Страсти по Толстому

Сергей Миронов 7
Откровенно говоря,с опаской шел в театр Комиссаржевской на спектакль "Анна в тропиках".Достаточно было увидеть на афише,что это постановка того же А.Баргмана,что отметился "Трепетом моего сердца"по пьесе Х.Левина.

Я тогда весь переплевался.Желающие могут пройти по ссылке к моей рецензии на его детище-"Трепет еврейского сердца"-http://proza.ru/2022/11/26/266
Все мои друзья и приятели-евреи,наоборот,в восторге.Видимо,безнадежная тоска этой пьесы,из-за которой после антракта сбежала большая,и я уверен,лучшая часть публики,греет только еврейское сердце.

А судя по тому,на сколько эта постановка еврейского режиссера по еврейской драматургии обласкана всевозможными премиями,можно не сомневаться в национальном составе тусовки,которая раздает все эти "Маски" и"Софиты"!

Но здесь А.Баргман взялся за пьесу такого качества,что даже при всем старании,ему испортить ее не удалось.
"Анна в тропиках"-пьеса американского кубинца Нило Круза. В 2003 году он получил за неё Пулитцеровскую премию.

Фабула проста.На кубинских табачных фабриках,чтобы нескучно было катать сигары,принято нанимать чтецов.И однажды,вместо бульварных романов и детективов,новый чтец открывает "Анну Каренину"и роман Л,Толстого переворачивает жизнь работников.

Начнем с того,что этот роман самый не русский из всего его наследия.Жизнь и нравы нашего великосветского дворянства ничем не отличались,и были даже более французскими или английскими,чем бомонды этих стран.

Недаром "Анна Каренина"является бессменным лидером по количеству переводов,постановок и экранизаций среди всей мировой литературы.

У нас буйный греховодник Лев Николаевич,угомонившийся только к старости,выступающий в роли морализатора и воспитателя нравственных начал,вызывает,мягко говоря,недоверие.

Но в латиноамериканском прочтении это прежде всего роман о любви.Для кубинцев Анна-это женщина,бросившая вызов!
Пренебрегшая ради своей любви условностями Света и моральными общественными ценностями семьи и брака.

Одних героев пьесы ее пример приводит к раскрепощению и обретению давно желанной любви,других к разрыву прежних двусмысленных отношений,третьих ,наоборот,сближает,четвертых толкает во имя неразделенной любви на убийство.

Все это замешано на буйном местном темпераменте и цветастом колорите.Вот,только карнавального фейерверка спектаклю явно не хватает. Глядя на довольно унылое веселье на сцене,начинаешь сомневаться,что в жилах режиссера течет ближневосточная кровь!

Как и в "Трех сестрах"А.Чехова,в финале убийцей оказывается совершенно безликий и второстепенный персонаж,от которого меньше всего этого ожидаешь.Видимо и по его душе история Анны прошлась глубоким плугом.

Как всегда,женский состав переиграл довольно бледный мужской,за явным преимуществом.Особенно я бы выделил великолепное исполнение роли Офелии Анной Вартаньян.

Совершенно отдельным персонажем в пьесе выступает единственный,кто заслуживает настоящего сочувствия в самом романе-Алексей Каренин,которого очень достойно сыграл з.а. России Евгений Иванов.

И,конечно,этот спектакль надо посмотреть ради блистательной з.а. России Маргариты Бычковой! Ей досталась роль старой кубинки с несколькими фразами в начале пьесы и двумя в финале.Все остальное время она просто курит на сцене свою кубинскую сигару.Настоящую!

Могу заверить,как бывший курильщик с сорокалетним стажем-такой запах ни с чем не перепутаешь!
Но как она это делает!С неподдельной походкой именно латинки,и именно пожилой тучной женщины.По этой грации и пластике,по одному движению веера,не нужно гадать сколько сердец разбила в молодости эта кубинка!Просто блеск!

Санкт-Петербург.11.04.2023г.
Подписывайтесь на мой канал-https://t.me/galernik