Черновы-35. Новороссийск

Михаил Бортников
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/ 10/1908.  Предыдущая глава - http://proza.ru/2023/04/07/1231

К концу второго года работы старпомом желание получить высшее образование у Малышева, наконец, созрело. А появилось оно, большей частью, благодаря трёхмесячной работе с капитаном Котельниковым, подменявшим временно Ивана Ильича Тимофеева. Въедливым, требовательным, раздражающим его, но и знающим. Приходилось признать, что во многих вопросах «Котелок», его ровесник, был более компетентен, хотя стиль его работы Малышева категорически не устраивал. Бывало, что Слава чувствовал свою правоту, но доказать её капитану не мог, не хватало знаний. «Когда и учиться, как не в тридцать лет? – размышлял он время от времени, - теперь я точно знаю, что мне для работы необходимо, и можно именно на этом сосредоточиться. Знания лишними не бывают, стану я когда-нибудь капитаном, или нет, значения не имеет. Жизнь длинная, всё может случиться».
 
Станислав всё ещё раздумывал, куда именно поступать, когда узнал, что год назад в Новороссийске открылось высшее инженерное морское училище имени Ушакова, точно такое, как ленинградская «Макаровка», разве что без её многолетних традиций. Преподавательский состав, конечно, послабее будет первое время, чем в Питере, зато расположение училища было идеальным. Новороссийск находился всего в двух часах езды от родительского дома в Туапсе, а другого у него теперь и не было. Да и до Ростова недалеко, полдня на поезде – пыль для моряка.
 
В Новороссийске Станислав за свою жизнь бывал многократно: и мальчишкой ещё с родителями, и на плавпрактике матросом, и будучи уже штурманом Азовского пароходства. Город, тем не менее, он знал неважно: центральную улицу Советов, набережную, городской пляж, рынок, здание пароходства, несколько ресторанов...  вот и всё, кажется. И подходы к Новороссийску, конечно, знал, как штурман, хорошо помнил знаменитую «бору», срывающую суда с якорей, не раз он там грузился цементом, даже отвечал за правильную погрузку, как второй помощник. Но вот с городом знакомиться детально не было у него ни времени, ни необходимости.

Теперь свободное время у него будет, а желание лучше узнать город  уже появилось.
Покопавшись в судовой библиотеке, собранной донецкими шефами ещё во время строительства судна в Ленинграде, Малышев обнаружил путеводитель по Новороссийску и сразу же начал его перелистывать.
 
 «...На берегу Цемесской бухты, которая сверху напоминает подкову, раскинулся город Новороссийск... Бухта имеет длину пятнадцать километров, а ширина кое-где достигает девяти. Одна сторона бухты уходит глубоко в море, вторая  же является началом Мархотского хребта, с которого берут начало Кавказские горы», - вот, это уже что-то новое.

«...В восемнадцатом веке здесь основали укрепления, вокруг которых возникло поселение  Новороссия. В 1839 году укреплению дали название Новороссийск и присвоили статус города. Англо-французская эскадра в Крымской войне в 1853-1856 годах разрушила Новороссийск. К 1866 году город был отстроен и стал центром Черноморской губернии», - оказывается, и такая была.

«...Благодаря залежам мергеля, - мергель! Нужно запомнить, - являющегося сырьем для производства цемента, в Новороссийске в 1882 году запустили в работу первый цементный завод, а к 1917 году их уже насчитывалось десять», - знаем мы этот цемент, десять раз грузились.

«...Новороссийск является одним из немногих городов Советского Союза, в котором преобладает субтропический, умеренный климат. Воздух летом прогревается до +40. Зимой в среднем 0 градусов, но в последнее время участились морозы, которые достигают отметки ;15 градусов. Морская вода в Черном море прогревается летом до +28 градусов, а зимой не опускается ниже +7. Поэтому людей в купальниках на городских пляжах можно увидеть и в зимнее время года», - какие же это люди? Это моржи!

 «...В августе в море часто возникают смерчи, которые нередко выходят и на сушу. А с сентября по март в городе часто бушует сильнейший ветер норд-ост, который может достигать скорости 40-60 метров в секунду», - вспоминая новороссийскую «бору» Слава поёжился. Приходилось ему и от причала срочно отшвартовываться с неполным экипажем на борту, и напротив Архипо-Осиповки дрейфовать малым ходом, неприятных воспоминаний хватало.

«...Город делится на внутригородские районы:Ленинский, Октябрьский и Приморский.
Восточная сторона города изначально была отведена для промышленных целей. Взяв свое начало от Мефодиевки, она протянулась до Шесхариса. Именно на этом отрезке располагаются морской порт, железнодорожный вокзал, судоремонтный завод, нефтегавань».
 
- Станислав, ты что, в отпуск летом не собираешься? – в каюту заглянул капитан.
- Конечно, собираюсь, Иван Ильич! Думал после выгрузки вам заявление занести – за месяц, как положено.

- Ты лучше поторопись, чтобы у меня было время хорошего старпома найти. Ты как, надолго на берег?
-  Я как раз об этом думаю, Иван Ильич. Хотел с вами посоветоваться. Слышали, что в Новороссийске в прошлом году высшее морское училище открылось?

- Слышал, как вы с третьим на мостике об этом недавно говорили.
- Я, как узнал, сразу и решил в НВИМУ поступать. Я же сам из тех краёв, родители в Туапсе живут. Два раза в год сессии, зачем мне в Одессу ездить, время терять?

- Рад, что ты к моим советам прислушался. Будешь ты капитаном или нет, высшее образование в жизни пригодится. И Новороссийск для тебя, конечно, больше подходит, чем Одесса или Питер.
 
- А теперь другой вопрос. Родители в Туапсе, сын в Ростове, училище в Новороссийске. И зачем мне тогда за Жданов держаться? Ждать, когда однокомнатную квартиру выделят? Попробую перевестись в Новороссийск на танкерный флот. Романтика дальних странствий зовёт. Япония, Бразилия, Сингапур... Наши суда так далеко не ходят. Что скажете?
 
Тимофеев помолчал.
- А что сказать, Слава? Всё логично. Одобряю. Привык я к тебе, но... Молодец, всё правильно продумал. Отговаривать не буду.

Через полтора месяца Малышев сдал дела новому старпому, обошёл еще раз судно, глядя на него уже другими глазами, попрощался со всеми друзьями, обнялся с Тимофеевым, и сошёл по трапу с чемоданом в руках. Настроение было... одним словом не скажешь. Впереди лежала новая жизнь, а позади – совсем даже неплохое прошлое. Прощай, Жданов!

По пути в Туапсе заехал на неделю в Ростов, где встретился с Вовкой, с Черновыми, с Варварой и Сашей Павловским. Остановился в гостинице в центре, чтобы удобно было с сыном общаться. Рассказали ему, конечно, о Наташиных делах, хотя и не расспрашивал никого. Видеться с ней желания не было, а подарки все завёз Черновым.
 
Ещё из Ростова отправил заявление о приеме в НВИМУ, указав туапсинский обратный адрес, потом направился к родителям. Вызов из приёмной комиссии пришёл быстро,  экзамены с пятнадцатого августа. Заочникам предстояло сдавать всего три экзамена, и ни один из них Малышева не пугал.
 
Уже после зачисления в училище, Слава зашёл к начальнику отдела кадров Новороссийского пароходства и попросил содействия в вопросе перевода из Азовского пароходства в НМП.

- А что вас в Жданове не устраивает? За кормой всё чисто? Ничего там не натворили?
- Всё чисто, в Азовское пароходство я по распределению попал, десять лет отработал, последние два года старпомом. В Жданове меня не держит ничего: семьи там у меня нет, квартиры нет. Родители в Туапсе живут. А я только что на заочное отделение НВИМУ поступил. Удобнее будет на сессии приезжать, если к вам переведусь.

- На танкерах не работали, правильно я понял?
- На «Ленкорани» полгода в штате матросом был на практике десять лет назад.
- Женаты?
- Разведен. Сын в Ростове остался.

- Ну что... старпомом, сразу скажу, не возьмём. Танкер – это не сухогруз. Совершенно другие требования. Если вторым помощником пойдёте, дадим вам отношение в отдел кадров Азовского пароходства. Дальше всё в ваших руках, освоитесь – станете и старпомом. И имейте в виду, у нас ещё старенькие «Казбеки» бегают. Отказываться не будете?

- Пойду, куда пошлёте. Через два-три месяца буду готов.
- Тогда договорились. Отношение мы сами пошлём, а вам сообщим, адрес оставьте у секретарши. Квартира – в порядке общей очереди, даже кооперативная.
- Всё понятно, другого и не ожидал, - вздохнул Малышев.

Август был почти на исходе. Ехать снова в Ростов смысла не было. С первого сентября начиналась двухнедельная установочная сессия. Жить в это время можно будет в экипаже, а пока... самое время заняться личной жизнью. Только где её взять, личную жизнь?

* Продолжение следует - http://proza.ru/2023/04/19/1068