Вебинар с Алексеем Сальниковым

Жилкин Олег
Участвовал в вебинаре с Алексеем Сальниковым – тот, что «Петровы в гриппе», проводимым одной из издательских платформ. Тема семинара его новый роман. Предлагалось задавать вопросы. Писатель мне интересный, судя хотя бы по тому, что это единственная книга, купленная мной за последнее время. Фильм по роману я тоже посмотрел, и интервью с Собчак тоже, взятом в каком-то автобусе. Новый его роман «Оккульттрегер» кажется, я, разумеется, не читал, поскольку не люблю фэнтези, но тема для разговора была, потому что мне интересно было узнать, как нужно писать книги, чтобы получалось так же хорошо, как у него, в общем, стоило присмотреться и овладеть секретами мастерства.
 
Я задал вопрос про формат интервью с Собчак: стоило ли подстраиваться под ее манеру театрализировать процесс съемки интервью, чтобы продвинуть книгу. На что он спокойно ответил, что стоило, наверное, потому что книга продвигается хорошо, да и сам процесс его увлек, команда хорошая, слаженная, впечатление положительное. Я был не единственным, кто задал вопрос по интервью с Собчак, но были и другие вопросы, всех интересовал секрет популярности, но автор не спешил их раскрывать и даже намекнул на то, что один из его секретов это не выдавать секреты в интервью, а вкладываться в книгу, дескать, поэтому и интервью у него всегда скучные.
В связи с чем у меня возник еще один вопрос: кем он себя больше ощущает – ботаном, или человеком, способным на поступки, но я его не задал, потому что и так стало понятно, что он полностью подстраивает свою жизнь под литературный процесс и вне его себя не мыслит, как все нормальные состоявшиеся писатели с именем и фамилией. Пишет не менее пяти тысяч знаков в день, а значит времени на рефлексию особо не остается, издательство охотно берет все, что он напишет, и даже анонсирует еще не написанное, поскольку отлично осведомлено о его безукоризненной ответственности и работоспособности.

В таком, в общем-то, доброжелательном ключе прошел весь вебинар, писатель пожелал всем пишущим писать и дальше, не сдаваться, слать в издательства свои рукописи и снабжать их синопсисами, потому что самое главное для успеха всего дела – это сесть и начать писать пять тысяч и более знаков в день, что в конечном итоге должно привести к положительному результату. Так может быть оно и есть, но писать нужно по плану, и пока у него нет полного представления, о чем он собирается писать, то он за стол не садится. Лично мне это не подходит, поскольку я, как правило, пишу не имея никакого плана, и мне всегда интересно самому, чем дело закончится. Мне близка хаотичная манера письма, а профессиональное занятие литературой претит, как овсяная каша по утрам, которую специально подают недосоленной неизвестно почему. Наверное, по той же причине, что и интервью Собчак, которые неизменно вызывают интерес, как бы невыразительно ты себя ни подавал - сам факт говорит за себя. А все-таки, прием дешевый - популяризировать писателя через призму его произведений, имитирую обстановку романа буквальными средствами, я считаю. Все-равно что брать интервью у Льва Толстого в обстановке Государственного исторического музея.

В общем, тот еще гусь этот Сальников Алексей, но, кажется, вполне форматный – вот и весь секрет. Почему прежде писатели потрясали основы, были бунтарями, от них ожидали поступков, а сейчас все хотят популярности, и гарантированного достатка, до которых таким послушанием могут добраться только избранные. Но образец нам явлен, и теперь все будут писать по пять тысяч знаков в день, не заботясь о том, чтобы исследовать жизнь, пробовать ее на вкус, совершать поступки, ломать стереотипы и собственную писательскую репутацию заодно. Впрочем, мне поздно об этом говорить, потому что в моем возрасте как раз следует задуматься об умеренности и аккуратности, чтобы не дай бог не подвернуть себе лодыжку. А все же, в общественном транспорте я бы интервью ни за что не давал, кто бы меня об этом не попросил, но ведь и не попросят же. Писательство, как я понял, это преднамеренная растрата своей души, а хотелось бы спонтанности, но этого чуда в наших широтах не словить., поэтому приходиться клевать по зернышку, вернее сказать, по 5 тыс. знаков в сутки.