Калейдоскоп

Алексей Борзенко
      Вот уже который год наблюдаем мы за всё ускоряющимся калейдоскопом событий на Украине. Пытаюсь найти логическую связь этих событий с событиями прошлого.

      1965-й год. Львов.
   Удивили две вещи, возможно удивитесь и вы:
      1. Брехаловка. Я много поездил по Союзу, но только во Львове столкнулся с таким явлением. Это своего рода Гайд-Парк. В выходной день сотни людей кучкуются и обсуждают спортивные, политические и бытовые новости. Все говорят по русски. За неделю пребывания во Львове я ни разу не столкнулся с мовой, а может просто не обратил внимания;
      2. Такого богатого книжного рынка я не встречал и относительно дёшево (за сколько сейчас не вспомню) купил четырёхтомник "История X1X века", издания 1938-го года, под редакцией Тарле, в великолепном состоянии. Книг на мове никто не продавал.

      1975-й год. Киев.
    Подруга затащила в музей Леси Украинки. Экскурсовод что-то рассказывал не просто на мове, а на каком-то западенском диалекте. Я дважды попросил его перейти на какой либо более понятный диалект украинского. Он смотрел на меня с презрением и продолжал говорить по своему ещё и увеличив скорость своей говорильни. Терпение кончилось и я сказал ему, что обращусь в администрацию с просьбой предоставить русскоязычного экскурсовода. Он поглядел на меня со злостью и ничего не сказав удалился. Пришла девушка провела экскурсию на русском. В конце поблагодарила за посещение музея и за оказанное нами внимание их замечательной писательнице. Я тоже подякував ii.

      1985-й год. Тернополь.
    На улице подошёл парень, сунул лист бумаги, заговорил на мове. Я понял, что он предлагает подписать призыв к образованию свободной, незалежной Украины. Я что-то ответил на русском и впервые услышал, как меня назвали москаль.

      1990-й год.
    Еду в командировку через Харьков в Полтавский НИИ полимерных материалов. Оба города в плакатах типа:
     - Хто з'iв мое сало?
     - У нас все е.
В институте большинство сотрудников евреи. Подумал: " Уж эти-то люди благоразумные", а они заявляют: " Ось вiдокремимося вiд вас, у нас все буде добре, а у вас погано. Будете з голоду дохнути".
Здравствуйте, приехали.

      23.02.2022-го года.
    Везу двоюродную сестру в Ростов на автовокзал. Она из Снежного. Мне на Украину путь закрыт. На обратной дороге узнаю о СВО. У сестры муж в 2014-м пошёл в ополчение, стоял на каком-то блок-посту. Сыновей решили поберечь. Старшего отправили в Кривой-Рог к родне его жены. Там он и обосновался. Младшего в Россию, откуда тот вскорости вернулся. Недавно связывались по скайпу. Сыновей призвали. Старшего в ВСУ, младшего в вооружённые силы ДНР. Могут встретиться.

      23.10.2022-го года.
    На территорию Луганской народной республики въезжаем через Гуковскую таможню. Луганск. Сейчас это глубокий тыл, но следы боёв восьмилетней давности на каждом шагу. Мужчины на улице только в военной форме. Подростки тоже поголовно в камуфляже и в берцах. Самые популярные магазины - многочисленные военторги. Легко приобрести, не только любую форму, "снарягу" и "обвес", но и тепловизор и любое спецоборудование. В ассортименте натовские образцы. Наши мужики, бывшие русские немцы, уехавшие на родину предков в девяностые, наладили бизнес возить натовские шмотки и приборы из Фатерлянда через Польшу и Белоруссию. Бизнес на грани окупаемости - мужикам за державу обидно.

     01.11. 2022-го года.
    Донецк. По виду из окна гостиницы на реку Кальмиус узнаю это место, я бывал здесь в советские времена. Быстро усваиваем правила проживания и нахождения в здании. Снаряд 155-ти миллиметровой гаубицы пробивает только одно перекрытие, снаряд Града опасен только возможным попаданием в окно, от Хаймарса не укроешься, пробьёт всё, взорвётся в подвале и сложит весь подъезд. Вывод: не находись на верхних этажах, живи на восточной стороне здания, наплюй на Хаймарсы, они дорогие, их мало, бьют только по наводке по важным целям. Мы цель не важная, таких здесь много. Бухает часто. На фронте ситуация изменилась, наши повыбивали западные станции контрбатарейной борьбы. Украинским артиллеристам не стало хватать целей на фронте, а большой город удобная цель. Местные привыкли, по звуку отличают артналёт от работы нашей ПВО. Люди страдают в основном на улице. Несмотря на плотную застройку самый неприятный прилёт на землю, минуя здания. Людей на улицах практически нет. Но город... Город красив как во сне. Чисто, розы укрыты,кустарники подстрижены, от вчерашней воронки на тротуаре нет и следа.

     01.12.2022-го года.
    Мариуполь. На выезде из города нужно пересечь овражек. Подъезжаем к мосту - взрыв. Разворачиваемся и едем в обход, по пути во второй раз осматриваем город. Панельные многоэтажки не подлежат восстановлению все.
 Некоторые из девятиэтажек с пугающей красотой своими внахлёст свисающими на арматуре панелями напоминают чудовищные сосны в волшебном лесу. Вместе с тем, все пятиэтажки целы. Многочисленные бригады рабочих уже вставили окна и двери, нарядно белеющие своей новизной. Выщерблины от пуль и осколков замазывают раствором. Новые таблички с названием улиц на русском языке соседствуют со старыми на украинском. Нас перевозит и сопровождает рос.гвардия. Передвигаемся то в фургоне на базе грузовика (такие во времена стройотрядовской молодости мы называли вахтовкой), то внутри брони Тайфуна на базе Урала, а то и просто в тентованном кузове Камаза. Нас передают из рук в руки по участкам ответственности четыре группы. Ребята рос.гвардейцы чаще сосредоточены и деловиты, последняя группа дагестанский ОМОН, самые весёлые. Спрашиваю причину веселья. Отвечает не самый молодой и не самый весёлый:

 " Я воин, а воину почётно погибнуть в бою. Сейчас выпал шанс, война бодрит, делает мою жизнь наполненной".

Обращаюсь с просьбой о помощи, не рассчитал в дорогу необходимое количество инсулина, поездка затянулась. Мою проблему решают через два часа, связались с чеченским блокпостом, на следующей точке маршрута вручили необходимое.

      05.12.2022-го года.
    Мелитополь. Через час после проезда нашей колонны в город взрывается пересечённый нами мост. Нам везёт. Нет, снаряды, ракеты сюда не долетают. Работают диверсанты, точнее местные недовольные, таковые тут имеются. Живём в загородном пансионате на берегу Азова, под охраной. Холодно. Отопление не предусмотрено конструктивно.

      10.12 2022-го года.
    Геническ. Войска недавно оставили Херсон. Местные не скрывают раздражения. За вхождение в Россию голосовали осознано. На маленькой площади на умильно самодельном из силикатного кирпича постаменте стоит небольшой памятник Ленину. Местные гордятся, сохранили снесённого в девяностые  Ильича. Как только вернулись наши, откопали, отмыли, поставили.

      20.12.2022-го года.
    Дорога на Джанкой. Бывшая четырёхполосная трасса в Крым пришла в запустение ещё со времён СССР, как и всё на востоке Украины. В 2014-м украинцы перерезали трассу глубоким рвом, что не помешало нашим войскам войти из Крыма на Херсонщину в начале СВО. Полотно трассы истерзанное танковыми траками слабо угадывается под колёсами. Справа и слева лиманы. На обочине попутного направления и в первой полосе нескончаемой пробкой стоят фуры. По второй полосе движутся военные колонны с трофейной и нашей повреждённой техникой. Навстречу по второй полосе такая же вереница свежих военных колонн. В первой полосе встречная пробка фур. Среди военных ещё умудряются ехать местные на легковушках. Мы с колонной рос.гвардии движемся  исключительно по обочине встречной полосы, как-то разъезжаясь со встречными колоннами.
    Фронт далеко, опасности позади, но всё равно ловлю себя на мысли, что неосознанно высматриваю в тёмном небе профили атакующих беспилотников.
   
    В калейдоскопе событий прошлого и настоящего продолжаю искать логическую связь.
    Почему так? У меня нет однозначного ответа.

        11.04.2023-го года
   Это повествование было написано на некий тематический конкурс, но не было до него допущено. Как мне объяснила руководитель конкурса - правдивое описание действительности приводит некоторых наших конкурсантов к негативному восприятию этой действительности, что нежелательно.