Истории без глянца Глава24 часть2 Лондон из зе кеп

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ЛОНДОН ИЗ ЗЕ КЕПИТАЛ ОФ ГРЕЙТ БРИТАН



Утро следующего дня выдалось не по-лондонски солнечным.
Высокое голубое небо с редкими облаками пробуждало желание, как можно быстрее выскочить из дома. В ближайшем кафе элегантный официант, подавая завтрак, произнес:


— Оутмил! — что означало: «Овсянка, сэр».


Признаюсь, я никогда не думал, что овсяная каша может быть такой вкусной! Сваренная из цельного овса и поданная со свежими лесными ягодами, она казалась символом английского утра! Ощутив себя истинным породистым британцем, я
вышел из заведения с чувством насыщенности и собственного
достоинства.


Так как на послеобеденные часы у меня была запланирована экскурсия в музей, я решил, что первая половина дня — отличное время для посещения Вестминстерского аббатства. Точнее, церкви святого Петра в Вестмистере.


У Большой северной двери — главного входа в храм, толпился народ. Нельзя сказать, что людей было очень много, но всё же мне пришлось воспользоваться навыками, приобретенными в московском метро в час пик, чтобы протолкнуться поближе к вратам. Обилие полицейских и журналистов у церкви ясно давало понять, что я оказался в нужном месте и в нуж ное время. Ведь, как говорил Уинстон Черчилль: «Я за любой кипиш, кроме сухого закона!»

Один из стоящих рядом зевак, объяснил: «Мистер Обама возгорел желанием посетить сегодня аббатство, и Её Величеству ничего не оставалось, как забросить свои важные дела и мотаться с ним по городу. Вот стоим, ждём, пока они выйдут, чтобы поглядеть на живого президента. Не каждый же день американские лидеры приезжают.
Честно говоря, «поглядеть на президента» я не стремился. Даже «на живого». Но увидеть воочию самую влиятельную и почитаемою в мире женщину было любопытно. Я остался ждать Её Величество, но решил, если в течении десяти минут Елизавета не появится, буду выбираться из толпы. Ну в самом деле, королева Англии — это же не девушка, опаздывающая на первое свидание, чтобы ждать её полдня!


Только я об этом подумал, как раздались аплодисменты и защелкали фотоаппараты. Она — гордая и прекрасная, появилась перед публикой в легком бледно-васильковом пальто и шляпе с пером. Традиционное элегантное ожерелье из трех жемчужных нитей и роскошная брошь с голубым топазом дополняли королевский наряд. На фоне Её Величества, первая леди Америки, явно проигрывала со счётом 10:0, а президент,
вообще затерялся среди охранников.


Через пару дней после отъезда Барака Обамы из британской столицы, газетные полосы пестрили новостью о том, что американский президент, после посещения Вестминстерского аббатства, был оштрафован на 120 фунтов стерлингов. Оказалось,
что в Лондоне существует закон, согласно которому, каждый водитель частного автомобиля, въезжающий в центр столицы, обязан заплатить налог на задымление воздуха в размере 10 фунтов. Но Обама, должно быть решил, что содержание
президентского лимузина и без того ему дорого обходится и городской оброк проигнорировал. А столичный мэр, рассудил иначе: «Любишь кататься, люби и налоги платить» и наложил на высокого американского туриста штраф.


Вероятно, чтобы избежать лишних трат, хозяйственная королева по-возможности оставляет своё авто в гараже и выбирается в центр города в карете. А возможность такая ей выпадает по большим праздникам. Самая выдающаяся карета Королевских конюшен — «Золотая парадная». Она была заказана королём Георгом III в 1760 году. Для её создания король выбрал знаменитого архитектора Уильяма Чемберса. Георг планировал использовать её во время своей коронации в сентябре 1761 года. Но то ли сэр Уильям где-то просчитался, то ли золото вовремя не подвезли, одним словом, карета была готова только 25 ноября 1762 года. Она весила несколько тонн и для того чтобы сдвинуться с места нуждалась минимум в восьми мощных лошадях. «Золотая карета» на протяжении всех 250-ти лет регулярно используется английскими монархами дляпроведения коронаций и важных государственных церемоний. Кстати, в те дни, когда «Золотая парадная карета» Елизавете не нужна, она экспонируются в Королевских конюшнях Букингемского дворца.


Разумеется, это не единственный экипаж Её Величества, хотя последние сто лет королевский двор новых карет не заказывал. Но в 2012 году Елизавета получила в дар самую дорогую повозку в мире — «Государственную карету бриллиантового юбилея». Преподнесли этот величественный подарок своей королеве её австралийские подданные. Между прочим, британцы очень гордятся тем, что Елизавета II является действующим монархом не только туманного Альбиона, но и Австралии, Канады и еще нескольких малых государств. Воистину, «не имей сто рублей, а имей сто друзей». А ещё лучше — несколько миллионов подданных!


Новая карета богато украшена позолотой, алмазами и сапфирами и оснащена современными техническими средствами. Она изготовлена из древесины, которая представляет особую историческую ценность. Для короны, венчающей крышу ка-
реты использовали срезы с яблони, под которой сидел Исаак Ньютон. Для поручней взяли детали от корабля Генриха VIII «Мэри Роуз», а гербы изготовили из деревянных фрагментов фрегата адмирала Нельсона «Виктори».
Толпа у церкви святого Петра продолжала ликовать. С мыслью: «Боже, храни королеву!», я покинул Вестминстер.


Такси лениво ползло по загруженным лондонским улицам.
Словоохотливый водитель-индус, узнав о моем свидании с Её Величеством, рассказал о том, что содержание королевы обходится каждому британскому налогоплательщику в 60 пенсов в год, и ему совершенно не жаль этих денег для пожилой леди.
— Вопреки расхожему мнению, — вещал он, — она не такая уж и состоятельная. В мировом списке богачей находится далеко не на первом месте. А сколько ей приходится тратить на обслуживание королевских дворцов? Миллионы! Тем более,
что коммуналка у нас ежегодно дорожает...


Казалось, моё путешествие с этим балагуром никогда не закончится.


— А сколько покушений на нее было! В 1966 году на одну из машин королевского кортежа упал бетонный блок — это раз. В апреле 1970 года террористы подложили на шпалы железнодорожного полотна, по которому мчался поезд с Елизаветой,
бревно — это два. В июне 1981-го в ходе традиционного парада какой-то хмырь шесть раз выстрелил в лошадь королевы — это три. Через четыре года полоумный Майкл Фаган беспрепятственно вторгся в спальню Ее Величества — это четыре...


Тогда, еще не было известно еще об одном покушении на Елизавету II. Информация о нем была обнародована только 2018 году, когда были рассекречены данные британской разведки. 17-летний гражданин Новой Зеландии Кристофер Льюис прятался на пятом этаже здания в городе Данидин, куда приехали Елизавета и ее супруг Филипп. Когда королева вышла из машины, Льюис выстрелил в нее, но промахнулся.
Наконец, машина подъехали к музею.


— Нет уж, лучше я буду крутить баранку, чем сидеть на троне! — продолжал водитель. — Знаете, сэр, мне в 1983 году предложили…
— Сорри, уважаемый, — оборвал я мужчину, — с удовольствием дослушаю Ваш рассказ в другой раз. А сейчас опаздываю. Сдачи не надо.


Высадил меня разговорчивый водитель на улице Фолгейт, возле дома №18. По этому адресу находился дом-музей Денниса Северса. Точнее, не «дом-музей», а «дом-спектакль». Чтобы попасть в него, нужно заранее договориться о визите. Мерцающий фонарь в окне с красными ставнями являлся паролем: «Вас ждут».


Рыжий джентльмен, встретивший меня у входа, просил не разговаривать и даже не задавать вопросов, чтобы не беспокоить семью французских ткачей-гугенотов Джеврис, которые эмигрировав в Англию в 1725 году, поселились в этом доме. Мы
зашли в комнату. В воздухе витал аромат кофе и подгоревших тостов. В очаге пылал огонь, на полу валялись осколки разбитой чашки, которые хозяева не успели убрать. Казалось, они где-то рядом и вот-вот вернутся.


Несколько поколений семьи Джеврис жили по этому адресу до 1919 года. Здесь десять комнат и все они обставлены по-разному, передавая атмосферу разных эпох. Я переходил из комнаты в комнату, как из века в век. Наверху хлопнула дверь и
раздался еле уловимый скрип деревянной лестницы. Выглянул в коридор, но никого не обнаружил — только пламя свечи метнулось в сторону.


В этом доме нет барьеров — тебе позволяют бродить по всем закоулкам: комнаты, коридоры, погреб… Я двигался по освещенным оплывающими свечами комнатам, с этажа на этаж, разглядывал интерьеры и предметы в спальне, кухне, гостиной, пытался определить временные рамки и события в жизни семьи.

Создатель этого уникального проекта Деннис Сиверс — американец, родившийся Южной Калифорнии. Еще школьником, к большому недоумению отца-владельца бензоколонки, паренек часами смотрел по телевизору костюмированные английские драмы, погружаясь в иллюзорную жизнь XVIII-XIX веков.


Переехав в 1970-х в Лондон, он был разочарован, что действительность оказалась далека от телесериалов. И Деннис решил повернуть историю вспять. Купив в 1979 году полуразрушенный дом начала XVIII века неподалеку от Спиталфилдс-маркет,
Сиверс принялся воссоздавать в его стенах давно ушедший, но дорогой и близкий сердцу мир. Так, придуманная им семья ткачей Джарвисов нашла пристанище в доме неподалеку от Спитафилдского рынка. Деннис поселился «вместе с ними» и
жил в этом доме вплоть до своей смерти в 1999 году.
Я вышел из этой «машины времени» совершенно ошеломленный. Точнее… Мне даже трудно подобрать слова, чтобы выразить свою мысль более точно. То что происходило со мной во время прогулки по дому очень сложно описать глаголами и
прилагательными. Это надо прожить и прочувствовать.


Провожая к выходу, вместо прощальных слов рыжий джентльмен вложил в мою руку записку. Развернув на улице листок я прочитал: «Ю изер си ит ор ю донт» — «Ты либо видишь это, либо нет»…


Решив, что сегодня видел достаточно, я побрел в сторону станции метро, чтобы вернуться домой, избежав пробок в час пик. Начинал накрапывать дождь. Капли падали на мокрый асфальт, подбирая ноты к будущему шлягеру:


Я уеду жить в Лондон, я уеду жить в Лондон!
Я уеду туда, где большая вода, может быть навсегда.
Я уеду жить в Лондон, мне Москва будет сниться.
Но проблема одна:
в направлении том из Москвы никогда не идут поезда!
Я уеду жить в Лондон…