Советский туризм школа рециклинга

Андрей Александровв
Многие считают, что идея  раздельного сбора и переработки что-то новое. А ведь ей, столько сколько и человеку. Только если сейчас в оновном для многих мотивация уменьшение отходов. Раньше в основном сбережение ресурсов, которые было трудно достать.
Было это конечно и во времена СССР, ярким примером является использование реюза в туристском снаряжении.

С начала объясним, что из себя представляла ситуация в которой эти явления происходили.
Неповоротливая советская экономическая система могла выдать много чугуна и стали на душу населения, но вот мобильно реагировать на запросы населения она могла крайне не умело. Очереди с номерком написанным на руке ещё помнят. Тем более не успевала она на специфические запросы людей с разнообразными хобби. Туризм (а также близкие к нему альпинизм, спортивное ориентирование) был одной из таких сфер, которая требовала разнообразного снаряжение, с приобретением которого были проблемы.
А что из себя представлял туризм. Это был. Как говорили тогда образ жизни, или как сказали бы теперь целая субкультура со своей системой ценности. «люди живущие в другом измерении» - так сказал после общения с альпинистами Владимир Высоцкий.
Да чтобы ходить далеко, проходить новые интересные маршруты нужно хорошее снаряжение, но похоже на фабриках где производили многое снаряжение, разработчики самые даже не пробовали с ним прогуляться с десяток километров  вдоль дороги и устроить пикничёк. Например рюкзаки, главный признак похода призводились совершенно несуразных пропорций. Нагруженные они болтались на спине, сильно оттягивая назад, натирая плечи.
В основе их лежал так называемый «абалак», конструкция альпиниста Абалакова ещё тридцатых годов. Но к восьмидисятым она не усовершенствовалась а совсем изуродововалась производителями не понимающими требования, сильно исказившими необходимые пропорции, «пузыри» так их называли.
Ну и что же. народ стал делать снаряжения сам используя в основном  материалы из отходов.

Давайте теперь конкретно. Начнём с главного признака туриста -рюкзака. Что из себя представляли в массе рюкзаки, поступающие в продажу уже написано выше. Народ находил себе рюкзаки более удачных конструкций, где я тогда не спрашивал, наверное рюкзаки геологических экспедиций. Но в начале восьмидеятых в туризме началась «капроновая эра».  Началось с того что в Ленинграде на заводе «Электрокерамика» поставили фильтры из капрона (вид полиамида). Использованные листы капрона (а иногда и не использованные), стали прекрасным материалом для рюкзаков. Стали шить рюкзаки себе сами, по так называемой системе «американка» (сейчас все рюкзаки различные вариации этой системы). Поясной ремень, и верхние оттяжки, которые переносят нагрузку с кости ключицы на мышцу. Пузырь из магазина стал дурном тоном -лучше самошитый, пусть явно непрофессионально, кривые швы, но главное нужные пропорции. И яркие цвета, красили сами анилиновыми красителями.
Другие регионы быстро просекли тему, и стали изыскивать свои способы нахождения техкапрона.  Питерцев (Ленинградцев) можно было узнать по кругам на рюкзаках и одежде – след от какой-то детали фильтра.  Потом появились Кингисепские фильтры(фильтры с комбината в Кингисеппе) -но они были менее удобны - был более жёсткий, и более тонкий (он скорей к одежде подходил). В других местах изыскивали другие источники, даже биг-беги шли на рюкзаки, их тогда ещё из капрона часто делали. Дно рюкзаков усливали куском шкуры «совтрансавто» -материла из которого делались тенты фур. На стропы усиления шли и парашютные стропы, и всевозможные грузовые, багажные ремни и тормозные ремни.
Ну плавно переходим к одежде и палаткам, потому что на неё шли в основном те же материалы. До начала «капроновой эры» часто доставали самые различные брезентовые тенты, потом пошёл техкапрон. Для одежды и палаток также ценны были парашюты, как обычные прыгательные (ткань шла на лёгкие штормовки) так и тормозные (ткань ценна для палаток). Был ценен каландрированный капрон-но он в основном выпадает из темы реюза, хотя и такое, наверное, бывало. К концу восьмидесятых появились тенты из лавсана (тканый ПЕТ) их недостаток был в том, что ткань не красилась.
На опушку для зимнего варианта штормовок шли старые меховые шапки, воротники и даже плюшевые игрушки.
 Так же использовались бывшие ранее в употреблении куски полиэтиленовой плёнки их клали под палатку или накрывали оную во время дождя. Но лучше было достать кусок плёнки ПВХ, она жила гораздо дольше, и более того из неё можно было шить тенты, ПВХ не рвётся при прошивке. Конечно, круче тенты из тканого материала, а ПВХ использовалось для пропитки, доставали какие-нибудь обрезки ПВХ и растворяли их в тетрагидрофуране.
Подстилки. В начале восьмидесятых я ещё застал подстилки из пенополистирола, его резали маленькими кусками и вшивали ткань, такие подстилки называли черепашками. Потом их стал выжимать пенополиэтилен, в Питере за его обрезками ездили на свалку Кировского завода под Гатчину. Удача была найти большой кусок сразу, заодно ставить как спину рюкзака. Маленькие обрезки шли на лямки рюкзаков, стельки.
На многочисленные мешочки шли самые разные куски тканей, любой кусок прочной синтетической ткани или кусок стропы представлял ценность.
Интересно использовались появившиеся ближе к девяностому тетрапаки. Их них делали удобные коробки для продуктов, сухарям из хлеба они подходили по размерам как раз. А чай иногда до похода делился на порции и их запаивали отдельными кучками между двух полиэтиленовых плёнок. По мере освобождение такая упаковка сжигалась в костре.
В это время стали появлятся и ПЕТ бутылки, «торпеды» так их тогда называли. У них была тогда более толстая, прочная стенка. ИХ, естественно как фляги стали использовать, особенно ценилась  от виски из дьюти-фри, по форме и размерам максимально удобная.

Различную фурнитуру часто тоже использовали б/у , часто делали сами находя подходящий материал.
Ну с альпинистским снаряжением надо быть серьёзней, на нём жизнь висит. Но на вспомогательные концы часто использовались всякие старые стропильные верёвки, верёвки от маркиз (такую мы правда дёрнули как-то втроём, и порвали) и прочие. На обвязки уже выше  упоминаемые парашютные стропы, тормозные и прочие ремни.
Альпинистское железо тоже иногда самопалили из найденных обрезков. Поэтому было правило перед жумаром (и аналагами) обязательно верёвочная петля самостраховки, вдруг самопал сломается.  С распространением качественного, фирменного снаряжение правило утратило актуальность.
К слову, чуть ли не единственный завод, где делали хорошую снарягу в СССР стоял на Охтинском мысу, и был снесён потом под пресловутый проект.
Про водное снаряжение я могу сказать мало, не занимался, но приходят на память шкуры «совстранавто», куски пенопласта в спасжелеты и для плавучести байдарок, куски прорезиненного капрона для мешков. Ну конечно и на котомараны, и на самодельные байды часто шли обрезки труб, куски пластика, прочие материалы часто взятые их производтсвеных отходом.
В СССР была сеть магазинов «Юный техник», где часто продавались обрезки, некондиция самых разных материалов.
Для герм шла часто самая обычная клеёнка,  н думаю скорее брали новую, она и так недостаточно прочна.
Интересно использовались обрезки оргстекла (полиметилметакрилата), их брали для розжига костра, хоршо горели. А спелиотуристы её и иногда длинную узкую пластину как сигнальный факел. Современное оргстекло горит хуже, наверное стали добавлять противопожарные добавки.

Те времена прошли. Теперь любой новичок, имея деньги может купить себе самую лучшую снарягу. Хотя большинство ветеранов наверняка настальгирует по тем временам когда когда меняли фильтры на каландр.