Понять нельзя принять. Часть четвертая

Ольга Криводанова
(Мои невыдуманные истории)
(Фото автора)

                ЭХ, ДОРОГИ - 2


Путешествие по Индии продолжается. Но пока так и не снят вопрос: как расставить знаки препинания в заголовке?

                ХХХ


Мы в поезде Агра-Варанаси. В нашем спальном купе четыре полки и по две - в боковых отсеках. Со шторками. Как только началось движение, мы поняли, что окна в вагонах открыты, на них установлены деревянные решётки для безопасности и никакими способами закрыть их нельзя. Возможно, затворы просто вышли из строя. Дверей в купе нет, в тамбуре тоже. Лишь широкие ворота, чтобы наслаждаться пейзажами и буйными сквозняками. Мы быстро поняли — это наше последнее путешествие в жизни, потому что реально не перенесём такой жесткий экстрим. Не три же часа, как в Агру, а двенадцать. Ну, напялили на себя кучу рубашек, футболок и прочий летний прикид, как и в прошлый раз. Укутались в одеяла, замотали головы полотенцами и что? Поезд разогнался, устроив нам нешуточный экзамен на прочность. В окно впихнули мой рюкзак, чтобы хоть как-то закрыть им амбразуру. Пожелали друг другу стойкости и мужества. И с верой, что утром увидимся вновь, свернулись калачиком на своих полках. Сон был прерывистый, в ночной тишине слышался стук наших зубов. По вагонам всю ночь плотной вереницей бегом передвигались работники кухни с огромными термосами и орали на всю планету «Тчай, Тчай, Тчай!». Не решились его испробовать из-за санитарных соображений. Эти чайханщики перебивали и без того некрепкий сон. Мы просыпались, возвращались в ледяную реальность, делали перекличку - все на месте?


А ещё в поезде не объявляют остановки- всё указано в билетах. Но поезд идёт с опозданием и невозможно понять, где мы находимся. На станциях звучат объявления на индийском языке: «Ларамилипурила!»  Что-то вроде этого, очень непривычные звуки, быстро произносимые, как шарики во рту перекатываются.


Когда я настроилась выйти из купе, чтобы хоть слегка оживить себя, ногами уперлась во что-то мягкое. С трудом поняла, что на полу спят люди. Поскольку проводников в индийских поездах нет, выяснять ситуацию было не с кем. Вышла в тамбур, а там… утрамбованная людская масса: индусы лежат, сидят, стоят - кто как смог пристроиться. Они не «зайцы», просто у них входные места. При наступлении ночи такие пассажиры по-пластунски вползают в купе, лепятся в проходах - кому как повезёт. А основная масса — вот так, в тамбуре, при диком ветре. Но едут же.


Осторожно я протиснулась через спящих индусов с желанием разведать, как здесь обстоят дела с туалетом. Вот как: прямо в тамбуре установлена раковина с тусклым зеркалом. Часов в пять утра индусы потянулись сюда умываться и, главное, чистить зубы. У них эта процедура занимает важное место в жизни, зубы чистят часами. Об этом я вам расскажу позже. Неподалёку от умывальника два туалета. Один с так называемой «чашей Грааля», т.е. со специальной дыркой в полу. Его здесь называют индийским туалетом. Второй - стандартный, европейский. Когда из крана пошла горячая вода, не тёплая, а прям горячая, у меня возникло желание провести в этом заведении остаток дороги! Конечно, я не сделала этого.


В коридоре ко мне подошёл индус лет 35-ти, очень интеллигентного вида, выразил сочувствие по поводу дикой холодины и объяснил: индусы всегда берут с собой в дорогу специальные комплекты из тонкого синтепона. Это одеяло-конверт, подушка, головной убор типа шлема. Лёгкий, мало занимает места и очень тёплый. Позже мы видели такие в торговых рядах, но легкомысленно прошли мимо. А надо было купить, конечно, отличная оказалась штучка.  Индус тут же отошёл и через минуту принёс такой пакет, объяснив, что это для меня. Узнав, что нас замерзающих трое, разбудил двух парней с верхних полок, переговорил с ними и те вмиг отдали нам свои тёплые одеяла. Это было так трогательно. Я укутала ими спящих девочек, а сама осталась в коридоре - сон напрочь ушёл, а индус нет. Он выразил желание пообщаться со мной, и мы больше четырёх часов провели с ним в дружеской беседе.


Моего нового друга звать Шрест. Это имя означает «самый подходящий». В процессе беседы я многократно убеждалась, как правильно его назвали родители. По крайней мере в нашей ситуации очень здОрово, что он оказался рядом в подходящий момент для совершения доброго поступка. Шрест из богатого рода. Как он сказал, из тех, кто поколениями живёт в мраморных дворцах. Закончил университет в Дели, стажировался в Кембридже, Тайване, Арабских Эмиратах. Преподает в университете Дели - не захотел менять страну обитания. Сейчас едет в Варанаси, где целый семестр будет читать лекции студентам по компьютерным технологиям. Он родился в Варанаси, знает город до каждого закутка. С гордостью рассказал, что там мощнейшие современные очистные сооружения, много этапов очистки воды из Ганга для нужд города. О, ужас, они ещё воду из Ганга пытаются очистить? Страшно даже подумать об этом. Видели Ганг пока только издалека, при посещении Тадж Махала. Но ведь все знают, что там и сточные воды, и вода от омовения в храмах, и то, о чем мы даже не подозреваем.


Как я уже писала, индусы никогда никуда не торопятся. Вот и наш поезд не торопился никуда: опаздывал себе спокойненько на целых четыре часа. Шресту постоянно звонил шеф, нервничал, что срывается важное мероприятие в Варанаси. Мой друг разводил руками и жаловался мне: «Ну, что я могу в такой ситуации сделать? Опаздываю на очень важную международную конференцию, где мое выступление первое в регламенте! Босс просит приехать быстрее. А как я могу быстрее, если поезд опаздывает?»

Незаметно наступило утро, а с ним активно расползлось повсюду тепло. К девяти часам и следа не осталось от ледяного ветра и настроение вмиг улучшилось. Мы сели на освободившиеся боковые места и продолжили беседу. Шрест очень буднично рассказывал, как не смог купить билеты на поезд-люкс и взял на этот, на боковую полку. Не сетовал по поводу всяких неудобств, про все говорил очень доброжелательно, с радостью. Индусы - они такие!


Шрест страстно любит Индию, маму и папу. У него даже голос теплел, когда он говорил о родителях. И когда про сестру и брата рассказывал. И про тётю, которая жила с мужем в другой стране, очень далеко от Индии. Замужем за иностранцем. Но там очень суровый климат, холодные зимы, метели, к которым сестра не смогла привыкнуть за три года проживания. Уговорила мужа не продлевать больше контракт и переехать в Дели. Теперь живут все в родовом дворце. Шрест рассказал, как индусы очень любят свою многочисленную родню и стремятся жить вместе или поблизости. Человек по пятьдесят. Вот уж действительно родня!


Неожиданно переключились на меня. Мой друг спросил, где я живу, чем занимаюсь. Я ответила, что он, наверное, и страну-то такую не знает, а уж город тем более. Когда сказала, что живу в Казахстане, в городе Караганда, индус подпрыгнул, перешёл с английского на хинди, начал делать сложные жесты руками и, похоже, что-то пропел. Не ожидала такой реакции. Оказалось, что та самая тётя жила именно в Караганде, что муж у неё казах, что познакомилась она с ним в Англии. Муж трудился на металлургическом комбинате в городе-спутнике Темиртау, в часе езды от Караганды. Владеет комбинатом лондонский миллиардер индийского происхождения Лакшми Миттал. Вот как всё неожиданно сошлось!


Теперь, когда сыновья тёти балуются, она им полушутя говорит: «Не будете слушаться, женим вас на казахских девочках и отправим в морозный город!» Шутка срабатывает.


Сколько раз убеждалась, что Земля круглая. Такой крутой виток совершила и свела нас в дорожном сюжете. С этой минуты мы прям как побратимы стали, родня! Шрест смотрел на меня влюблёнными глазами, его даже не раздражал мой слабенький English. Помчался к своему месту, притащил пакет со сладостями, английскими кексами, соком и орешками. Угощает меня: «Это мне мама положила в дорогу. Попробуйте, пожалуйста! От всей души!»


За окном появились бескрайние плантации тростника. В Индии на полях работают только женщины, мужчины занимаются делами в городе. В стране не применяют химические удобрения. Каждый деревенский житель имеет норму сдачи кизяка. Мы видели, как повсюду в деревнях сушились коровьи «лепёшки», уложенные в виде лепестков. Потом их сдают в специальные центры, где превращают в натуральные удобрения. Вот как всё просто и разумно.


А поезд всё мчится, мчится, отбивая колёсами четкие ритмы. Утро вовсю хозяйничает на полях и поселениях, которые мелькают за окнами. Лежащие пассажиры с входными билетами приняли вертикальное положение и дружно орудуют зубными щетками. Чайханщики затылок в затылок бегом разносят чай.


Шрест постоянно находил темы для разговора. Как наши казахстанские акыны - что вижу, о том пою! Проехали маленький посёлок. В обзор попала стройка какой-то хибарки. Женщина за одну руку ведёт маленького сыночка, другой тянет на хлипкой клеёнке что-то типа саманных кирпичей. Шрест поймал мой удивленный взгляд и объяснил, что индусы так воспитаны - каждый день делают что-то посильное для своей страны. Хотя бы пять кирпичей на стройку принести. Боги наверху всё запишут, карма почистится.
А ещё я узнала, что в Индии обязательное начальное образование, в школах учатся дети с 5 до 14 лет. Дальше семья сама решает, какое будущее им обеспечить. Путешествуя по Индии, мы всюду видели толпы детей, даже четырёхлетних, которые продавали разную мелочёвку, типа цветочных веночков для спуска в Ганг или специальных деревянных палочек для чистки зубов. Моют посуду в кафе.  Много малолетних попрошаек везде. Возможно, конечно, что дети занимаются этим после уроков в школе.  Зато в Индии действует 900 университетов (в моей голове не укладывается такая цифра).


Ещё одно интересное суждение Шреста - отношение к нищим, бездомным, беднякам. Это одна из множества этнических особенностей Индии. Какие-то касты с древности тянутся к цивилизации, развивают крупный бизнес, строят виллы, скупают земли. Другие живут по традициям своих предков, не понимая назначение материальных ценностей. По минимуму одежды, предметов быта. С учётом природно-климатических условий, многовековых духовных традиций их жизнь строится по иным канонам. Зачем диваны, серванты какие-то, люстры, когда жить можно прямо под открытым небом, сливаясь в духовных ритуалах с Вечностью.


Мой собеседник так уважительно и эмоционально рассказывал про это социальное (или, может, точнее духовное) явление, что я не смела его перебивать. Шрест говорит: «Во многих странах таких людей считают морально опустившимися, их отвергает общество, пытается контролировать государство. В Индии они не изгои, их никто не притесняет, не изолирует. Многих туристов их вид приводит в ужас, потому что приезжие обращают внимание на физическое тело, на образ земной жизни. Удивляет публичность исполнения физиологических нужд на виду у всех: спят, где хотят, моются в центре города, справляют нужду в любом месте, когда это захотело их физическое тело. Но туристам не дано увидеть и понять духовный труд этих людей, их связь с высшими силами!»


Конечно, я не смела прервать этот откровенный монолог индуса. И очень высоко оценила его желание общаться со мной на таком доверительном уровне. Сама уже успела в течение нашей поездки много раз зафиксировать ситуации, в которых разными гранями выделялось такое свойство индусов, как терпимость. Если это не принять, хотя бы на время путешествия, то тогда срочно назад, домой, на «чистую» родину. А вот понять? Ой, не знаю, пока нет ответа. Хотя… Мы ведь тоже первые дни в Дели закрывали носы и глаза, постоянно смотрели под ноги, чтобы не вляпаться куда-либо невзначай. Потом первый шок прошёл, появились впечатления поинтереснее, наши мозги переключились на массу красивого, вкусного, эстетичного и приятного.



Шрест, казалось, боялся, что наша беседа может оборваться. На любой мой вопрос, на любую реплику он начинал добросовестно раскрывать затронутую мною тему. Ещё в Дели я удивилась, как много здесь ручного труда. Идёт строительство небольшого отельчика или кафе: одни люди держат натянутый канат, другие тащат в тазах песок, гравий и разный строительный материал. Кто-то катит бочку с водой. О, Небеса! И это в стране высоких технологий! Но и здесь не всё так просто, как кажется иноземцу. Во-первых, издавна в стране ценится ручной труд. Но главное - трудоустройство населения. Вот так, все при деле, тунеядцев нет, каждый вносит ежедневно свои пять копеек в процветание родной страны.


Шрест - одно из самых сильных моих личных впечатлений от Индии. В пылу страстных разговоров мы даже не додумались сделать фото вдвоём, как будто не предполагали, что грядёт расставание. Этот человек много часов подряд делал всё, чтобы я смогла открыть своё сердце его любимой Родине. Спас от ледяного индийского «комфорта», накормил вкусняшками, рассказал много того, о чём бы я сама вряд ли узнала. Он разговаривал со мной неторопливо, подбирая простые английские предложения, чтобы я могла его правильно понять. Видно было, как ему не хотелось расставаться. Но поезд всё же остановился. Мы вылезли из морозильной камеры на знойный перрон. Шрест помог донести рюкзак, нашёл нам приличного рикшу, пардон, таксиста, строго предупредил его, чтобы без обмана и в приличный отель. И не очень дорогой, и ближе к набережной, а не на окраине Варанаси. Дал мне свою визитку - на случай каких-либо нестыковок и как-то по родственному обнялся со мной. Визитку я потеряла где-то в песках на Гоа, да и не пригодилась бы она по жизни. А в памяти эта встреча осталась… Шрест — значит «самый подходящий».


… После Варанаси у нас были очень культурные поезда, с такими, как надо, кондиционерами, с нормальным постельным бельём, вкусным питанием и закрытыми дверями в тамбуре. Наверняка, хорошо почистили карму на святой земле.


Возвращаясь в Дели, наслаждались экзотическими пейзажами через нормальные окна, лакомились приличным бокс-завтраком. А попутчиками у нас были двухметрового роста паренек из Новой Зеландии и пышнотелые женщины из Шри-Ланки. Последних было много в вагоне - миссионеры, участвовавшие в каком-то крупном международном мероприятии в Варанаси. Они оживленно разговаривали, почти все одновременно, на своём «шриланкском» языке, веселились и каждую минуту радовались жизни. Между нами не было никакой межи: обе стороны даже не пытались подбирать нужные английские слова - говорили на своих языках, но больше на языке жестов и эмоций. У меня в рюкзаке случайно остались домашние пакетики с сухофруктами- изюм, курага, чернослив. Мы выложили это богатство на столик и предложили нашим попутчицам свои скромные угощения к чаю. Барышни обрадовались и удивились одновременно. Оказалось, что им незнакома такая еда, как сухофрукты. Мы объясняли, что вот это, например, изюм - подсушенный на солнце grap (виноград). А это - курага, высушенный apricot (абрикос). Как же они весело смеялись, качали головами, поглощали со счастливыми лицами невиданное прежде угощение! Конечно, зачем им там в своей Шри Ланке сухие абрикосы! Миллион видов разных фруктов круглый год! Нам тоже перепали разные диковинные сладости от просветлённых попутчиц. На фоне дружных песнопений жизнь в этом прекрасном поезде приобретала какую-то небесную чистоту. Такой Миру - Мир!


И последний наш маршрут по рельсам в Индии был на Гоа! Двадцать пять часов на современном комфортабельном экспрессе, с белыми шторками на окнах, регулируемым кондиционером, с вкусным питанием, входящим в стоимость билета. Попутчиками были прекрасные Саша и Аня - молодые симпатичные супруги из России. Они и про изюм всё знали, и говорили на понятном нам языке, и песни мы пели нам знакомые. Ребята - циркачи, ехали зарабатывать на жизнь. Гоа очень подходящее для этого место. Сутки в дороге пролетели незаметно и легко - без всяких сложных философий, без непонятных головоломок и в привычной языковой среде. Мы мчались к Аравийскому морю, к великому Тихому океану, в совсем другую Индию.


Перед предстоящим пляжным релаксом у нас была абсолютно ни с чем не сравнимая по силе впечатлений поездка в священный город Варанаси, где многое удивляло, пугало, настораживало, выворачивало наизнанку.
Меняя места пребывания, мы познавали разную Индию, не успевая переваривать эмоции, преодолевать препятствия, переживать стрессы, переключать настроения. Порой не находя ответы на вопросы, которые появлялись здесь часто и всегда неожиданно. Не понимая, почему мы поступали так, а не иначе. Рубили с плеча. Не сходились во взглядах.

Спасала дорога. Дорога без начала и конца. С продуваемыми вагонами, незабываемыми встречами, комфортом и непонятным бытом. Это было и испытание, и познание, и экзамен на прочность. Всё преодолели!