Актеры и клакёры

Людмила Перцевая
Вы можете мне не верить, но были времена, когда артисты изо всех сил старались понравиться зрителю. Этой страстью "болел" весь театр: режиссеры, декораторы, музыканты в оркестровой яме больше всего были озабочены тем, чтобы сорвать аплодисменты, переходящие в бурную овацию! Любовью зрителей исчислялся успех - этими рукоплесканиями, градом цветочных букетов и прочих подношений, криками "браво!" и требованием исполнения на бис: еще и еще!
Если зритель не понимал замысла, был далек от новаторских тенденций, сокрушительный провал буквально убивал автора, толпа отворачивалась от театра и освистывала артиста.
 
В те давние времена даже существовали недобросовестные приемы, позволяющие добиться этого успеха. В публику подсаживали клакёров, которые в нужных местах хлопали в ладоши, кричали "браво!" и вообще всячески заводили инертную публику на изъявление восторга. На что не пойдешь, дабы добиться признания, сегодня - клака тебя поддержит, а завтра - ты на волнах приязни и симпатии поднимешься и до настоящего успеха!
 
Поразительно, как ситуация перевернулась с точностью до наоборот: режиссер кривит рот и объясняет критикам, что его не волнует реакция публики, свист и вопли возмущения: он ТАК ВИДИТ, это - его трактовка, он так себя выражает!
Можно подумать, что прежде все эти Мольеры, Островские, Шиллеры и Шекспиры выражали чье-то "третье", постороннее видение мира, человека, взгляды на любовь и смерть. Актеры же исключительно выполняли задание сильных мира сего, не умея или не смея вложить душу в исполнение роли Отелло, Чацкого или Фауста.
 
Ах, скольких усилий стоило завоевать любовь публики! Стать всенародно признанным и любимым! И вот тебе уже рукоплещут, вот уже присвоили звание "народного", вручили престижные награды за роль первого (а может и второго) плана, а театры и кинорежиссеры наперебой зовут в свои новые проекты.
 
Сразу после этого признания и присвоения звания "народного" в 2010 году Алексей Серебряков объявил, что он этим самым русским народом категорически недоволен. Срочно надо спасать детей, и он вместе с семьей переселяется в Канаду чтобы дать ей другую «бытовую идеологию» — доброжелательную и терпимую. Та, что распространена в РФ, очевидно, для его детей оказалась опасной и губительной. По словам актера, ему больше нравятся искусственные улыбки Запада, чем искренняя злоба родины.
Чтобы не соврать, процитирую его слова точно: «К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил. Вообще, я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. У нас абсолютно рабская психология!»
 
Представляете? Ждал, ждал, когда этот народ поумнеет, избавится от рабской и одновременно хамской своей сущности - и сбежал!
 
Откуда же этот светоч благородства и высокой культуры упал в нашу реальность? Да в ней же и вызрел: здесь родился, учился, обрел профессию, женился, детей нарожал. И не в какой-то лабораторной субстанции, а в самой что ни на есть гуще. Как он вдруг разглядел в окружающем его народе всю эту чернуху, гнилую сущность?
 
Вы можете меня освистать, закидать гнилыми помидорами, но после просмотра нескольких фильмов с участием нашего "народного" Серебрякова, у меня появилась абсолютно аргументированная версия.
 
Не далее как вчера вечером по каналу ОТР (кажется, самого грязного в российском ТВ) показали фильм "Перегон" аж 2006 года выпуска, где Серебряков играет главную роль - коменданта транзитного аэродрома в самую страшную военную пору - в 1943 году. Фильм набит дикими сценами, которые могли родиться только в горячечном мозгу людей, очень далеких от того времени и той реальности. Вот этот самый комендант непрерывно жрет водку, насилует кухарку, гнобит летчиков, офицеров, скандалит и рукоприкладствует. Когда его выходки носят совсем уж непристойный характер, его связывают, волокут впятером и запирают, иногда и по морде дают. С грустью наблюдает за происходящим его красавица жена (переводчица), еще не в разводе с этим монстром, но уже в сожительстве с красавцем офицером.
Вокруг царит воровство, наши летчики крутят шашни с американками, которые пригнали свои самолеты в помощь нашим защитникам... Словом, мрак сплошной, нарушают его лишь два человека, разумеется, оба репрессированные по 58-й статье, но человечность и благородство из них не способен выбить даже этот комендант, производное системы.
 
Искушенные зрители в курсе, что все роли Алексея Серебрякова если не в точности, как эта, то близки к тому. А уж реальность жуткой диктатуры, грязи, подлости, пьянства и др. и пр. - обязательно разворачивается во всех этих картинах. И он либо в них бьется, как рыба об лед, либо ей в полной мере соответствует. Третьего не предполагается.
 
Ну и скажите мне, каким может быть представление человека об этой стране, об этом народе, кроме того, что нарисовано современным кинематографом вкупе с этим исполнителем? Только таким, каковое он, актер Серебряков, и транслирует теперь всему миру.
 
И второй вопрос: а какого воспитательного, духоподъемного эффекта от этих "творений" для зрителя мы ждем, кроме того, что получил сам участник фильмов Серебряков? Это же отрава, которая по капле вливается в душу, заставляет стыдиться и прошлого, и настоящего, своей нации и своей страны! И никакого противоядия нет.
Так и появляются у нас полоумные террористы, выросшие за последние 2-3 десятилетия, люди, которые стыдятся того, что они русские.
 
Фильм "Перегон" обозначен как историческая драма, что, разумеется, бессовестная ложь. Глумление над временем и соотечественниками - да, но исторической правды здесь ни на йоту. Тут режиссер Александр Рогожкин рядится не в свои одежи, и никакие клакёры ему не помогут. Хотя... кто-то ведь вытащил этот грязный половик с пьяной блевотиной и похабством, набросил его на то страшное время - и одновременно спроецировал на наше. Зачем? Чтобы знали своё место?
 
Серебряков не долго пробыл в благословенной Канаде и вернулся в Россию, со словами, что языков он не знает и это, только это привязывает его с такой безобразной страной. В 2014-м сыграл в резонансном «Левиафане» — человека, которого раздавило коррумпированное государство. Примечательно, что в основе фильма лежит история, произошедшая в США. За границей, к слову, тоже играл. Криминального русского босса, например. Не чурался. Но в 2018 году окончательно обосновался у нас, был принят в столичном театре, играл.
А публика, зрители, которых без стеснения все эти "мастера культуры" обзывают "хамами и быдлом", ходят в эти театры.
 
На днях писатель Максимов на радио Орфей в рубрике календарь отметил:
9 апреля 1966 года Ватикан отменил Индекс запрещённых книг, который просуществовал более четырёх веков. Чтобы не соврать, приведу слова Максимова полностью:
"Знаете, как переводится слово «цензура» с латинского? «Строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика». Вот и вопрос: кто это суждение выносит, разбор производит, и взыскательно критикует? Я вот всегда против цензуры, потому что не хочу никому поручать решение о том, что мне читать или смотреть.
Индекс запрещённых книг был составлен римско-католической церковью и впервые опубликован в Голландии в 1529 году. В Италии и Франции в 1543 и 1551 годах. Понятно, что он постоянно пополнялся. По сути, список имел форму закона, и бывало непросто отыскать даже великие книги, особенно в крупных городах. Списки менялись. Последнее издание вышло в 1948 году — туда попало — внимание! — четыре тысячи книг".
 
Писателю Макисомву хорошо за шестьдесят, в эти годы уже можно разбирать, что хорошо, а что из рук вон скверно, что можно есть полной ложкой, а что, понюхав, с отвращением отбросить. А вот подросткам не стоит предлагать выбрать самим свой пол, родину, маму и фильмы с обозначением "16+".  Очень часто блуждают в потемках понятий и люди постарше - и с ними тоже надо разговаривать.
 
Наверное, я злоупотребляю терпением читателей, но напомню, в то же воскресенье, 9 апреля на центральном телевидении был показан документальный фильм о роли Франции во второй мировой войне. Ничего подобного раньше вслух не проговаривали: о сговоре Петена с Гитлером, о колаборационистах, об индустрии Франции, все годы работавшей на фашистов, о том, как французы ловко пристроились к победителям, малой кровью выговорив себе большие блага.
Теперь Макрон будет диктовать китайцам и русским, как строить свою внешнюю политику?
 
Чтобы самим, без всяких цензурных решеток, судить о том, на каком берегу, на какой высоте твоя страна, и кто ей противостоит, надо смотреть и слушать не только Серебрякова с его откровениями. Но и документальные фильмы. И много еще чего - читать и слушать. Не полагайтесь на оракулов, выросших в ими самими созданной помойке.
 
А народ у нас замечательный. Иду из магазина, в обеих руках по сумке, начинает накрапывать дождь. Навстречу идет мальчишка, увлеченно тыкающий пальцем в планшет.
- Мальчик, подними мне капюшон, пожалуйста... - прошу я. Он сует планшет в карман и обеими руками напяливает мой капюшон...вместе с беретом, съехавшим на нос.
- Ого, как ты меня укрыл, - смеюсь я.
Он тоже смеется и аккуратно поправляет и берет, и капюшон и заботливо, застенчиво спрашивает:
- Так хорошо?
- Спасибо, дорогой, очень! 
Мы расходимся каждый своей дорогой и я улыбаюсь. Я со своим народом в самом добром постоянном контакте.
И вам хорошего дня!