Неизвестные итальянцы. Почти Морриконе

Юрий Язовских
Если вас посетит странное желание посмотреть классический боевик с Чаком Норрисом «Одинокий волк Маккуэйд» (старина Чак – славный парень, но почти все его фильмы крайне примитивны), то я не сомневаюсь, что вам понравится саундтрек «Волка» (сам боевик – вряд ли). Есть у меня подозрение, что вы сочтете основную музыкальную тему творением знаменитого итальянского композитора Эннио Морриконе, поскольку то, что звучит как Морриконе и вынимает душу как Морриконе, это и есть Морриконе.

Единственное, что мешает нам причислить саундтрек «Волка» к лучшим работам Эннио – это отсутствие Морриконе в титрах этого фильма. Композитором «Одинокого волка Маккуэйда» является другой итальянец - неаполитанец Франческо де Мази. Даже я, который неплохо знаком с европейским кино второй половины 20 столетия, до недавнего времени ничего не знал про этого композитора, на счету которого более 200 работ в художественном кино (фильмы, сериалы) и сотни для документалок.

Почему же имя Франческо де Мази – мягко говоря, не очень известно на просторах бывшего СССР, да и не только у нас? Однозначно не по причине отсутствия у него таланта. Хотя на счету Франческо не так много замечательных мелодий как у его знаменитого коллеги, но то же самое можно сказать про любого другого кинокомпозитора. Морриконе в мире киномузыки как Уэйн Гретцки в хоккее или Рой Джонс в боксе. Правильнее поставить вопрос несколько иначе: почему имя Де Мази не стало известно в мире, как имена его коллег и соотечественников Карло Рустикелли или Нино Рота? Эти композиторы тоже не ровня Морриконе, но их имена знает любой любитель кино со стажем.

Карьера выпускника неаполитанской консерватории Де Мази началась примерно в одно время с Эннио Морриконе в начале 60-х, и наибольшую известность они оба приобрели, работая в жанре итальянского вестерна. Но Морриконе к концу 60-х стал популярен во всем мире, а Де Мази стал известен лишь в европейской кинотусовке – в качестве недорогого аналога Морриконе. Во многом это произошло потому, что на пути Эннио очень вовремя повстречался Серджо Леоне, что вывело его в высшую лигу кинокомпозиторов, а биография Де Мази отмечена встречами с Энцо Кастеллари, Микеле Лупо, Марио Кайано, Леоном Климовским, Роберто Бьянки Монтеро и прочими малоизвестными и неизвестными режиссерами, снимавшими ширпотреб и откровенный брак. Из режиссеров с именем Де Мази сотрудничал лишь с Миклошем Янчо в 70-е годы, да и тот отнюдь не Феллини или Леоне.

Даже у Эннио Морриконе отнюдь не всегда удачная тема для фильма попадала в руки приличному режиссеру. Множество мелодий Морриконе известны без всякой привязки к фильмам, поскольку те киноработы, где они впервые прозвучали, напрочь забыты. Вся биография Де Мази – это несоответствие его музыки тем фильмам, где ее использовали. Что для Морриконе было досадными промахами, для Де Мази стало правилом: ни разу его мелодии не прозвучали в достойном и популярном кино. 

Если кратко и точно дать характеристику Де Мази, то можно сказать просто: «выдающийся композитор дешевых киноподелок». В его биографии множество пеплумов, спагетти-вестернов, фильмов ужасов, боевиков и прочей продукции класса «Б». Даже из названий некоторых его фильмов понятно, что это полная дребедень: «Три фантастических супермена», «Ринго – лицо мести», «Сартана здесь… обменяйте свой пистолет на гроб»,  «Оргия живых мертвецов», «Нью-йоркский потрошитель»… На фоне типичного одноразового фильма Де Мази его «Одинокий волк Маккуэйд» кажется почти шедевром.

Иногда вестерны с музыкой Де Мази показывали приличные результаты в итальянском прокате (а также в Испании, поскольку часто итальянские вестерны снимались в кооперации с испанцами), что, впрочем, не свидетельствует о их качестве. На пике популярности спагетти-вестернов у зрителей пользовались успехом не только шедевры Леоне, но и откровенно примитивные ленты, вроде «Аризона Кольт» Микеле Лупо (заняла в прокате Италии 20-е место в 1967 году) и «Иди… убей и вернись» (Vado… lammazzo e torno, 1967) Энцо Кастеллари (23-е место в следующем киносезоне).

Саундтрек из вестерна Кастеллари «Иди… убей и вернись»  – один из лучших в биографии композитора, а заглавную композицию Vento e whisky («Ветер и виски») вполне можно включить в Топ-10 музыкальных тем из итальянских вестернов. Но смотреть это кино ради музыки Де Мази нет смысла – это зрелище крайне специфическое, на любителя. Некоторым фанатам спагетти-вестернов эта картина нравится, но единственное, что в этом кино действительно напоминает об искусстве – музыка. Она здесь как масло на коровьей лепешке. К счастью, этот саундтрек выпущен на диске, поэтому «масло» Де Мази можно «скушать» отдельно от «лепешки» Кастеллари…

Собственно, мелодии для вестернов – это главный хлеб для Мази и его лучшие работы связаны с этим жанром: «Ринго – лицо смерти» (1966), «Аризона Кольт» (1966, главная тема написана в кооперации с  Алессандро Алессандрони), «Убей их всех и вернись» (1968), «Двое мужчин – одна смерть» («Ринго – одинокий всадник», 1968), «Джонни Гамлет» («Грязная история на Западе», 1968), «Стальной кулак Джанго» («Сартана здесь… обменяйте свой пистолет на гроб», 1970)…

Киноэстет вряд ли сможет смотреть все эти фильмы, но современный российский зритель, взращенный на «Танках» и прочих отечественных блокбастерах новейшего времени, спокойно выдержит любой итальянский вестерн. Даже «Убей их всех и вернись» (1968) Энцо Кастеллари с любимым актером Леонида Брежнева – Чаком Коннорсом. Правда, молодой россиянин вряд ли когда-нибудь в жизни встретится с картинами этого жанра, поскольку они не модные. А все, что не модное, то молодежь сегодня не смотрит. Подозреваю, что «поколение смартфона» даже не в курсе, кто такой Серджо Леоне, ведь фильмы Леоне – жуткое старье, которого в чартах нет…
 
Но не вестернами едиными… Есть в биографии итальянского мастера достойные работы и в других жанрах, но кто на планете Земля видел такие итальянские боевики как «Гром» (1983), «Побег из Бронкса» (1983) или «Миссия «Кобра» (1986)?… К счастью, был выпущен компакт-диск Де Мази с музыкой из этих картин «насилия и саспенса», поэтому нет нужды смотреть весь этот трэш, чтобы услышать весьма приятные для уха мелодии.

Кстати, весьма символично, что «почти Морриконе» Де Мази был композитором итальянского военного боевика «Бесславные ублюдки» (оригинальное название – «Этот проклятый бронепоезд», 1978), а через 20 лет уже сам Эннио Морриконе написал музыку к американским «Бесславным ублюдкам», которые снял Квентин Тарантино. Как по мне, первые «ублюдки» получились даже лучше, чем тарантиновские: по крайней мере, первый фильм я досмотрел до конца, хоть и следил за ним вполглаза, а «ублюдков» Тарантино не смог. Легче посмотреть какой-нибудь фильм о приключениях Джанго (хотя это тяжкий труд для зрителя), чем позднего Тарантино. 

Я начал эту заметку с «Одинокого волка Маккуэйда» - им и закончу. Работая над саундтреком для этого фильма, Де Мази превзошел сам себя. Только откровенный социопат не заплачет при прослушивании его музыки, а под ее аккомпанемент простой как полено Чак Норрис выглядит особенно справедливым и героическим. Правда, в случае «Волка» не обошлось без ложки дегтя: в англоязычной Вики утверждается, что музыка для «Одинокого волка Маккуэйда» основана на композициях Морриконе для вестерна «Однажды на Диком Западе». Начало главной темы «Волка» действительно несколько напоминает «Мелодию смерти» – той мелодии, под которую состоялась финальная схватка «Гармоники» (Ч.Бронсон) и злодея Фрэнка (Г.Фонда) в фильме Леоне, но только напоминает. Де Мази не заимствовал музыку Морриконе. Желающим могу предложить самим сравнить эти темы, чтобы убедиться в том, что шедевр Де Мази – его собственный шедевр, а не перелицованная мелодия более знаменитого коллеги.