Вернуться в прошлое

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2017/02/24/2609

В один из моих приездов из Германии в Петербург моя сестра предложила мне съездить на Васильевский остров по каким-то её делам. Я согласилась не раздумывая. Во-первых, мы могли в это время просто пообщаться и рассказать друг другу о своей жизни. Во-вторых, мне очень хотелось походить по земле Васильевского острова, моей малой родины. 

Было у меня ещё одно затаённое желание, о котором я не стала сразу говорить: заглянуть в наш старый двор.
Я не знала, сколько времени уйдёт на дела моей сестры и захочет ли она терять время на ненужное для неё предприятие. Дело в том, что моя младшая сестра не жила в той квартире, где прошло моё детство. Так случилось в нашей жизни: я в детстве жила с бабушкой в Ленинграде на Васильевском острове, а сестра - с родителями в заполярном городе Норильске. Позже  они приехали жить в Ленинград, и семья воссоединилась. 

Я сумела уговорить сестру, и мы вошли во двор моего детства. Дома были отремонтированы и выглядели немного другими, чем в детстве, но окно нашей бывшей комнаты на первом этаже казалось мне прежним. 

Мы молча стояли напротив этого окна, в отдалении, на пятачке земли, где старые деревья напоминали о прошлой жизни. 

- Ну, и что дальше? - спросила сестра. - Пора ехать домой.

Я знала, что мы не сможем войти в парадную. На входной двери установлен домофон. 

И вдруг я увидела, что к парадной подходит мужчина. Я схватила сестру за руку и помчалась к дому. Ура! Мы вошли вслед за незнакомцем, который не спеша поднимался по небольшой лестнице. Удача явно была на нашей стороне: мужчина позвонил в дверь нашей бывшей квартиры! У меня заколотилось сердце. Дверь открылась. На пороге стояла полная светловолосая женщина средних лет.
Мужчина - видимо, почтальон - отдал ей пакет, она расписалась и с недоумением посмотрела на нас. 

Я начала быстро говорить: 
- Пожалуйста, разрешите нам войти,  мы раньше жили здесь, мы хотим только посмотреть, мы здесь жили...
Поток моих слов, настойчивый и убедительный тон, видимо, ошеломили её. Она молча смотрела на нас, отступая назад. Может быть, она подумала, что мы бы не вошли сюда с плохим умыслом, ведь нас видел  ещё и почтальон.  

Женщина смотрела на меня молча. Всё время, пока мы стояли в маленькой прихожей, говорила только я, поглядывая на дверь нашей бывшей комнаты. Сестра смотрела на всё окружающее равнодушно и отчуждённо.

А я вернулась в прошлое! Вот здесь, у стены, напротив нашей двери, стояло скрипучее деревянное кресло, на котором сидел по вечерам нетрезвый дядя Вася и без конца чихал. 

Я смотрю на свою дверь. Вот она, рядом! Дверь нашей комнаты. Как мне хочется войти туда! Только руку протянуть! Но я понимаю, что не могу просить об этом. 
Я не увижу ничего своего. Там чужая мебель, всё чужое. А смотреть на чужие вещи - разве это удобно? А я бы сама хотела, чтобы незнакомый человек врывался в моё жилище?

Я оглядываюсь и вижу на том месте, где стояло старое кресло, небольшой шкафчик, на верху которого развалилась толстая кошка. Она смотрит на меня спокойно, по-хозяйски.
Я вспоминаю нашего кота Мишку и рассказываю про него. И словно вижу этого большого сибирского кота, независимо гуляющего по длинному коридору.

И самой захотелось пройти... Дальше по коридору дверь дяди Васи.
Но, наверное, это уже отдельная квартира.

- Эта квартира вся ваша? 
Женщина кивнула.

Пройти бы по коридору на кухню, посмотреть. Нет, неудобно. Мы и так задержались.
Пора уходить. 

Я благодарю, что нас впустили, прошу извинить за вторжение. Снова рассказываю чужой женщине, что я здесь жила с бабушкой, и вдруг начинаю плакать. 



По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

(Геннадий Шпаликов)