Записки холостяка

Аркадий Смолич
  - Ты ушёл от жены после двадцати лет совместной жизни?
  - Да.
  - И уже три года живёшь  один?
Она принадлежит к числу тех всезнаек, которые уверяют, что если мужчина уходит из семьи, то непременно к кому-то.
  - Тогда я не понимаю!
  - Обязательно понимать?
Она ушла, оставив мне стопку феминистских журналов.
  Надеется, что я их буду читать? Ну а если и прочитаю, это повлияет на что-то? Захочу жениться? Чтобы ещё раз попасть под каблук какой-то своенравной женщины?
Боже упаси.
Никто обо мне не скажет, что я плохо отношусь к женщинам, считаю их существами второго сорта и вообще женоненавистник. Я – поборник равенства. Настоящего.
Тому, что женщины – это люди второго сорта, учат религии. В иудаизме, например, мужчина в молитве должен произносить: «Благодарю тебя, Господи, за то, что не создал меня женщиной». Думаете, верующих женщин это возмущает? Как бы не так. Они борются за то, чтобы их дети были отгорожены от «блуда» светской жизни и выталкивают дочек замуж сразу после того, как те достигают брачного возраста.
Феминистки молчат.
   В светском обществе всё наоборот.
Старый анекдот.
Сын пришёл к отцу.
  - Папа, я хочу жениться.
  - Вот и славно сынок. Попроси у меня прощения.
  - За что?
  - Проси прощения.
  - Папа, я не помню ни одного поступка, за который бы мне пришлось просить прощения.
  - Проси у меня прощения.
  Сын пожимает плечами.
  - Не если тебе так хочется – пожалуйста! Я прошу у тебя прощения, хотя и не знаю за что.
  - Вот и ладно сынок! Пойми, ты сможешь ужиться с женщиной только если научишься просить прощения за те поступки, которых не совершал.
  Увы, невозможно сосчитать - сколько раз мне говорили: уступи, она же женщина.
И я уступал.
Но иногда наступает момент, когда одна  упавшая капля, ничем не отличавшаяся от сотен других,  оказывается роковой.
Для меня этой каплей стал телевизор.
   Мы были в гостях у племянницы, и она с гордостью продемонстрировала нам очередную покупку: телевизор с резолюцией экрана 4К с размером 65 дюймов.
   Жена была восхищена качеством изображения. Мне тоже понравилось. Когда мы вернулись домой, я заметил, что и нам пора купить такой же.
  - Забудь, - тут же выдала она.
  - Почему? - удивился я. – Тебе же понравилось!
  - То, что понравилось, вовсе не означает, что мы тут же побежим покупать. Наш ещё работает. Когда сдохнет, купим такой, какой ты хочешь.
  - Я сдохну быстрее! Ему уже семь лет, и он ни разу не чихнул!
   - Меня такой телевизор устраивает.
  - А меня нет!
    Вот тут-то всё и всплыло. Почему она присвоила себе право решающего голоса? Если она хочет что-то купить – это не обсуждается. Мои желания принимаются – в лучшем случае – к сведению.
*
Старшая сестра – это не статус, это диагноз.
В детстве ей поручали отвести или забрать меня из садика.
Потом – проследить, чтобы я поел после школы.
Затем просили проверять, что я сделал уроки.
С детства ей внушили, что она ответственна за меня. Нам обоим уже за пятьдесят, у неё взрослые дочери, есть внуки, но данное много лет назад поручение «следить за мной» она продолжает выполнять.
«Как у тебя дела?» В её устах это не праздный вопрос, это оценка ситуации. Не пропустить момент, когда требуется вмешательство.
Когда-то я работал на фантастически автоматизированном производстве. Чистенький цех со станками в четыре ряда. На балконе – дежурные техники. Внезапно – всегда внезапно – над одним из станков вспыхивает красная мигающая лампа. И тут цех оглашается металлическим голосом:
  - Требуется вмешательство! Требуется вмешательство!
Техники срываются с мест и бегут на красный огонёк. Ещё бы! Промедление в этом самом вмешательстве чревато штрафными баллами.
Для сестрички прежде роль штрафных баллов выполняло неодобрение родителей. Потом потребность в этих баллах отпала. Приросло.
И я привык.  Удивительно, но её опекунство никогда не вызывало у меня раздражения или неприятия в любой форме. Ни тогда, ни сейчас. Я всегда готов выслушать её мнение. Возможно, я даже учту его.  Иногда тихонечко – чтобы никто не знал – рассказывал ей о сюрпризах, которые обрушивала на меня жена. Мне не были важны её советы, она была единственным человеком, перед которым я мог облегчить свою душу. Исповедаться.
*
Я работаю программистом. Это в какой-то степени объяснит, почему в этой истории я все имена и названия заменил однобуквенными идентификаторами.  Кроме того, это позволит сохранить мне инкогнито.
*
Мы перестали разговаривать друг с другом. В конце недели приехала дочка и сделала вид, что ничего не замечает. И лишь когда мамы не было рядом, спросила:
 -Что произошло?
Я честно рассказал. Она слушала не перебивая. А потом сказала фразу, после которой я проникся к ней огромным уважением.
  - Разбирайтесь сами. Но знайте - как бы вы не поступили, моё отношение к каждому из вас не изменится.
   Именно в тот день я понял, что она уже взрослая.
*
   Моя жена – трудоголичка. Такой она была не всегда. Первые десять лет мы жили душа в душу. А потом она начала делать карьеру. Засиживалась на работе допоздна, ходила на все возможные курсы повышения квалификации, семинары, тренинги.
Когда-то её зарплата составляла треть от моей. Теперь наши доходы почти сравнялись.
Кое в чём она обошла меня.
У неё в подчинении двенадцать человек. У меня – ни одного.
*
   Мне повезло с тёщей. В том плане, что я вижу её очень редко. Она живёт за тысячи километров от нас.
   Когда-то овдовела, спустя пару лет вышла замуж второй раз. У жены отношения с новым мужем матери (язык не поворачивается назвать его отчимом – они никогда не жили под одной крышей) не сложились, так что ездить туда нам не пришлось, а тёща приезжала редко.
   В первый же приезд она сварила огромную кастрюлю борща.
Я извинился, и сказал, что борщ не ем. Не переношу свеклу, которая входит в его состав.
Тёща была поражена. Она бросилась рассказывать о замечательных свойствах свеклы. Уверяла, что стоит мне съесть одну ложку, как я начну требовать борщ три раза в день. 
   От меня требовали, чтобы я уступил.
Давясь, я съел тарелку борща. Тёща торжествовала.
  - Ну что, убедился?
  Я кивнул.
  - Убедился, что борщ – это не для меня.
  - А что для тебя?
  - Суши.
   Её реакция на мой рассказ о суши был более жуткая, чем моя – на борщ. Казалось, что она поражается тому, что ем суши каждую неделю, и до сих пор жив!
Если бы я предложил – борщ в обмен на суши – то есть я соглашаюсь есть борщ, а она – суши, что бы случилось?
   Тёща  смотрела на меня, как на живую загадку Человек не любит борщ!!!
Ходячая квадратура круга. Снежный человек, перебравшийся из леса в современный город.
   Не думайте, что она из глухой деревни. Она – инженер-металлург, более  тридцати лет работала на крупном комбинате в Украине.
   Почему я привёл этот пример? Каждый с лёгкостью может представить случившееся. А кто может представить обратное событие? Свёкр, уговаривающий сноху есть то, что женщине не нравится.
   Моя жена жила со свёкром шесть лет, попросту говоря мы жили с моим отцом. Ни одного конфликта.
*
   Дом опустел после того, как дочка поступила в университет. Вроде бы, недалеко, на машине за два часа доехать можно – если нет пробок, но она предпочла жить там.
   Я по вечерам сидел у компьютера, а жена копалась в бумагах, которые приносила с работы, или смотрела очередной сериал.
Три фразы за весь вечер.

   Я полагал, что соберу свои вещи за час или два. Как бы не так. Ушёл почти весь день. И вовсе не из-за того, что вещей было жуткое количество. Нужно было отобрать то, что я собираюсь взять с собой в новую жизнь.
С одеждой и обувью проблем не было. Всё вошло в две сумки, каждая из которых была размером с небольшой дирижабль. Фотокамеры, два компьютера - это свято, тоже, что ружьё для солдата.
   Потом пошли книги по специальности и те, которые мне были чем-то памятны. Отобрал немного семейных фотографий - в первую очередь те, на которых были мои родители и родственники. Забрал инструменты, которыми жена никогда не будет пользоваться. Любимая чашка, подарки, полученные в разное время. Документы.
Машина оказалась забита до отказа. Я тут же представил, что в свою квартиру мне придётся перевозить вещи в несколько поездок: накануне я купил себе электрочайник, микроволновку, сковородку, кастрюльку и прочие кухонные мелочи. Брать что-либо из теперь уже прежней квартиры я принципиально не хотел.
Медленно, словно с трудом, написал прощальную записку и приткнул её к холодильнику с помощью магнитной безделушки.
   Я переселялся в пристройку к строй вилле. Небольшая комната, кухонька, санузел. Жильё попросил на три месяца. Хозяева отнеслись к моей просьбе подозрительно. Кажется, сомневались в моей платёжеспособности. Я тут же предложил, что заплачу за эти три месяца сразу. Я выглядел непонятным квартиросъёмщиком, так что они захотели также взглянуть на мой расчётный листок – доказательство того, что я работаю. Увидели величину моего заработка и  немедленно прониклись ко мне уважением.
   На своей новой квартире я был в четыре часа дня. Наскоро распихал вещи по полкам небольшого шкафа, установил компьютер и подключил к интернету. Одну из сумок оставил нетронутой - там были вещи, которые мне в ближайшие месяцы не потребуются.
   Поужинал и стал ждать звонка.
   Долго было тихо. Долгожданный звонок раздался лишь около одиннадцати часов вечера. Звонила подружка жены. Присвоим ей - для определённости - идентификатор А***.
  - Что случилось???
Голос взволнованный, но не возмущённый.
  - Мы расстались.
Долгая пауза.
  -Ты не представляешь, что здесь было. Я еле привела её в чувство, думала, врача вызывать придётся. Сейчас она уснула, я ей дала лошадиную дозу снотворного. Что тебе в голову ударило? Из-за чего ты ушёл?
  - Мне надоело, что в нашей семье всё хорошее - благодаря ей, а всё плохое - из-за меня.
  - Ты как ребёнок! Это обычные бабские заморочки, на них никто не обращает внимание! Она никогда о тебе плохо не отзывалась! Подчёркиваю - ни-ко-гда!
  - Охотно верю. Но на каком-то этапе этого становится недостаточно. Хочется, чтобы дома тебя ждали, а не констатировали, что ты пришёл. Чтобы интересовались, чем я живу, а не ставили “на место” словами - “я тут решаю”!
   Пауза.
  - Это из-за телевизора?
  Значит, и это рассказала. Когда-то к школе мне снизили оценку по истории из-за того, что я перепутал причину с поводом. И вот теперь моя бывшая путает повод  с причиной.
  - Телевизор стал последней каплей. 
  - Ты не мог с ней сесть и спокойно всё обсудить?
  - Пытался. Но на каждое моё слово в ответ слышал три. Меняться должен только я. Увы, лимит исчерпан.
  - Что ты собираешься делать?
  - Жить, что ещё? Я поговорил с жильцами моей квартиры в N*** и они согласились съехать через полтора месяца. Пока снял комнатку.
   Слова “моя” произнёс с огромным удовольствием, подчёркивая голосом, что та двухкомнатная квартира - только моя. Это недвижимость, которой я обладал ещё до женитьбы, так что она на неё претендовать не может. И в очередной раз похвалил себя за то, что когда-то не продал эту квартирку, как когда-то настаивала моя жена.
  - Когда ты успел?
  - Всё, что случилось - не вдруг. Я предупреждал. Меня не слышали. Меня уже давно не слышат.
  - Ты подставил дочку.
  - Каким образом? - удивился я.
  - Твоя жена позвонила девочке, и вдруг выяснилось, что та в курсе твоих планов. Для неё это был удар. Получилось, что вдвоём против неё.
  - Пусть ничего не придумывает. Девочка взрослая, и не могла не заметить, что происходит. Обратилась ко мне - я рассказал. А мама с дочкой на эту тему говорить не пожелала. Видимо, сочла эту тему не заслуживающей внимания - мало ли что папе в голову пришло. Будет так, как она скажет. Ошиблась.
    Разговор на этом закончился, и я отправился спать. Долго ворочался, и уснул, наверное, лишь под утро.
   Я уже собирался на работу. как позвонила сестра.
  - Всё-таки ушёл?
  - Кто тебе рассказал?
  - Какая разница? Ты в курсе, что она сегодня на работу не пошла?
  - На работу не пошла? Это серьёзно. Но не волнуйся, через неделю она будет в порядке.
   Вечером сестрица приехала ко мне. Внимательно осмотрела жилище и тяжко вздохнула.
  - Собираешься убеждать меня, что возврат к прошлому невозможен?
  - Комната уже оплачена на три месяца, - попытался я отделаться шуткой.
  - Чихать на оплату. На всё то, что ты говорил ей прежде, она будет смотреть теперь по-другому.
   Сестричка убедила меня завтра встретиться и обсудить всё втроём.
   С работы я поехал на свою прежнюю квартиру, где меня ждали жена и сестра.
   Были ли шансы на примирение в тот момент? Возможно. С позиции сегодняшнего дня считаю, что были. Если бы не...
   По дороге я заехал на заправку. Вставил кредитную карточку в прорезь автомата, набрал номер и... Автомат карточку выплюнул. Я протёр её о рукав и попытался вновь. Автомат опять отверг карточку.
Подошёл работник, попытался мне помочь. Не получилось. Я не стал мучать его и заплатил наличными. Отъехал в сторонку - чтобы не мешать, и позвонил в “Визу”.
Правильно сделал.
   Моя кредитная карточка заблокирована. Кто это сделал - вопросов не было, жена прекрасно знала все те реквизиты, которые нужно назвать для блокировки карточки.
На встречу я уже ехал по ирнерции. Сел за стол напротив бывшей жены - теперь я уже был уверен - бывшей.  Рядом устроилась сестричка.
Жена достала аккуратно исписанный лист - список её претензий ко мне. Начинался он с перечисления вещей, которые я купил без согласования с ней. Первым значился телевизор “Самсунг”. Тот самый, который я пару недель назад хотел поменять. Когда и как я покупал его - хоть убей - не помню. Сдаётся, что купил телевизор, не выходя из дома, через интернет
  - Возьми лист и ручку, - сказала сестричка, - и составь собственный список вопросов.
   Я ещё раз глянул на лежавший список, и понял, что сестричка ошиблась. Жена никаких выводов не сделала.
  - Я не буду ничего писать. У меня к всего один вопрос.
Я повернулся к жене.
  - Зачем ты заблокировала мою кредитную карточку? Ты представляешь, в какую ситуацию я мог влипнуть?
  - Ты бы ни в какую ситуацию не влипал бы, если бы не психовал по пустякам.
   Я встал и вышел. На следующий день я пошёл к адвокату по бракоразводным делам.
*
   Я забыл предупредить дочку, чтобы она никому не давала мой адрес. Собственно говоря, боялся только жены.
   С позиций сегодняшнего дня - сознаюсь: я её действительно боялся. Она умела вывернуть наизнанку мои любые слова. Она могла обрушить на меня нелепую тираду так, что я не мог вставить слова.
   Однажды я вытащил из корзины всё "тёмное” и отправил в стирку. Потом вспомнил, что у меня уже не остаётся чистых рубашек, и быстренько постирал две белые рубашки в тазике. Качество, конечно, не то, но, как говорят, за отсутствием гербовой пишут на обычной.
   Жена вернулась домой поздно, была на учёбе. Увидела на верёвке тёмное бельё и две белые рубашки.
  - Ты с ума сошёл, стирать белое и тёмное вместе!
Она бросилась проверять рубашки, продолжая выговаривать за несуществующий промах.
   Теперь я поражаюсь: я не сумел вставить слово, чтобы объяснить, что рубашки стирал отдельно.  Я предпочёл отмолчаться, в надежде на то, что эта “головомойка” так закончиться быстрее.
   Недавно перечитывал “Василия Тёркина”. Попались несколько строк "В тему”, которые заставили меня улыбнуться.
Смех — не смех, случалось мне
С женами встречаться,
От которых на войне
Только и спасаться.
Чем томиться день за днем
С той женою-крошкой,
Лучше ползать под огнем
Или под бомбежкой.
*
   Подружка жены, которую я назвал А***, появилась в моём временном жилище недели через две или три. Приехала не с пустыми руками - прихватила здоровый кусок "наполеона” (моя слабость) и заливное из языка.
   Сначала мы говорили на посторонние темы. И лишь после того, как я сделал чай, перешла “к делу”.
  - Сначала твоя жена была уверена, что ты просто нашёл себе какую-то “молодуху”. Психовала из-за этого - что делать старым клячам, вроде нас?
   Жена на два года старше меня. А*** тоже.
  - Ты вовсе не кляча, - успокоил я её.
  - Первое время она словно не понимала, что происходит. А сейчас серьёзно задумалась о случившемся. Пойми, женщине легче смириться, что муж влюбился в какую-то “молодуху”, чем согласиться с собственной ненужностью. Она не понимала, как это мужик после двадцати лет совместной жизни может уйти в “пустоту” - она же так старалась. Кстати, она никому не рассказывает. Знаем только мы - я и В*** (другая подруга жены).
   А*** лукавила, или была не в курсе. Шурин, то есть брат моей жены, уже знал. Дочка позвонила своей двоюродной сестре и “по секрету” рассказала. Выдержки у племянницы хватило не на много, так что через пару дней мне позвонила жена шурина. Разговорили долго. Надо отдать ей должное - сразу же предупредила, что они вмешиваться не планируют - по крайней мере, до тех пора, пока мы сами об этом не попросим. Договорились, что они будут делать вид, что ничего не знают, пока Z*** - под таким идентификатором я спрячу имя жены -  сама не расскажет.
  - Я прекрасно тебя понимаю, - продолжала А***. - Ты ощущаешь недостаток внимания, потому что она поглощена работой.  Женщина, для которой работа — это главное, совсем иначе относится к дому. Подумаешь, не тот телевизор!   Ей это - как прошлогодний снег! Трудоголичка, да ещё и очень честолюбивая. Она совершенно непроизвольно переносит те отношения, которые сложились на работе, в семью. Там они стали источником успеха!  А тебе и кажется, что она пытается всячески крутить тобой. 
 - Живущих по принципу “Я - начальник, ты - дурак” нигде не любят. На работе, в особенности. Таким подсовывают палки в колёса гораздо чаще, чем остальным.
  - Она уже понимает, что это твоё решение...возникло не пустом месте.
  - Я не тот бледнолицый, который готов раз за разом наступать на те же грабли.
Анекдоты так и лезут из меня. Наверное, потом, что наша жизнь похожа на подборку  анекдотов. Иногда - скверных.
  - Что её подтолкнуло к этому пониманию?
Напрягся. Наступает момент истины.
 - Письмо от твоего адвоката.
*
   Женщинам очень нравятся строки из оперетты “Сильва”
   “Без женщин жить нельзя. На свете, нет!”
   И так как они очень обеспокоены тем, чтобы мужчины не пропали, то, увидев свободного мужчину, непременно стараются найти для него “пару”.
   На самом деле, иначе. Пример свободного, довольного жизнью мужчины, может оказаться заразителен. И это пугает женщин. С кем они останутся, если мужчины будут с лёгкость обходиться без них?
   Торжественно заверяю: за эти три года ни один из мужчин не подошёл ко мне со словами “Ты не хочешь познакомиться с...” Они прекрасно понимали, что для человека, подобного мне такое предложение просто нелепо.
   Женщины перешли в атаку почти сразу.
Первой оказалась, как это не странно, вышеупомянутая А***. Та самая, которая спустя две недели после моего бегства разыскала меня и долго уговаривала вернуться. Спустя ещё месяц она вновь появилась в съёмной комнатке. Придирчиво осмотрела моё жильё и неожиданно спросила - не хочу ли я пожить у неё - пока освободиться моя квартира?
   Женщины умеют удивлять. Конечно, она имела ввиду не пожить у неё, а  с ней. Я сразу представил реакцию жены -  если такое случится. Станут врагами. Но для А*** это тот случай, когда овчинка стоит выделки.
Я поблагодарил А*** за неожиданное предложение, и напомнил, что планирую далее жить один.
   Спустя неделю у меня побывала другая подружка жены - В***. Она не предлагала себя - уже замужем, а просто стала рассказывать, что у неё есть хорошая знакомая, которая очень страдает от одиночества. Симпатичная, устроенная, хорошая хозяйка. Похвалы и прелестные эпитеты сыпались, как из рога изобилия.  Полагаю, ангелы на небесах прослезились, слушая характеристику. Я вежливо отказался, сказв, что не хочу из одно ярма в другое.
   Даже на работе нашлась дама, которая стала уделять мне повышенное внимание - едва узнала, что я развёлся. Явно пыталась “примерить” не подхожу ли я кому-то из её подружек? Сама она была замужем. Начала издалека - сначала выясняла, каковы мои планы? Потом начала уточнять - какие женщины мне нравятся? Я пошутил, что мне нравятся те женщины, которые не рвутся замуж. Её это нисколечко не смутило. И тут же привела мне пример какой-то её знакомой, которая встречается со своим мужчиной только по выходным. В моих глазах это нормально? Пришлось вежливо попросить сменить тему.
   Сестрица моя, кстати, прозорливо предупредила - всех, кто будут тебе кого-то предлагать - отправляй туда, откуда они пришли.
   Разумно.
*
   Мы встретились у дверей адвокатской конторы. Z*** была одета - как всегда - скромно, но со вкусом. Серые брюки, белая блузка. Серебряная цепочка, серьги с уникальными двухтысячелетними стёклышками. При покупке давали специальный сертификат, подтверждающий, что при изготовлении серёжек использовано уникальное стекло с  завода, работавшего во II-III веках нашей эры. Недостаток красоты стёклышек компенсирует осознание древности.
  - Ты хорошо выглядишь, сказал я.
  - Спасибо. Ты уже начал ремонт?
Голос спокойный, даже очень. Наверное, приняла таблетку перед встречей. Какой-нибудь “Пофиген”
  - Да. Сейчас обновляют кухню. Верхние дверцы будут из стекла с рисунком, очень красиво. Плиту газовую выкинул, вместо неё будет индукционная на две конфорки. Больше в наше время и не надо. На пол ламинат.
   Это я подчеркнул особо. Несколько лет назад, после замужества второй дочери (сплавили - смеялась они) сестра с мужем затеяли дома грандиозный ремонт. Среди прочего, поменяли покрытие пола. Теперь у них ламинат. Мне понравилось. Предложил Z*** сделать тоже самое, но - как всегда - встретил отказ: зачем? Теперь я с особым удовольствием сообщил Z***, что в моей квартире будет ламинат.
  - Из-за тебя наша девочка остаётся без квартиры, - неожиданно сказала она.
В разные года мы обсуждали разные варианты будущего квартиры в N***. Первым из них было – подарить квартиру дочке, когда та закончит университет. А если она не захочет жить в нашем городе, то можно будет продать квартиру, а деньги пустить на покупку новой - там, где она захочет. Конечно, потребуется доплата, но в любом случае — этой квартире готовили судьбу быть серьёзным взносом в будущее ребёнка.
  - Из-за меня? - По-прежнему, в её глазах все проблемы из-за меня. А*** и В*** в один голос уверяли меня, что Z*** поняла, осознала, прониклась. Ей это не дано. Точка.
   Два дня назад мне звонил мой шурин. Рассказал, что накануне приезжала Z*** поздравить его с днём рождения.
Я спохватился и немедленно поздравил своего бывшего шурина.
  - Мы спросили - ты почему одна? Она ответила, что ты в командировке, в Германии.
   С фантазией у неё напряжёнка. Я действительно раз в год бываю в Мюнхене, там филиал моей фирмы. Ничего более оригинального она не придумала.
Стыдно признаться, что муж ушёл? Или всё ещё надеется, что я вернусь?
Сестра говорила, что Z*** относится к той категории женщин, которые скорее умрут, чем признаются, что были неправы.
  - Конечно, это очень тяжело, - говорила сестричка. - По себе знаю. Но надо набраться мужества и сказать: знаешь, я подумала ещё раз и решила согласится с тобой. Таким моим признаниям F*** радуется как ребёнок, и я получаю что-то вроде дополнительного кредита доверия, в десяти следующих случаях он будет соглашаться не споря.
F*** - это муж моей сестрички
   Пожилой адвокат был удивительным образом похож на артиста Броневого - таким, каким тот выглядел в фильме “Формула любви”. Спокойный, добродушный, обаятельный. И так же любил философствовать.
  - Не надо пугаться разводов и думать, что это нечто противное духу и естеству нормальной жизни. Люди сходятся по любви, живут многие года, а потом обнаруживают, что они стали другими, супруг или супруга стали другими и мир тоже стал другим. То, что объединяло когда-то, исчезло. Осталась привычка, скучная и нудная. Какой смысл в поддержании этого союза, если по вечерам вы идёте домой лишь потому, что больше некуда. Такое совместное существование может длиться годами, и от них не остаётся ничего, кроме пустоты. Так стоит ли зацикливаться и продолжать то, что существует лишь на бумаге?
   Нашу жизнь можно уподобить шоссе с множеством перекрёстков, поворотов, зигзагов и даже тупиков. Один участок трассы кончился, вы сейчас на перекрёстке. Кто сказал, что следующий участок будет хуже? Иной — не значит плохой. Многое зависит от того, как вы будете к нему относиться.
   Мы смотрели на адвоката с удивлением. Кто мог ожидать, что он окажется ещё и психологом по совместительству?
   Через четверть часа он оборвал свою лекцию также внезапно, как и начал.
  - Я предлагаю: давайте договоримся обо всём по-хорошему, спокойно и с взаимоуважением. Оставим в стороне взаимные претензии и попытки выяснить - кто прав. Никакого прока от этого не будет. И итоге мы имеем: у каждого из вас есть квартира и хорошая, высокооплачиваемая работа. Поверьте, не часто попадаются пары со столь ясным будущем после развода. Каждый из вас будет жить спокойной - насколько это возможно в нашем мире - жизнью. Стоит ли доводить процесс развода до суда? Это время, это нервы, это деньги, в конце концов. Как сошлись с миром, так давайте и разойдитесь с миром!
   Каждую минуту он нравился мне всё больше.
  - Совместно нажитое имущество — это квартира и деньги на счету в банке. Есть ещё какая-то движимость, но это второстепенно, если договоримся о главном, то остальное не составит проблем. Я обращаюсь к вам, как подателю просьбы о разводе, - он сделал жест в мою сторону. - На что вы претендуете?
  - На половину сбережений и на машину. Всё остальное - ей.
  Сумма, скопившаяся на нашем счету, была значительна. Примером служит то, что за несколько месяцев до описываемых событий жена предложила продать двухкомнатную квартиру в N***, а на вырученные деньги, плюс накопления, купить хорошую квартиру в престижном районе возле Марины. Пятнадцать минут до моря, чудесный вид, балкон двадцать метров. Четырёхкомнатная квартира перешла бы дочке.
   Теперь та двухкомнатная квартира к моему удовольствию оказалась вне обсуждения, я владел ею до брака. Впрочем, она могла стать яблоком раздора - большую часть ссуды за неё мы возвращали уже вместе, но, с другой стороны, она служила нам источником дохода, так как пятнадцать лет сдавалась внаём.
  - Я согласна, - неожиданно сказала моя бывшая жена.
  - Вот и отличненько, -обрадованно сказал адвокат и достал подготовленные заранее бумаги.
Мы распрощались у дверей офиса.
  - Скоро тебя захомутает какая-нибудь мать-одиночка, и всю оставшуюся жизнь ты будешь горбатить на чужого ребёнка, - сказала моя бывшая.
  -Размечталась! 
*
   Я переступил порог своей квартиры.
Ни каких фанфар, торжественных восклицаний вроде «Здравствуй, свобода» или «Новая жизнь на новом месте».
   Да и какое оно новое?
   Эту квартиру мы с отцом купили двадцать пять лет назад. То были времена, когда мы считали каждую копейку. Квартира на окраине небольшого посёлка, из окна открывался пикантный вид на стихийно возникшую свалку. Две комнаты на третьем этаже девятиэтажного дома 76 года постройки. В квартире прежде жила какая-то старушка. Настал день,  и Бог прибрал её душу. Приехал сын из Америки, похоронил матушку, и поручил адвокату продать квартиру. Видимо, в деньгах особо не нуждался, ибо даже не захотел делать ремонт, который поднял бы цену. И адвокат решил не утруждаться, видимо счёл, что его «навар» от роста цены не стоит тех сил, которые придётся затратить. Так что купили дёшево.
Через год квартиру было не узнать. И подобно тому, как мёд притягивает пчёл и мух, эта квартира притянула к себе женщину, ставшую моей женой.
Через год у нас родилась девочка, и ещё через год мы поняли, что пора менять эту квартиру на большую. Как раз я сменил работу, и мой заработок возрос.
  В один из дней я направился в маклерскую контору - узнать, за какую цену можно продать нашу двухкомнатную квартиру.
  Погода была отменная - не жарко и не холодно, не слепило солнце, и не капал дождик. Наслаждался превосходной погодой и потому не сразу обратил внимание, что надоевшую всем свалку обносят забором.
  На углу несколько человек в комбинезонах с эмблемами крупной строительной фирмы и в касках крутили в руках чертёж, размером со скатерть.
“Что-то  строить будут” - подумал я и прошёл мимо.
  Маклера на месте не была, секретарша попросила подождать. Зазвонил телефон, и секретарша стала нудно объяснять, что в новом центре будут построены три двенадцатиэтажных башни, продажа квартир начнётся не раньше, чем через месяц, там ещё конь не валялся, пока же срочно убирают свалку.
   И вдруг я понял - говорят о моём районе! Вместо пустыря будут три новеньких многоквартирных дома. Значит, в считанные месяцы цена на нашу квартиру возрастёт! Не продавать!
   Я ринулся прочь, чуть не сбив с ног вернувшегося маклера. Сказал, что тороплюсь, и бросился на стройплощадку.
  Через час я знал всё. На месте свалки будет большой торговый центр в виде полумесяца и три жилых дома. В центре полумесяца - сквер с фонтаном.
  Жена восприняла мой рассказ без энтузиазма. Пока всё постоят, пока новое место благоустроится, пройдёт пять лет. Мы не можем столько времени ютиться в маленькой квартире.
   Но я уже понял, что делать. Зачем продавать? На вторую квартиру необходимую ссуду получить легче, чем на первую.
    Жена тут же придумала десять отговорок, все из них начинались со страшилок “А если?”
   Отец не стал вмешиваться - “сами разбирайтесь”
   Помог шурин - брат жены. Меня немного раздражало, что она  к его словам прислушивается большие, чем к моим. Он с ходу вник в суть дела и тут же заорал - “Не смейте продавать! Я с вами разговаривать не буду, если...”
   Так мы стали обладателями двух квартир.
   К моменту, когда я перешагнул порог квартиры, в которой когда-то жил с отцом, все ссуды уже были выплачены. Дом прошёл капитальный ремонт, достроили просторные  балконы (за счёт жильцов, конечно)
*
   В женском журнале любят писать о горестном положении женщин в современном обществе. Мужчина приходит с работы, бухается на диван, а ей, бедняжке нужно ублажать его. Всё на неё, несчастной: дети, готовка, стрика, и она ещё работает! В одной из статей было написано, что бедняжке нужно вставать на два часа раньше, чтобы успеть приготовить мужу завтрак и накраситься.
Интересно, что за завтрак она готовит? Омлет с сыром или яичница с беконом требуют не более пяти минут. Разогреть блинчики в микроволновке, или заполнить чашку йогуртом с гранолой - и того меньше. Плюс чашка кофе - ещё минута. И час пятьдесят чтобы “накраситься”?
   Не буду спорить, лет сто назад женщина вставала на два часа раньше. Не было микроволновок, электроплит, тостеров и прочих милых приспособлений. Даже керогаза не было. Печь топили дровами. Не было холодильников, и летом приходилось бежать в пять утра к ближайшему мяснику, чтобы купить пол фунта мяса.
   Но это было в начале прошлого века.
   Последние лет пять семейной жизни готовка в нашем доме происходила так:
Жена утром ничего не ела. Выпивала стакан какого-то фантастически полезного настоя из трав и уходила. Перед уходом будила меня - если я ещё не встал.
Я мылся и шёл будить дочку. Как это происходило - не для слабонервных. Пропускаю.
   На завтрак я готовил омлет с сыром и овощами, или равиоли. Реже - пельмени или просто йогурт с хлопьями. Приготовить такой завтрак - максимум десять минут.
Выгонял её в школу и садился пить кофе. Расслабуха.
Пока дочка ещё жила с нами, жена готовила обеды. С каждым годом всё скромнее и скромнее. Доля полуфабрикатов, которые просто нужно разогреть, росла. Как и убеждённость жены, что девочка уже большая и должна уметь приготовить себе сама.
После того, как девочка уехала, приготовление обедов в семье практически прекратилось. Мы обедаем на работе. В выходные - как получится. Можно что-то сделать.
   Ужин, разумеется, лёгкий.
  И вот я живу один. Почти ничего не изменилось. На завтрак всё тот же омлет, или блинчики из соседней кулинарии. К кофе - всё те же круасоны, или тосты с сыром. Обедаю на работе. Ужин - всё из той же кулинарии.
Когда-то не было того сервиса, какой есть сейчас. В торговом центре, что через дорогу от моего дома отличная кулинария. Понятие “Домашняя еда" поблёкло.   Салат с креветками - пальчики оближешь. Такие киевские котлеты, как там, наверное, в самом Киеве не делают. Заливная рыба, плов, манты...
   Ох уж эти манты! Масса воспоминаний. Я их люблю, а жена за что-то возненавидела. Я покупал манты и в былые времена, но её реакция на манты в холодильнике была невероятной.
  - Ах, что это у нас такое? Ма-а-а-а-анты! Ты в курсе, что при их приготовлении используют отходы производства и просроченное мясо? Если найдёшь там обрезки бумаги - не говори, что я тебя не предупреждала.
   Эти слова она тянула нараспев, смакуя загадочное пренебрежение к ним и презрение к кулинарии, в которой я делал покупки.  Её ненависть к мантам была иррациональна, как и призрение к кулинарии. Впрочем, последнее я могу понять. Её возмущала сама возможность, что купленное в кулинарии может оказаться вкуснее приготовленного ею. Пусть они хорошо готовят, но непременно добавляют в еду какую-нибудь гадость, чтобы специально уступать домашней еде. Наверное, в её воображении работники кулинарии были похожи на мультяшных разбойников. Отходы производства они собирают в специальную ёмкость, чтобы использовать затем при приготовлении мантов.
   “Дорогая, давай договоримся - я скажу, что это вкусно, но ты это больше не готовишь”. Это не анекдот, это из жизни.
   Представление некоторых женщин, что одинокий мужчина — это человек, мечтающий о домашних обедах, смешно до нелепости. Успокойтесь, прекрасные дамы, одинокий мужчина питается не хуже женатого. А порою - и гораздо лучше, поскольку ему никто не навязывает плоды кулинарных экспериментов.
*
   На женщине в семье лежит уход за чистотой.
Так было в прошлом.
   Ситуация изменилась. За чистотой пола следит автоматический пылесос iRobot. Раз в день он слезает со своего насеста и скрупулёзно обходит всю квартиру. Раз в две недели приходит уборщица, представительница славной общины гастарбайтеров и убирает там, где маленькому роботу пока не под силу.
   Сто лет назад стирка была адским трудом, и ею занимались только женщины. Слово “прачка” у меня устойчиво ассоциируется с известной картиной Архипова.
Те времена прошли. В ванной стоит автоматическая стиральная машина. Засыпаем порошок номер один, порошок номер два, выбираем температуру, режим стирки, режим сушки и включаем. Остаётся повесить.
   Стиркой я занимался и до развода. Надо же помогать жене. По мере её успешного продвижения по карьерной лестнице, этим приходилось занимать всё чаще.
Сознаюсь, были и “проколы”. Однажды я засунул в стирку её вязанную кофту. Она лежала в корзине с грязным бельём наравне с другой одеждой. Раз лежала “наравне”, то и стрику пошла со всеми.
Потеряла “вид”. Мне потом об этом напоминали целый месяц. Но когда она постирала мои чёрные брюки с какой-то цветной тряпкой, что превратило их из чёрных в чёрно-бурые, это было названо пустячком.
 - Брюки старые, их в любом случае пора уже было выбрасывать. Завтра пойдём и купим другие.
  Об одной моей оплошности она не знает до сих пор. Однажды утром (в восемь я выгонял дочку в школу, время ещё оставалось) я забрасал в стиралку тёмное белье. Мне попался чёрный кружевной бюстгальтер. Недолго думая, я и его отправил в машину.
   Вечером, я пришёл раньше жены, она пошла куда-то, так что повесть уже постиранное и отжатое бельё пришлось тоже мне Начал доставать ещё сырое белье и вдруг обнаружил, что из одной из чашечек бюстгальтера выскочила металлическая дужка, поддерживающая форму чашечки. Попытался вернуть на место... и не сумел.
Вспомнил, что она как-то просила не класть её кружевное бельё вместе с прочими вещами. Я забыл об этом.
   Честное слово, я, несмотря на свои пятьдесят, испугался предстоящей выволочки. Как школьник начал заметать следы. Бюстгальтер упаковал в бумажный пакет, и засунул в мусорное ведро. Жены ещё не было, и я успел вынести мусор – словно была угроза того, что она как заправский следователь, начнёт копаться в мусорном ведре.
   Примерно месяц я ждал, когда она поинтересуется судьбой чёрного бюстгальтера. Начнётся, представлял я, с безобидного вопроса:
  - Ты мой чёрный лифчик не видел?
И - в зависимости от интонации - решу - отвечать на её вопрос, или нет?
   Но ей, наверное, не пришло в голову, что мог быть причастен к исчезновению её лифчика. А, может, не заметила - он же не единственный. Или подумала, что засунула куда-то, а поиски отложила на потом - попадётся когда-нибудь.
Сейчас я стираю раз в неделю. Раз светлое, другой - тёмное. Пять мнут - положить, ещё пять - вынуть. И ещё пять - забросить в шкаф. Пятнадцать минут в неделю.  И этим женщины попрекают нас?
*
   Из старого анекдота: “Пришёл домой, рассказал об увиденном коту. Вместе посмеялись.”
   Действительно, самым неприятным в первое время было отсутствие хоть кого-то дома. Голые стены, поговорить не с кем. Телевизор создаёт иллюзию присутствия ещё кого-то, но мало значимую.
   И тогда я вспомнил о коте из анекдота.
   Впрочем, кота покупать не стал. Коты имеют природное свойство метить территорию. Не надо на них обижаться за это — это один из элементов защиты охотничьих угодий. Не защитишь свои угодья - погибнешь от голода.  Жизнь жестока.
   Так у меня появилась Маркиза. Рыжая с белым, весёлая и прожорливая. Семь килограмм счастья. С ней можно делиться чем угодно.  Внимательно слушает, и никогда не перебивает. Сумасшествие? Не более, чем, скажем, молитва. Почему верующие молятся в определённые  часы? Бог что, слушает молитвы лишь в определённые часы? Но понятия “утренняя молитва” для жителей Мумбая, Рима или Торонто не совпадают. Разные часовые пояса. Значит, “Утренняя молитва” - это нечто, продолжающееся 24 часа в сутки. Так кто из нас более сумасшедший?
   На время отъездов отвожу Маркизу к сестре. Однажды на время отъезда у меня поселилась дочка. Они хорошо ладят.
*
   Есть ещё одна стороны жизни, в которой без женщин не обойтись. Два слова о ней.
   Я живу в городе, вытянувшимся вдоль берега моря на много километров. Есть променад, со множеством кафе, скамеечек и с танцевальными площадками. По субботам на этих площадках собираются люди разных возрастов. Эти площадки оказались хорошим местом для знакомств. Когда возникает тоска по женщине, я иду туда.
   Танцы, знакомства, кафе. Подом провожаю даму до дома, и как правило, получаю приглашание на чашечку кофе или чего-то другого.
   Были случаи, кода знакомства продолжалось. Спустя неделю мы снова встречались на танцах, я снова вёл её в кафе, и она снова приглашала меня домой. С одной из дам я встречался так трижды.
   Никаких обязательств. Каждый из нас знает, чего хочет, а чего - нет.
Бывали и более интересные случаи
   Через полгода после развода я собирался за границу.
   Была уже осень, и начальник напомнил, что пора догуливать оставшиеся дни отпуска. На следующий год могут перевести не более 5 дней, так что если я не использую оставшиеся дни, они просто пропадут.
    В одном из Бюро путешествий и экскурсий работает моя знакомая. Родственница жены моего друга. Мы временами встречались в его доме. Зашёл на сайт этого бюро и подыскал походящую поездку. Португалия,  восемь дней, выезд через полторы недели.
  На следующий день я был в турбюро. S*** встретила меня, как дорого гостя. Тут же выяснилось, что она знает о моём разводе. Сочувствовать не стала, наоборот, с восторгом пошутила, что теперь передо мной открывается возможность посмотреть весь мир.
   Я расспросил про поездку в Португалию. Всё подходило – отличный экскурсовод, интересный маршрут, удобное время. В считанные минуты сомнения исчезли – еду!
   S*** поискала что-то в компьютере и с довольным видом объяснила:
  - Пришёл вовремя. Ты забираешь последние две путёвки.
  - Но мне нужна одна!
   Озадаченно посмотрела на меня.
  - Тебе что, не с кем ехать?
   Я подумал о дочке. Мы уже ездили вместе. Лет восемь назад на моей прежней работе организовали поездку в Турцию для сотрудников. Каждый мог взять с собой жену или мужа. А если таковых не было, то допускалась «равноценная» замена. Жена поехать не могла – у неё была какая-то очень важная учёба, и я отправился с дочкой. Получилось очень даже неплохо.
    Но тут  идею тут же пришлось отбросить. Во-первых, у неё учёба. Она мне все уши прожужжала рассказами о трудностях начавшегося семестра. А во-вторых, в этом году она уже дважды ездила за границу. Достаточно.
  - Одиночек не пускают? – пошутил я. Но S*** была настроена серьёзно.
  - Гостиничные номера мы заказываем заранее. Минимум за месяц, но чаще всего за два или три. Если кто-то за два месяца до поездки просит одноместный, или, наоборот, трёхместный номер, меняем. Но когда остаётся чуть больше недели  - уже ничего поменять нельзя. Разве что, если ты оплатишь оба места. Но это обойдётся тебе в дополнительные полторы сотни евро. Далеко не лучший вариант. Уверен, что никого нет?
   Я замер, взвешивая, что лучше – пожертвовать этими полутора сотнями или поискать другой вариант?.
    S*** на секунду опечалилась и вдруг засияла.
  - Как же я забыла! Вчера приходила моя знакомая, также спрашивала про Португалию, также одинокая, и я ей также не продала, просила поискать кого-нибудь, с кем она может поехать.  Тебя послало провидение.
   Она схватила мобильник, и стала что-то искать в нём. А я изумлённо уставился на неё. В голове почему-то всплыло слово, которое я давно не слышал - «сводня». Неужели так легко можно предложить  отправляться в турпоездку с незнакомой женщиной? А для этой женщины – с незнакомым мужчиной? Тем временем S*** что-то нашла.
  - Вот, - она с гордостью показала фотографию, на которой были три женщины. – Которая слева. Можно увеличить.
   Ловкими движениями пальцев она развернула личико женщины, оказавшейся на фотке слева до размеров экрана.
  - Ей сорок лет, но выглядит на тридцать. Раньше она преподавала химию в школе, но ушла. Ты знаешь, как трудно работать с современными детьми. Сейчас работает в химчистке.
   Я всмотрелся в фотографию. Женщина среднестатистической наружности. Ничего привлекательного и ничего отталкивающего.
   - Химчистка, в которой она работает, совсем рядом. Пять минут быстрым шагом. Хочешь, я её позову, и на месте решим?
   Я представил себе, как S*** говорит: «Ты искала, с кем поехать? Можешь вот с этим мужиком». Стало смешно. Захотелось увидеть реакцию на такое предложение. Я кивнул. S*** тут же набрала  номер.
  - Ты не передумала ехать в Португалию? Есть хороший вариант. Можешь подойти прямо сейчас? На пару минут. Но не в офис, а в кафетерий, что напротив. Я буду ждать там.
  - Не хочу, чтобы вы знакомились в офисе. Делай, что я говорю,  всё будет в порядке.
   Через дорогу от турбюро сверкала рекламными огнями булочная-кондитерская, в недрах который и прятался кафетерий. Я тут же заказал три чашки кофе и пироженные.
   Через несколько минут в кафетерии появилась та самая женщина.
   Каштановые волосы было собраны в пучок на затылке. Тёмные брюки, кофта с короткими рукавами. Она подошла к нам, поздоровалась с S*** и уселась на свободный стул. На меня она внимания не обратила. Считала, что я оказался за этим столиком случайно, из-за тесноты в кафетерии.
    На сорок лет она действительно не выглядела. Как и на тридцать.
   - Хотела в Португалию? Всё, нашла, с кем тебе ехать. У этого симпатичного мужчины точно такая же ситуация, как и у тебя. Хочет поехать, но не с кем. Что мешает вам объединиться?
   Женщина – присвоим ей идентификатор Т*** - озадаченно посмотрело на меня. Потом – на S***, и снова на меня. Неожиданно смутилась. На долю секунды.  Наверное, ей вместо Лиссабона и лазурного атлантического берега представился гостиничный номер с большой двуспальной кроватью.
Такая непосредственная реакция были трогательна, мила, привлекательна, и  немедленно расположила её ко мне.
   S*** заметила её реакцию.
  - Дело житейское! Сколько у нас было случаев, что уезжали поодиночке, а возвращались парами! Люди получили двойное удовольствие. Главное, что никто никого не навязывает. Время есть, присмотритесь друг к другу, и решите. Но в понедельник я должна знать.
     Разговор этот проходил в пятницу, так что напоминание «до понедельника» плохо вязалось со словами «время есть»
   S***  пожелала нам приятного дня и вернулась в офис. А мы с Т***  остались допивать кофе. Потом проврдил её до работы  -  она отпросилась лишь на несколько минут.
   В понедельник я выкупил обе путёвки. S*** оказалась права – мы получили двойное удовольствие. Более того, спустя полгода мы с Т*** снова поехали вместе за границу, на этот раз на Родос. Поездка была от работы, каждый сотрудник мог взять с собой жену или мужа, а если таковых нет, то…
   Год спустя собрались было  съездить в Исландию, но помешал страшный зверь по имени «Ковид».  Более мы не встречались.
*
   Недавно я прочитал фантастическую книжку, главный герой которой после четырёх неудачных попыток создать семью приобрёл себе женщину-робота. Красивая, покладистая, с таким характером, как ему хотелось. Ведь у робота характер программируется. С ней даже можно заниматься сексом, но как метко охарактеризовал это её свойство один из персонажей книги – с точки зрения секса – она «протез женщины». Но не ревнива, так что если хочется настоящих удовольствий – можно поискать их на стороне.
   Такое будущее не за горами. И я сумею приблизить его.
Недавно я был на собеседование в очень известной международной компании, занимающейся созданием систем с Искусственным Интеллектом. Меня неожиданно стали подробно расспрашивать о разводе. Я был озадачен, но мне тут же объяснили, что произошедшее со мной они рассматривают, как дополнительный довод в пользу того, чтобы принять меня на работу.
  - Когда у нас всё в порядке – мы не задумываемся, почему. Неудачи – в этом плане – обогащают нас гораздо больше. Мы с удовольствием принимаем неудачников.
   Кто знает? Может, тот робот-женщина из прочитанной мною книжки (электронная дама) – это и есть наше будущее?