Почему железную дорогу назвали чугунка?

Николай Павлов Юрьевский
 Даже википедия, не правда ли, очень странное и главное нерусское название,  врёт, утверждая, что железнодорожные рельсы делали из чугуна и поэтому дорогу назвали "чугункой". Это совершенно не неверно! Как выглядели дымовые трубы у первых паровозов? Это были широкие трубы, с раструбами вверху, в виде котелка или, как тогда говорили, чугунка. Вот откуда и пошло слово «чугунка», от трубы, похожей на чугунок, а не от «чугунных» рельс! Соображать надо!

Первая пассажирская железная дорога в России была построена осенью 1837 года как развлечение для царя Николая I, называлась Царскосельской. Эта железная дорога соединяла С.- Петербург с Царским Селом. "Вагонами" для пассажиров у этой дороги были простые платформы. Кто был побогаче, те ставили на платформу свои кареты и ехали в них с комфортом, а беднота мёрзла и мокла под снегом и дождём, искры из трубы обжигали лицо и выжигали дыры на одежде.

Самые первые наши крытые вагоны были называны буквой «ЯТЬ». Первый «ЯТЬ» вагон был построен в 1846 году на Александровском механическом заводе в Петербурге. Крытый вагон был фактически домом на колёсах, вернее избой. В этих вагонах - избах всё было сделано из дерева, кроме колёс. Но и тормоза для колёс делали из дерева, из осины. Почему из осины? В осине много влаги и загорается она с трудом, поэтому и делали тормозные колодки из осины.

В России впервые в мире начали отапливать вагоны для пассажиров. В первое время это было необычное отопление: под ноги пассажиров ставили металлические ящики с нагретыми кирпичами. Эти ящики назывались сухими печами. Потом в вагонах поставили изразцовые печи, но от толчков они разваливались. Изразцовые печи были заменены железными, а потом водяным или паровым отоплением.

Долгое время пассажирские вагоны не имели хороших рессор, которые бы смягчали удары колёс о стыки рельса. Поэтому в те далёкие времена, собираясь в путь по «чугунке», пассажиры запасались мешками с сеном или подушками.

Разные заводы выпускали различные виды вагонов, что порождало большие неудобства в эксплуатации поездов. Чтобы избавиться от этих проблем, съезд железнодорожных инженеров решил установить единый тип русского товарного вагона и платформы. Такой вагон был назван "Нормальным".

В нормальных вагонах перевозили разные грузы. Если перевозили лошадей (в те времена это часто случалось), то в вагон вмещалось 8 лошадей. Если в них перевозили простой люд, как называли тогда крестьян и рабочих, то в вагон вмещалось 40 человек. Поэтому на всех нормальных товарных вагонах было написано: «40 человек или 8 лошадей». Безобразная, оскорбительная надпись для человека! Но в те времена трудящийся и человеком то не считался, он был что - то вроде рабочего скота.

Открывая первую железную дорогу, чиновники думали не столько о практичности, сколько о необычности. Первый поезд напоминал цирковое представление: перед дымовой трубой был установлен музыуальный ящик, который заменял паровозный свисток. За этой шарманкой сидел музыкант и крутил ручку, а кондуктора, в высоких касках с тесаками на боку, подигрывали ему играя, кто на трубе, а кто на барабане.

Во время строительства Царскосельской железной дороги, немецкий архитектор Фридрих Фик предложил царскому правительству очень оригинальный, главное экономный проект. Зачем, дескать, покупать паровоз, дорогую и сложную машину. Надо использовать тот же способ, как бурлаки тянут баржи по Волге: надеть на мужиков хомуты и вопрос с тягой будет решен.

Вот как Фик об этом написал управляющему путями сообщений 22 июля 1839 года: «Сиятельный граф, милостливый госудать! Предоставляю на Ваше благоусмотрение возможность применения на железных дорогах в Вашей стране посредством сил человеческих». Проект Фика не прошел, но на память осталась картина, на которой поезд тянет не паровоз, а запряженные в хомуты люди.

Проект Фика на заставки статьи.