Всесвятское

Юрий Панов 2
Странный это напиток. И не вино совсем. Вряд ли вы можете восстановить в памяти вкус всех вин, которые пили по разным случаям, тем более просто так. Кагор запоминаем, а с некоторых пор, я думаю, это напиток памяти. В этот раз я стоял в магазине и смотрел на ряды бутылок, приготовленных к Пасхе. Названия множились: вино монастырское, пасхальное, и совсем суетное:  классическое, традиционное, крепленое, сладкое, красное, виноградное. Достаточно взять любую из них в руки и ощутить  вкус кагора.  Я его даже не пил, но вдруг всплыло ниоткуда странное желание вспомнить,  то ли о Пасхе, то ли о детстве   такое, что раньше существовало лишь  в обрывках, похожих на короткие сны.

Кагор напоминает о причастии. С церковью нашей семье повезло, как,  впрочем,  почти всем. Любая церковь  выделяется среди домов  -  и в маленькой деревушке,  и в большом городе. Церковь, в которой крестили многочисленных детей и внуков бабушки, начиная со времен гражданской войны, стоит в селе Всесвятском, сегодня у метро Сокол. Часто  ее рисовать художники,  и сидели с мольбертами и вблизи,  и поодаль, но всегда под горой, любуясь желтым силуэтом на фоне голубого неба, или зелени, и горящими куполами.  Художники не подозревали, что течет под их ногами речка Таракановка, взятая в трубы. Проходя мимо, я, спеша за бабушкой, заглядывал в  этюды – похожи или нет. Конечно, это была всегда академическая живопись, об импрессионизме тогда еще не ведали, как и о Руанском соборе. Но мне все этюды без исключения нравились. Жаль, что на картинах не звучала музыка колоколов. Звук их был так чист в весеннем небе, и не смолкал уже сотни лет.  Не менее живописно было крошечное кладбище у церкви. Странно среди новых  каменных домов, в одном из которых жили сотрудники Курчатовского института,  смотрелся ее покосившийся ветхий забор, заброшенные могилы и деревянные кресты. Такое кладбище можно,   наверное,  было встретить  где-нибудь в сельской глуши. Зато у стен церкви был всегда порядок и чистота, блестели низкие плиты надгробий с золотыми надписями. Бабушка говорила, что хоронили в них семью Багратионов. Кто такой Багратион, я не знал, но был уверен, что это какой-то почти сказочный герой Бородинской битвы. Вот странно, в нашей крошечной комнате на стене висела огромная картина, писанная маслом,  с изображение атаки казаков генерала Платова на позиции французов, предмет зависти художников, что снимали  мастерскую рядом с нашим домом. Картина осталась с тех времен, когда наш дом был генеральской дачей, а парк возле дома Братским кладбищем. Семья бабушки занимала тогда  весь дом, а на старости лет ей осталась крошечная конурка в коммунальной квартире, где стояла кровать, висела старинная икона в углу над зеленой негасимой лампадой, лежала книга «Житие всех святых» на квадратном столике, в твердом переплете с золотым тиснением,  и на церковно-славянском языке, который бабушка хорошо знала;   и  стоял  графин со святой водой, а на подоконнике  банка с грибом, куда она регулярно добавляла чай. В церковь я ходил всегда с бабушкой, только не на Паху, когда она освящала  куличи и крашеные яйца и вставала очень рано. Но вот странно, как мы шли с бабушкой, я помню, а вот как стояли в очереди к причастию в церкви не помню. Такое впечатление, что стоял в очереди я один. Может, потому что в храме всегда была полутьма, может быть,  потому что бабушка всегда молилась молча и разговаривала только шепотом. Пересказывала она библию и евангелие только в своей коморке. Но вот золотые одежды священника помню отчетливо, помню сладкий вкус вина, что он подносил в особой ложке ко рту каждого прихожанина. Помню запах восковых свечей и вкус просвирки,  и ощущение  крестика  на груди. Все это было церковное, таинственное, не домашнее и исчезло, как только я вступил в ряды пионеров.

Кагор и верба. Слова эти всегда стояли рядом. За вербой надо было ехать на Москву реку на трамвае, конечно, тайком от родителей. С братом Колькой мы садились на трамвай у метро. Трамвай был настоящий, красно-желтый, с квадратными окошками,  с перезвонами  и с прицепом. Шел он долго мимо старых домов окраин, которых,  наверное, сегодня  и в помине нет, до конечной остановки в Щукино. Не смотря на жару и яркое солнце,  возле реки всегда лежал местами снег,  и чтобы добраться до вербы приходилось преодолевать глубокий сугроб. Помню и сегодня холод этого ослепительно белого снега, что набился нам в сапоги.  Верба была самая настоящая, такая красная, что казалась напитанной кровью, с тех пор такой не видел, а пушистые шарики, что ее  покрывали,  были белее, чем снег,  с темным пятнышко внутри и по размерам не уступали заячьему хвосту.   А рядом желтел чистый песок, и бежала в песках чистая серебристая  вода. На противоположном пустынном  берегу ивы казались темно-синими.  Жаль,  что художников не было, это и было то, что гораздо позднее я ощущал как пленер, свободный и счастливый.  Дома нас, конечно, наказали, а у бабушке на подоконнике рядом с грибом появилась бутылка с вербой.

Кагор. Когда я его попробовал? В одиннадцать  лет. В тот год мы с братом без особенного успеха катали яйца с длинной доски  по зеленой траве. У нас  пасхальные яйца всегда красили луковой шелухой и были они глубокого характерного цвета, а у Кольки яйца были разноцветными, мне они казались неестественными. Поскучали и решили пойти в гости к тете Капе, самой богомольной в нашей семье. Жила она на окраине двора, но дом,  как и все , был окружен зарослями сирени. Тетя Капа была не одна, с  женщиной в длинном черном платье и черном платке: то ли монашенка, то ли просто работница церкви. Пока мы мялись  у порога, женщина что-то увлеченно рассказывала.
- И вот батюшка возложил руки на голову бесноватой девицы и крикнул: «Пойди вон!» А дьявол не уходит и смеется грубым мужским голосом. Тогда батюшка крикнул еще громче: «Пойди вон!». И дьявол вышел. Вот оно как! Дьявол всегда занимает в людях пустое место,  а девица была болезная, пустая и не молилась совсем.
Тут она заметила нас и спросила:
- А вы верите в Воскресенье Христово?
- Верим, - перекрестился Колька,  наверное,  первый раз в жизни.
- А сколько же вам лет?
- Двенадцать, - тут Колька не соврал, ему действительно зимой двенадцать исполнилось.
Монашенка посмотрела на красивую бутылку кагора, что стояла на столе и вздохнула:
- Пожалуй, кагор вам пить уже можно
И налила нам в крошечные рюмки на коротких ножках красный напиток. А тетя Капа сидела молча,  и тихо улыбалась. Она всегда была такой, когда выпьет, после того как погиб ее муж, дядя Миша.  Тетя Тоня ездила на братскую могилу под Харьков и положила цветы. А бабушка не поехала, потеряла она в войну троих сыновей.
Мы ушли домой, но долго мне еще казалось, что выпили мы не кагор, а церковное причастие.

Когда-то в далеком детстве я заболел. Бабушка раскалывала, что и врачи не знали, как меня лечить. Помогло народное средство.  – кагор,  настоянный на гранатовых корках . Давали его как лекарство по чайной ложечке. Я этого не помню. Но кагор помог, а потом через много лет  вдруг стал причиной  раскрытия памяти, он заставил меня обратиться,  к временам казалось прочитанным и ушедшим безвозвратно, всмотреться в них и открыть себя нового. Давно умерла бабушка, не стало нашего дома и нашего двора на окраине парка, но они ожили и существуют в моей памяти. Может,  у вас, читатель, тоже появится такой камертон,  и память распахнется,  а,  может,  и поймете вы свое предназначение