Истории без глянца Глава26 Сладкая сказка Востока

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ
СЛАДКАЯ СКАЗКА ВОСТОКА


Вначале 90-х, когда на театральных подмостках как грибы
после дождя стали появляться спектакли в жанре «театра-абсурда», «театра-ужасов» и «театра-незнаючегоещё», я решил заполнить вакуум в репертуарном пространстве и поставить масштабный романтический мюзикл для детей. Выбор пал на замечательную пьесу Евгения Шварца «Золушка».

Не откладывая в долгий ящик задуманного, художники приступили к созданию эскизов для будущих костюмов и декораций, композитор начал писать музыку, а я — распределять роли. Вскоре, как это всегда бывает, когда от слов переходишь
к делу, нам потребовались средства.

Но разве такая ерунда, как отсутствие денег, может остановить талантливую творческую молодежь? Выход был найден — постановка коммерческого псевдоисторического спектакля в жанре «театра-эротики». Название будущему спектаклю я придумал быстро: «Великие любовники, любовницы великих…». О чем будет постановка, на тот момент я не представлял, но был уверен, что с такой афишей финансовый успех нашему проекту гарантирован.

— По большому счету, в этом жанре сюжет не главное, — думал я. — И вообще, как отличить Клеопатру от Мадам де Помпадур в театре эротики? Как говорится: «В бане все равны».

Проблемой оказалось то, что в нашем коллективе талантов было много, а эротики — мало. Поэтому, эту самую «эротику» я решил поискать на стороне. Не буду утомлять подробностями, скажу только, что самые смелые из нас — я и Маша отправились
в ночной клуб, чтобы отобрать танцовщиц для будущего эротического шоу. На входе в «заведение» нас остановила пожилая блондинка с ярким маникюром и пачкой входных билетов:

— Куда, товарищи? Места заказывали?
— Собственно, мы к Рите, — голос мой звучал неуверенно.
— Рита сегодня не работает. Её Снежана заменяет. Подходит?
— Дима, нам Снежана подходит? — поинтересовалась Маша.
— Снежана не подходит, — категорически ответил я, — мы с
Ритой договаривались, с хореографом.
— Ах, с Риткой-крошкой? Ай момент!

Блондинка растворилась за красной занавеской, скрывающей от еще необилеченной публики гнездо порока. Через минуту вальяжной походкой к нам вышла «Ритка-крошка». Дама оказалась веселой и радушной. Правда, ее необычайно пышная фигура, обтянутая спортивным костюмом с блестящей надписью «DOLCE GABBNA», вызвала некоторое сомнение в ее профессиональных качествах.

— Коллегам салют, — приветствовала она нас. — Короче, с девицами я перетерла, они участвовать согласны.
— А можно сегодня посмотреть на их выступление в эротическом шоу? — задала вопрос Маша, исключительно из профессиональных соображений.
— Сегодня нет! Девчонки новые, еще стесняются…

В это вечер я был расстроен вдвойне: ни тебе звёзд для шоу,
ни эротики. Окончательно добивало Машино бурчание по дороге домой, что порядочных актрис в такие места приличные продюсеры не возят. Даже если они однокурсники, старинные друзья и т. д. и т. п.

На следующий день на репетиции появилась знаменита Аурика — прекрасная танцовщица, руководитель ансамбля экзотических восточных танцев. Пришлось переделывать пьесу, над которой уже начал работать драматург и режиссер Давид,
на восточный лад. Ну а какой же Восток без гарема! Тем более,
что в коллективе Аурики было 12 прелестниц и более сотни
восточных костюмов.

Несмотря на то, что Давид был искушенный в профессии режиссер, опыта работы с гаремным контингентом у него не было. Пришлось нам обоим зарыться в библиотеке, чтобы хоть как-то разобраться в традициях Востока. А он, как известно —
дело тонкое. Наши познания о восточных наложницах складывались, как лоскутное одеяло из отдельных статей, заметок и восточной поэзии. Вскоре, мы получили довольно цельную картину заморского разврата. Начали мы с «Советской энциклопедии»:

«Гаремы были одной из важных частей культуры Востока, совершенно чуждой советскому человеку. В них процветала эксплуатация простой мусульманской женщины власть имущим классом». Дальше читать? — спросил Додик.

Я утвердительно кивнул.

«Самым выдающимся гаремом в истории был стамбульский дворец Сераль, которым владела династия Османской империи. Там в 400 комнатах проживало 2000 наложниц.
Средний возраст девушек был 15-17 лет. Их покупали в юном возрасте, чтобы они к «совершеннолетию» успели усвоить искусство любви. В течение двух лет новых рабынь-наложниц учили играть на музыкальных инструментах, танцевать танец
живота, читать стихи и очаровывать мужчину».

Давид отложил книгу в сторону:

— Я вот что подумал, может мою Светку на пару недель в гарем сдать? А то совсем от рук отбилась. Совершенно не очаровывает. Прихожу вчера вечером домой голодный как волк. Спрашиваю: «Светик, ты что мне сегодня приготовила?

Она встала на табуретку и говорит: «СТИХ!»

Мы заржали в голос. Строгая библиотекарь цыкнула на нас. Я понимающе кивнул, продолжая подхихикивать над анекдотом.

Додик нашел в стопке томов, стоящих на столе, тонкую брошюру «В здоровом теле — здоровый дух». Полистав ее, начал читать:

«Неотъемлемой частью гарема была баня. Красавицы парились, часами массировали друг друга, натирая тело ароматными маслами. В бане одновременно могли купаться сотни наложниц. Была известна султанская забава: правитель прятался за потайным окном и наблюдал, как женщины собирают жемчужные бусины, которые евнух заранее разбросал на мокром мраморном полу. Дамы толпились, толкали друг друга,
падали, пытаясь собрать, как можно больше драгоценностей».

Додик вожделенно посмотрел на симпатичную библиотекаршу.

— Я вот о чем подумал… — со страстью в голосе произнес режиссер.

Я напрягся.

— Может, мы вставим сцену, как султан с визирем обсуждают проект гаремной бани? Представь, правитель сидит на троне и дает советнику распоряжения:

— Короче, рядом с сауной построишь три бассейна. Один с горячей водой, другой с холодной, а третий — без воды.
— А зачем Вам бассейн без воды, — спрашивает визирь.
— Ну ты прикинь, — отвечает султан, — а если у меня в гареме будут девчонки, которые плавать не умеют?

Мы опять громко рассмеялись.

Пунцовая библиотекарь возмущенно посмотрела на нас. Извинившись, мы снова зарылись в книги: «Мы представляем девушек в гареме юными красавицами, с бархатистой гладкой кожей и точеной фигурой».

— Правильно представляем! Девушки точно, как в коллективе Аурики. Писанные черноволосые красавицы, — согласился я с автором очередного эссе.
— Не перебивай, слушай дальше! «Но так ли было на самом
деле. Стандарты красоты наложницы менялись в зависимости от вкуса правителя. Так, например, османский султан Ибрагим-безумный, правивший в первой половине XVII века, любил дам с пышными формами.

Наследник султана Ахмеда I с детства не блистал умом и считался, мягко говоря, недоразвитым. Но тем не менее взошел на османский престол. Основной задачей Ибрагима теперь стало производство наследника. Но тут корона столкнулась с
неожиданной проблемой. Султан не только в свои двадцать с
лишним лет был девственником, он в принципе не знал откуда берутся дети, и не испытывал никакого влечения к женщинам. Ситуацию в свои руки взяла мать султана. Она пригласила известного лекаря и поселила в гареме сына самых красивых
женщин. Но султан оставался холоден. Опытному врачу вскоре удалось найти причину «болезни»: султана возбуждали только тучные женщины.

Со всего Средиземноморья повелителю стали свозить самых пышных барышень. В его гареме были красавицы от 115 до 230 кг. Наложниц раскармливали сладостями и ограничивали в движении. Из-за этого они становились не только полными,
но и ноги их сильно деформировались. Ноги «колесом» считались у любовниц султана изящной изюминкой. Самой любимой наложницей у Ибрагима была Шекер Пара по прозвищу «Сахарок», весом около 200 кг.

С тех пор султан был занят исключительно производством наследников».

Я представляю, как из левой кулисы, под яркими фонарями, — пафосно произнес Давид, — евнух Мухамед выводит наложниц на утреннюю зарядку. Все крутят обручи, а одна в него не помещается. И так, и этак — не влезает! Евнух смотрит на
нее и говорит:

 Фатима, дорогая, иди обратно в гарем, не порть фигуру!

Мы хотели рассмеяться, но бдительная библиотекарша была на чеку:

— Молодые люди, это — библиотека, а не цирк!

— Кстати, — опомнился я, — а кто у нас будет играть евнуха? Додик, может, ты? У тебя фигура статная.
— Не могу! Я танцую плохо. А в хорошем гареме плохих танцоров не держат!

Услышав эту фразу, библиотекарша, хохоча, словно раненная чайка, выбежала из читального зала. Оставшись совершенно одни, мы продолжили изучать тонкости восточной любви:

«Когда султану нужна была рабыня, он говорил об этом евнуху. Тот собирала всех женщин на смотрины. Если на одной из них монарх задерживал свой взгляд, это означало, что именно с ней он проведет ночь. Иногда султан бросал к ногам избранной носовой платок. Та, которой улыбнулось такое счастье, получала ряд привилегий. Утром султану приносили новый наряд, вчерашний он оставлял на постели. В карманах монарха наложница могла найти золото и драгоценные камни
— это была плата за проведенную ночь».

— Вот откуда пошла традиция искать в кармане мужниного
пиджака заначку. — подвел итог я.

Развить волнующую всех мужчин тему, нам помешала библиотекарь. Она вернулась в зал с огромной пыльной папкой.

— Вот, мальчики, — сказала она, — материалы из архива! Оставляю вам под честное слово. Развлекайтесь!

В папке мы обнаружили подборку старых фотографий и несколько пожелтевших страниц, написанных от руки. На фото были изображены наложницы, если верить выцветшим к ним подписям, из гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвующего в Иране в конце XIX века. Разглядывая их, нам стало понятно, что в позапрошлом веке, на Востоке моде была не только полнота, но и бурная растительность на лице женщины: усы и сросшиеся брови. Мы с ужасом представили, как будем говорить Аурике о трансформации ее черноволосых красавиц.

Конечно, вечно сидящие на диете артистки, с удовольствием перейдут на пирожные и конфеты, но вряд ли согласятся носить под носом усы! Но Давид быстро взял себя в руки и начал читать рукопись:

— Итак: «Насер ад-Дин Шах Каджар — четвертый шах Ирана, получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет.
В 1842 году 11-летний наследник персидского престола был одарен английской королевой Викторией фотокамерой. Юный Насер ад-Дин буквально влюбился в волшебное изобретение. В последующие десятилетия он тщательно документировал
свою жизнь, невольно раскрывая то, что никто и никогда не должен был увидеть, особенно будни и праздники обитательниц гарема.

У Насер ад-Дин Шаха было 84 жены. Проследить судьбы всех женщин, разумеется, нельзя. Но некоторые из них оставили в истории весьма заметный след. На многих фотографиях изображена Анис-аль-Даула — любимая и самая могущественная жена шаха. Она была дочерью обедневшего крестьянина и сначала попала в гарем в качестве служанки Джейран — бывшей в то время любимой женой. В 1860 году Джейран умерла.

И через несколько месяцев её заменила находчивая Анис. По отзывам современников, она не блистала красотой, но её личные качества компенсировали отсутствие выдающихся внешних данных. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны
других жен, она оставалась главной фавориткой. Лишь ей одной было позволено обедать вместе с Насер ад-Дин Шахом, и именно к ней на ночной отдых отправлялся повелитель, насладившись любовью с кем-то из жен.

Анис регулярно сопровождала Насер-ад-Дина в его частых поездках по стране и страстно желала посетить Европу. Это желание частично реализовалось. Женщина из гарема, впервые в истории, выехала за пределы страны в 1873 году в Россию. Но Анис-аль-Даула была отправлена из Москвы обратно домой из-за проблем с дипломатическим протоколом.

Она также повлияла на стиль своего времени, введя моду на европейское платье. Когда шах, рассказал ей о балете, который он видел в России и который потряс его красотой и грацией, любимая супруга переодела всех девушек в гареме в балетные
пачки. Насер был в восторге! Анис-аль-Даула пережила супруга всего на несколько месяцев, скончавшись от тоски и горя».

Услышав, что мы закончили читать, библиотекарь подошла к нашему столу:
— Ну, как, мальчики, материал усвоен на «отлично»? Кстати, у меня тоже есть для вас история:

«Султан утром просыпается и говорит своему евнуху:

— Приведи сюда Зейнаб.

Евнух бежит в гарем по переходам, по анфиладам, по коридорам, через подвал. Берет Зейнаб и обратно через подвал, по коридорам, по анфиладам, приводит к султану. Через 10 минут султан выходит:

— А теперь, приведи мне сюда Лейлу.

Евнух, по переходам, по анфиладам, через подвал отводит Зейнаб, берет Лейлу и той же дорогой ведет ее к султану. Тот через 10 минут опять выходит:

— А теперь, веди Зухру.

И так пять раз. На шестой раз, евнух еле дышит:

— Всё, сил моих больше нет. Хочешь казни, но не могу…

Шах отвечает:

— Я всегда говорил, устаешь не от дела, а от бессмысленной
беготни по коридорам!»

Мы втроем хохотали на всю библиотеку.

Через месяц состоялась премьера нашего спектакля. Он имел оглушительный успех! В спектакле блистали замечательные драматические артисты, Аурика с танцовщицами и…
«Ритка-крошка» со своим эротическим шоу, звездой которого был чернокожий танцовщик Мартин. Он мечтал сыграть роль принца в нашей «Золушке», но «Великих любовников» пригласили на гастроли…