Истории без глянца Глава21 Мавр сделал своё дело

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
МАВР СДЕЛАЛ СВОЁ ДЕЛО


Скажи, тебе нравится певица С.? — спросила меня за завтраком жена.
— Конечно, — ответил я. — Прекрасный голос, роскошная женщина… Настоящая звезда!
— Поэтому ты с ней вчера весь вечер танцевал? — любимая лукаво улыбнулась.
— Во-первых, ты вчера танцевать отказалась, во-вторых, С. сама меня пригласила, а в-третьих, я помню ее по «Огонькам» с шестилетнего возраста…
— Да, хватит тебе оправдываться! Даже тетя Неля ей сказала: «Соня, отвянь — это наш зять!»

В комнате повисла многозначительная пауза.

— Думаешь, я не знаю, что в самолете К. уснула у тебя на плече, когда вы возвращались с гастролей. Кстати, и шутки у нее дурацкие.

Я молча жевал, вспоминая, когда же эта самая К. умудрилась уснуть на моём плече?

— Скажи, а тебе действительно нравится эта коротышка Д.? Я видела, как ты на нее смотрел, когда она пела про розы.
— Да, мне нравится коротышка Д.! Нравится, как певица! Но между нами ничего не было и быть не могло, потому что она лесбиянка! Ты понимаешь — лесбиянка!
— Понимаю, — ответила жена, — но и на старуху бывает проруха.

Доедать яичницу мне расхотелось…

— И все же, когда нибудь я тебя задушу, — наверное, пошутила жена.


Чтобы разрядить обстановку, я включил телевизор. По каналу «Культура» шёл фильм «Отелло». Мавр-Бондарчук вопрошал с экрана: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»
Сделав свое черное дело, знаменитый шекспировский персонаж напомнил мне, что когда-то в Венеции я увидел потрясающую брошь, известную, как «Блэкмур» («Bleckamoor») или «Моретто» («Moretto»). Украшение представляло из себя бюст
мавра. Его голова была искусно вырезана из черного дерева. Венчал ее золотой тюрбан с огромной жемчужиной. Золотая одежда покрыта эмалью и драгоценными камнями.


Считается, что искусство изготовления «Моретто» зародилось много веков назад, а в конце XIX столетия было возрождено ювелиром Джулио Нарди, который подарил свое первое украшение, в виде чернокожего юноши, невесте Джузеппине.


Мне захотелось узнать больше об этих маленьких ювелирных шедеврах. Я обложился соответствующей литературой и залез в компьютер, чтобы законспектировать интересные факты:

«Моро» — так называли раньше на побережье Адриатики пиратов, которые совершали набеги на побережье Далмации. Поэтому жители побережья носили амулеты и талисманы из золота, украшенные черно-белой эмалью и называли их «Моретто».
С возникновением «Моретто» связана легенда, в которой рассказывается о временах татарского нашествия 1242 года на Далмацию, когда жители города Риеки, будучи не в силах больше сопротивляться, взмолились Небу о помощи. Бог услышал их молитвы и на землю обрушился град из камней, который завалил татар по шею булыжниками, оставив торчащими только головы. Легенда гласит, что на память об этом невероятном событии, были изготовлены золотые серьги в форме черной головы. Носили их преимущественно мужчины.


Из Далмации «Моретто» прибыли в Венецию. Они сильно трансформировались, превратившись из скромного амулета в
предмет показной роскоши. Во времена Ренессанса вследствии активных торговых и культурных связей с Востоком в Венеции появилась мода на экзотику. Богатые патриции не только шили свою одежду из роскошных восточных тканей, но и окружали себя чернокожими слугами в замысловатых нарядах.


«Моретто» в Венеции стал уже не простеньким оберегом, а изысканным украшением. Нужно сказать, что направление «Блэкмур» существует не только в ювелирном деле, но и в скульптуре, живописи.


В XIX веке «Моретто» стали более сложными и принимали различные формы:кольца, браслеты, подвески. Но все же, самыми дорогими и стильными были броши. В начале 20-х годов XX века, эти великолепные украшения стали гордостью
коллекций «Картье» и «Нарди».


Сегодня «Моретто» являются объектами коллекционирования. Такие броши носили Лиз Тейлор, Грейс Келли, Мерлин Монро, Элтон Джон, члены королевских семей Испании, Греции и Англии. Именно из-за представителя британского королевского
дома недавно в прессе разгорелся скандал. Принцесса Кентская, супруга принца Майкла Кентского, двоюродного брата королевы Елизаветы II, отправилась на прием во дворец. На этом мероприятии впервые, на правах члена семьи, присутствовала, в то время еще невеста принца Гарри, Меган Маркл, у которой отец был белый, а матушка — афроамериканка.


На груди у принцессы красовалась брошь «Моретто» большого размера и, вероятно, такой же большой исторической ценности. Журналисты радостно уловили в броши намек на смешанную кровь будущей невестки Меган Маркл и раздули
истерию, будто принцесса хотела таким образом унизить Меган. Вряд ли у принцессы были такие мысли, но извиняться ей пришлось.


А вот бывший директор Музея африканской диаспоры Сан-Франциско темнокожая Дениз Брэдли Тисон коллекционирует эти украшения и с удовольствием носит «Моретто»
на разных официальных мероприятиях: «Каждый раз, когда я их надеваю, — говорит она, — они всегда вызывают вопросы и дают мне возможность рассказать об истории мавров».


Кстати, Валентина Матвиенко тоже любит появляться на публике в украшениях от «Нарди».

— Погоди, — супруга притаилась за моим плечом, читая только что написанный абзац, — а откуда ты знаешь какие украшения любит Матвиенко?


В столовой на столе остывал борщ…