Юнна Мориц

Виктор Еремин
Юнна Мориц

Намеревался написать: Юнна Мориц — Ольга Бергольц наших дней. Неправда. Юнна Мориц — сама по себе блистательный русский Поэт Юнна Мориц. И любые  сравнения здесь неуместны.

Можно написать, что Юнна —  великий Поэт. Не напишу, потому что, во-первых, кто я такой, чтобы присваивать себе прерогативы времени и народа? Это их право присваивать сие звание, а нам следует скромно принимать их волю. А во-вторых, нынче развелось столько самодовольных неучей, которые публично провозглашают великими всевозможную мелкоту и ничтожество, что звучит это для истинных творцов чуть ли не как оскорбление. Рука не поднимется написать такое.

Юнна Петровна в творчестве своём достигла высот, которые в русской поэзии оказались по силам единицам. Она Поэт в трёх ипостасях Поэзии. Такими были Александр Сергеевич Пушкин, Николай Алексеевич Некрасов, Владимир Владимирович Маяковский.

Прежде всего, она удивительно пронзительный лирик. Достаточно одной строфы:

Когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли,
Фонтаны били голубые
И розы красные цвели.

В молодости лирика Мориц ощущалась мною как ледяная. От сборников её веяло холодным совершенством. Со временем это ощущение прошло, совершенство осталось — лирика у Поэта возрастная, даже у молодой, даже у юной Юнны. Странный дар.

Во-вторых, Юнна Мориц замечательный, уникальный Поэт для детей. И вновь странность. Поэзия её подспудно перекликается и даже сочетается с историями Алана Милна о Винни Пухе.

Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.

Много дорожек
Прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку!

Удивительное ощущение одиночества и светлой печали. Да! Это и есть то, что в молодости казалось мне ледяным — простор, свет, печаль и одиночество. Вот символы Поэзии Юнны Петровны Мориц.

Но вот пришли наши дни. И миру явился воистину великий Поэт-гражданин Юнна Мориц — третья ипостась . Я не буду цитировать. Почитайте сами в интернете гражданскую лирику Поэта. И поймёте мой восторг: каждая строчка — мощь духа и торжество совести. С такой гражданской Поэзией Юнна Петровна по праву встала в один ряд с Анной Андреевной Ахматовой и Ольгой Фёдоровной Бергольц. Не впереди, не позади — в одном защитительном ряду, плечом к плечу перед одним и тем же злобным и ненавистным врагом.

Я не знаю — не читал, не видел, не слышал — создавала ли Мориц эпические произведения. Скорее всего нет, но если да — то она уже в одном ряду с названными в начале этой заметки гениями.