Истории без глянца Глава22 Шифр императрицы

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
ШИФР ИМПЕРАТРИЦЫ


В воскресное утро, отправив домашних на первый сеанс в кинотеатр, я, наслаждаясь тишиной и покоем, заварил кипятком какао и добавил сгущенного молока. Сожалея, что в доме не нашлось ни пряников, ни шоколадных конфет, уселся в кресло и открыл увесистый том Акунина «Коронация».


За входной дверью послышался непонятный шорох, а через несколько секунд раздался грохот первозданного мира. Незваный гость барабанил в дверь, игнорируя звонок и нормы приличия! Я с нескрываемым раздражением отворил дверь. На пороге стояла моя приятельница и коллега Лена В. Её правая рука прижимала к себе, словно молодого возлюбленного, объемный пакет, а левая держала тарелку с маленьким кусочком
клубничного торта. Забыв поздороваться, подруга простонала:

— Не влезает!

Я оценивающе посмотрел на то, что когда-то было тортом:

—Тем последним куском, который в тебя не влезает, ты решила угостить меня?
— Да нет же, мое туловище не влезает в концертное платье! Завтра съёмка, а оно мало, — чуть не плакала девушка. — В выходной все ателье закрыты, моя портниха в отпуске. Спасай! Я тебе то, что осталось от твоего любимого тортика принесла…


Сообразив, что до сих пор не пригласил подругу в дом, я забрал у нее сверток и тарелку.

— Дима, у тебя же есть антикварная швейная машинка. Может, мы в платье клинья вставим?
— Вставляй, что хочешь, — ответил я, доедая сладкую взятку.
— Так я же шить не умею. Да и боюсь я до твоего «Зингера» дотрагиваться. Упаси Бог, еще развалится от старости.


Моя швейная машинка «Зингер» была настоящим раритетом. Она досталась мне от бабушки. А ей от ее бабушки. В начале прошлого века, ее при налете выволокла из дома моей прабабушки сама Маруся! Уверен, что знаменитая анархистка,
соратница батьки Махно строчила из пулемета, гораздо лучше, чем на швейной машинке. Наверное, поэтому она и выкинула ее из повозки, когда банда бежала из деревни, то ли от белых, то ли от красных.


Во время Второй мировой войны бабушка шила на ней амуницию для фронта.
А в самом начале актерской карьеры, я изготавливал с помощью легендарной машинки костюмы для своих представлений.


Но самое интересное, то что моя реликвия с чугунной педалью имеет прямое отношение к последнему российскому императору Николаю II. Я решил рассказать эту историю Лене:
— Знаешь, подруга, что на этой машинке шили наряды для
приема самого Николая II?
— Не смеши!
— Серьезно! Бабушка рассказывала, что в 1916 году, в поселок, в котором она жила, посетил император. Об этом визите местные жители были предупреждены за неделю. Детей в семье было много, бабушка была самой маленькой, но она хорошо запомнила, как всем братьям сшили одинаковые голубые жилеты, а сестрам розовые платья. В этих нарядах, они стояли вдоль дороги вместе с односельчанами, в ожидании венценосных гостей. Император въехал в поселок под фанфары верхом
на коне. За ним гарцевали два десятка казаков. За казаками в карете — Александра Федоровна с одной из дочерей. А за каретой императрицы ехали фрейлины.
Лена произнесла длинную фразу, повторить которую я не берусь. Эта фраза одновременно выражала восторг, удивление и неподдельный интерес к рассказу!
— Красивая, наверно, была процессия! — Лена закатила глаза, представив императорскую семью. — Что же царь с собой еще и тещу не захватил?


— Его тещей была дочь британской королевы Виктории, герцогиня Алиса Гессенская и жила она в Германии, будучи замужем за немецким принцем Людвигом. А вот свекровь, вдовствующая императрица Мария Федоровна, действительно, не
отпускала сына Ники ни на шаг и устраивала невестке Аликс, так дома называли императрицу Александру Федоровну, веселую жизнь.
— Совсем, как моя любимая свекровь, — вспомнила свою
бывшую родственницу подруга.
— Мария Федоровна считала Викторию-Алису не самой лучшей кандидатурой в невесты наследника русского престола. Но Николай влюбился. Аликс тоже.


Я распорол лиф платья и начал приметывать вставки.


— Так вот, Аликс, с одной стороны, говорила о своей любви к Ники, с другой, долго не давала положительного ответа на брак. Проблемой была необходимость для жены наследника перейти в православную веру. Это было непременноеусловие, обойти которое было невозможно. Мария Федоровна была оскорблена тем, что принцесса из не самого цветущего немецкого дома, позволяла себе колебания и упрямство, когда
ей оказывал честь наследник русского императорского трона.
— Естественно, мамаша, души не чаяла в своем принце!
— В цесаревиче… — поправил я Лену.
— Ну да, в царевиче. А он, бедненький, метался и выбрал
маму.
— Как раз нет! Николаю, действительно, было очень трудно выбрать. Тем более, что мать была против этого брака. Но когда Алиса все же согласилась перейти в православие и наследник сразу сделал ей предложение. Марию Федоровну, конечно,
это сильно задело и не способствовало установлению приятных отношений с будущей императрицей.
— Скажи проще: «Не заладилось у свекрови с невесткой!»
— съязвила Лена.
— Тем временем, скончался отец Николая, император Александр III. Ровно через неделю после похорон, несмотря на траур, состоялась свадьба Николая и Алисы, в православии ставшей Александрой Федоровной.
— Это же надо, поминки плавно перетекли в свадьбу! И посуду лишний раз мыть не надо!
— Лена, я же тебе серьезные вещи рассказываю. А ты, что на
сцене, что в жизни — с шуточками…
— Всё, молчу. Ты только не нервничай, а то строчка криво пойдет!
— Действительно, Мария Федоровна хотела отложить свадьбу. Но в России еще не было случая, чтобы на престол вступал холостой монарх. И ей пришлось согласиться. Но вот, то что касается шифра, в этом вопросе она уступать не хотела.
— Какого шифра? Шифр был в другой истории. Про Штирлица!
— Лена, фрейлинский шифр — это знак отличия придворных дам, который подчеркивал их статус при императорском Дворе. Он представлял собой монограмму царствующей императрицы или двойные инициалы царствующей и вдовствующей императриц.
Изготавливался этот знак обычно из золота и украшался бриллиантами. Фрейлины носили его на голубой ленте с левой стороны придворного наряда.

— О! — Воскликнула Лена. — Так у меня тоже есть шифр! «Почетная грамота» называется. За вклад в просвещение и окультуривание работников ГИБДД в день милиции. С инициалами генерала Константина Петровича. Если я за рулем скорость превышу, этот «шифр» ГИБДДшнику показываю. Он его сразу расшифровывает!


Наконец-то платье было готово. Но я хотел рассказать свою историю до конца:
— Появились драгоценные шифры в годы царствования Екатерины II. Все шифры были именными, каждому присваивался индивидуальный номер и этот знак отличия навсегда оставался у фрейлины, даже если она уходила с придворной службы.
— Представляю, какие интриги плели фрейлины, чтоб получить брошку с престижным номером!
— Это точно! Да и сами императрицы трепетно относились к престижу своего почетного знака. До коронации Николая II, шифр состоял из одной буквы «М» — Мария Федоровна. После смерти супруга, императора Александра III, пришлось перейти к практике сдвоенной монограммы с инициалами молодой императрицы Александры и вдовствующей Марии. Мария Федоровна, неохотно уступавшая невестке свои привилегии при Дворе, использовала все свое влияние, чтобы поставить свою
букву «М» в шифре на первое место, хотя, по традиции, на первом месте должны были оказаться инициалы правящей императрицы. С тех пор, затая обиду на свекровь, Александра Федоровна перестала вручать вновь назначенным фрейлинам
шифры лично.
— Ерунда все эти шифры и привилегии! Главное, чтоб мир в доме был и свекровь адекватная. А на брошки с бриллиантами мы сами заработаем! — подвела итог Лена и убежала примерять платье.


Я зачехлил швейную машинку и подумал: что за время нынче? На брошки бабы сами зарабатывают, а платья им мужики подшивают... Наверное, моему «Зингеру» в жизни повезло больше чем мне, ведь он застал еще те времена, когда
мужчины стрелялись из-за дам на дуэлях, когда стояли перед
любимыми на колене, когда под луной звучали стихи:

Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня…