Шаман на Донбассе? Не смешите! И одно стихотворени

Евгений Мартин
                "Шаман на Донбассе"? Не смешите!

         Сейчас я прочитал очередную волну комментариев к моей последней заметке о певце "Шамане", и они навели меня на некоторые новые мысли.
         Зацепило меня больше всего – утверждение, что Шаман вроде бы хитро отвертелся от приглашения выступить с концертной бригадой в Донбассе (Я слышал также мнение, что некоммерческое исполнительство Шамана не привлекает, - но это, конечно, говорили "клеветники и завистники"!)
         И зацепило не намёком, что он "дрейфит" или, что ему выступать бесплатно или для небольшой группы бойцов невыгодно (у него ведь сейчас "чёс" по России – пожинание плодов своей внезапно, фонтаном, взлетевшей популярности!)
         Меня вздёрнуло совсем другое. – Да кому он там нужен?
         Люди на Донбассе живут суровой жизнью, честно и трудно несут свой крест (я говорю и о "тыловом" Донбассе тоже) – что может им дать гламурный патриот, чей патриотизм рассчитан на сугубо мирную, тыловую публику?
         Это перед ней он – герой, вождь...
         А для тех, кто находится в самой гуще, "на передке"?
         Тот ли у них душевный настрой, чтобы слушать яростные, "вздёргивающие" порывы Шамана?
         Не вылезет ли там, наконец, вся та фальшь, о которой мы со многими моими читателями, здесь только подозреваем, пытаясь обосновать свои догадки и смутно нащупывая их причины?
          
        Сразу вспомнился Андрей Вознесенский, его стихотворение "Вечер в "Обществе слепых"":
           Пытаться читать стихи
            в «Обществе слепых» –
            пытаться скрывать грехи
            в обществе у святых.

           Плевать им на куртку кожаную,
           на показуху рук –
           они не прощают кожею
           лживый и наглый звук.

        Нужны ли людям на Донбассе раскалённые, надсадные страсти новоявленного "кумира миллионов"... "миллионов" здесь, в тылу?
        Ведь он "пробуждает", поднимает народ (недаром и его великолепные манипулятивные способности уже отмечены наблюдателями, да и сам он не прочь прослыть "властителем" людских эмоций, выбрав себе псевдоним "Шаман").
       А нужно ли "поднимать", "затачивать" на что-то людей – ТАМ?
       Людей, несущих тяжёлую ношу войны, платящих ей суровую каждодневную дань?
       Вспомните фpoнtовые концерты наших артистов в ту, минувшую во_йну. Разве они пели о подвигах и звали вперёд, на врага?
      Нет, был огромный внутренний такт. Все в нашей стране своим нутром чувствовали душевное состояние бойцов на передовой, и своими письмами, приветами из тыла, так же, как и песнями своих артистов, приезжавших к ним на передовую, пытались напомнить о том великом человеческом, что те сейчас отстаивают и защищают.
        Подлечить, подврачевать истерзанные души тех, кто на самой горячей линии. – П о д д е р ж а т ь  и восстановить их после чудовищной деформации, которой они там подвергались. Н а п о м н и т ь, что привело этих бойцов в тот Ад, и ради чего – им надо выйти из него с победой.
        "Скромненький синий платочек
         падал с задумчивых плеч..." – об этом пела великая Клавдия Шульженко.
      И огромное количество артистов – одно из самых любимых:
         "Расцветали яблони и груши..." (Все ведь помнят, какое имя получила войсковая миномётная установка, - имя, которое вскоре узнал весь мир?) – простое, незатейливое и очень искреннее. Но очень важное всем, кто находится т а м. Может быть, самое главное из того, что им сейчас нужно.
         И вот здесь, среди людей, сосредоточенно и упорно делающих своё великое дело... – вдруг Шаман? Вы это можете себе представить?
         
          И дело не в рифмах бедных –
          (они хорошо трещат),
          но пахнут, чем вы обедали,
          а надо петь натощак, -

- пишет Вознесенский. Люди, полностью переформатированные, перестроенные во_йной, хорошо понявшие, что в жизни главное, а что – шелуха и наносное – им нужны псевдогероические призывы тылового "кумира"? Не понимающего главного в других, легковесного как поплавок на фоне их угрюмой и суровой, выстраданной правды?
         И здесь опять Вознесенский о своих "слепых" слушателях:
      
        Им кажется Паганини
        красивейшим из красавцев,
        Сильвана же Помпанини –
       сиплою каракатицей,
       им пудреница окажется
       эмалевой панагией.

       Вцепились они в музыкальность,
       выставив вверх клюки,
       как мы на коньках крючками
       цеплялись за грузовики.

     Здесь не столько о музыкальности речь, сколько о развитом внутреннем слухе, натренированности отличать подлинное и искреннее от фальши.
      И недаром великий поэт в конце стихотворения говорит о самом главном в этой встрече:

        В вашем слепом обществе,
        всевидящем, как Вишну,
        вскричу, добредя ощупью:
        «Вижу!»

     Потому что он пришёл к этим обострённо-слышащим людям не научить чему-то их, а научиться у них самому. Подогнать себя под самые строгие, беспощадные мерки.
       А что среди таких перестроенных глубинной правдой жизни, отточивших свой внутренний слух, делать этому "кумиру"?
       Он ведь заточил себя на то, чтобы "вести" и указывать путь другим, а не учиться самому.
      ...Донбасс – это экзамен, это проверка на вш.. подлинность. И что там делать "Шаману"?