке из 8 отряда. Он на тот момент имел 62 победы на счету. На перехват вражеской группы бомбардировщиков в район Городище была направлена большая группа Яков-7б "сталинского" полка. Завязался ожесточённый бой. Лётчик Марикуца Иван Сидорович, сильный ас, имевший 5 побед на счету, атаковал один из ю-88, зажёг его, но затем был сбит стрелком и при попытке посадить самолет на вынужденную разбился. По немецким данным, его сбил не стрелок, а унтерофицер Хайнц Гоземанн, ведомый Лемке. Сам Лемке атаковал другой советский "Як". Однако, как он сам заявил, он был подбит огнём советской ЗА и, дотянув кое-как до своих, спасся с парашютом. По советским данным, он попал под обстрел пилотов страхующей группы, победой отметился Савельев Василий Антонович.

В тот же день был сбит ещё один ас "пиковых", уже упомянутый нами фельдфебель Вильгельм Будке из 2 отряда, имевший на счету то ли 14, то ли 15 побед. Опять же, его судьбу проясняет Каминский: в бою с "Илами" он неосторожно подставился и получил залп от РС. Лётчик был тяжело ранен, спасся на парашюте, но спасти его не смогли, он скончался 11 ноября. Как видим, пилоты штурмовиков в небе Сталинграда периодически действовали ничем не хуже истребителей.

20 сентября JG53 понесла последнюю потерю на Восточном фронте. Сбит был и погиб унтерофицер Йоханнес Шпотт из 2 отряда, имевший 14 побед на счету. Он в паре отравился на охоту, но из неё он не вернулся. Это был бой против того же "сталинского" полка. Впрочем, пилоты полка заявили несколько побед. Если смотреть по месту, то наиболее вероятным автором победы представляется Гарам Николай Александрович, брат знаменитого аса Михаила. К сожалению, в тот же день в другом вылете Гарам погиб. В этом вылете полк провел четыре боя и потерял в общей сложности четыре самолёта, погибло трое лётчиков, а Михаил Гарам был сбит, но спасся с парашютом. Три из четырёх самолётов сбили пилоты третьего отряда JG53.

Бои в небе Сталинграда постепенно шли на убыль. "Пиковые" тузы навсегда покинули Восточный фронт, чем, конечно, очень облегчили жизнь советским пилотам. Они вернулись на Сицилию. Эскадра эта поработала в небе Сталинграда сильно, но и сама понесла потери большие, как мы видели. Покинул фронт Герман Граф, получивший высшую награду Рейха и заодно запрет на вылеты. Здесь остались лишь части JG3 и небольшая группа JG52. JG3 понесла большие потери в технике и не могла уже эффективно "закрывать небо". В свою очередь, и советские ВВС понесли большие потери и нуждались в отдыхе.