Чужая зарплата

Станислав Климов
     Тяжёлые 90-е. Весёлые 90-е. Непредсказуемые и бандитские 90-е. Все вышеназванные эпитеты полностью охарактеризовывают самые трудные годы для населения только что развалившейся огромной красивой и дружной страны. Не обошли они стороной и мою работу, и мою жизнь...

     Середка жаркого солнечного лета 1992 года. Земснаряд, на котором я работаю старшим помощником командира, поперёк реки Ахтуба копает траншею под трубу газопровода, что ведут из города Волжского в посёлок Краснослободск. Цивилизация двигается вперёд и постепенно, не смотря на тяжёлое время в России, приходит в каждый дом и каждую квартиру сел и посёлков, городов и деревень. Приходит в виде природного газа. Мы ей в этом помогаем...

     Недавно прошла смена денежных знаков и в обиходе появились цветные "фантики" сторублевок, двухсотрублевок и пятисоток, которыми наша заработная плата выдается, как говорится в народе "через пень колоду". Могут раз в три месяца дать, могут раз в полгода. Спасает только коллективное питание, деньги на него стараются платить регулярно. Но с каждым месяцем все больше и больше становится проблемой, чем же накормить экипаж, если не дали вообще ничего...

     Командир земснаряда Евгений Андреевич вернулся из конторы вообще без денег. На этот раз задержали, даже, тот самый колпит:
     - Стас, я сдал все документы, расписался в ведомости на зарплату и колпит, но пообещали только через неделю. Ты едешь в свои отгулы, получишь и привезёшь сюда. Хорошо?
     - Хорошо, Андреич, сделаем, - отвечаю я ему и отправляюсь пассажирским скоростным судном "Заря" на речной вокзал Волгограда.

     Я дома. Оля и годовалый Илюнька гостят у родителей в Нижегородской области. Пустая душная квартира с окнами на солнечную сторону, небесное светило не щадит казаков Дона, выжигает луга и поля, перелески и сады, под действием знойного ветра превращая чернозем в бетонную платформу с толстыми и тонкими прожилками трещин с серой пылью. Всем невыносимо жарко. Спасает только тёплая вода Карповского водохранилища и холодный душ дома. Пока отдыхаю. Спустя всего два дня позвонили из бухгалтерии, что деньги появились и выдали в кассе. У меня ещё неделя отгулов, команда без денег, надо отвезти зарплату и колпит и можно вернуться домой. Туда и обратно за световой день прокачусь...

     Каким образом я получал деньги и что пришлось предпринять, мной описано ранее (сноска выше), а вот что приключилась со мной потом, расскажу...

     Вечереет. Около семи часов. Последняя "Заря", что привезла меня на земснаряд, спускается по Ахтубе и забирает меня с борта, как обещал капитан. Через полчаса или чуть больше она причаливает к речном вокзалу, который в народе называют "шайбой" из-за схожести формы верхнего этажа здания с резиновым предметом, которым в хоккее забивают голы. Смотрю на наручные часы, 19.40. Соображаю, последний автобус на Калач-на-Дону ровно в 20.00 отходит от автовокзала. Бегом мне, парню двадцати пяти лет, с пустой сумкой через плечо, в кроссовках, спортивных летних штанах и футболке минут десять. Успею. И побежал вверх по лестнице на Аллею Героев.

     То ли мои быстрые шаги, то ли яркая модная одежда, то ли просто время такое было, бандитское, но что-то привлекло внимание парней, тусующихся на площади центрального железнодорожного вокзала. Пробегаю мимо них к подземному туннелю на пригородный, там я должен выскочить на дорогу от автовокзала. Буквально через пять минут опять же должен отойти необходимый мне автобус. Последний на сегодня рейс в райцентр. Я немного успокаиваюсь, переведя дыхание, замедляю шаг и спускаюсь в длинный туннель. Хорошая акустика подземелья доносит до меня чьи-то быстрые шаги за спиной. "Вроде бы, никого не обгонял и никого не видел, вечер, малолюдно, поездов нет, - только и подумалось". Оглянулся назад, а за мной идут те самые парни, что стояли на площади. Молчаливо так идут, разошлись по всей ширине прохода и смотрят по сторонам, нет ли кого навстречу. Туннель пуст и только звучное эхо наших шагов уже как-то зловеще отскакивает от мраморных стен и пола, влетая обратно в, уши. Эхо.
     - Твою ж мать, - прошептал сам себе и прибавляю шагу, прекрасно помня, что в кармане сумки около тысячи рублей цветными "фантиками", а между белыми носками и подошвами обеих кроссовок свернуты две пятитысячные купюры, своя и чужая зарплаты...

     Прибавляю шаг, а в голову лезет пока только одна мысль "чужие деньги... чужие деньги... чужие деньги...". Они тоже прибавили шагу и до меня им метров двадцать, свет в конце туннеля ещё далековато. За эти десятки секунд или пару минут, что почти бегу, уже другие мысли появляются, одна страшнее другой. Они наперегонки со мной и преследователями ищут тот самый "свет в конце туннеля". Они перемешиваются в голове в "кашу дружба", как бы сказала моя мама, вырисовывая клубок самых тяжёлых последствий, коими пестрят достопочтимые 90-е - "могут покалечить... успеть бы на автобус... ножичком под ребро и останусь в холодном туннеле... будет ли он вообще, этот автобус... а не сменилось ли расписание из-за проблем с бензином... как буду деньги отдавать..."...

     Парни, видимо, поняв, что могут не догнать меня в безлюдном туннеле, просто побежали. Выход на улицу уже близко. Мне ничего не остаётся делать, как тоже пуститься наутек, спасая себя. Мельком кидаю взгляд на наручные часы, 20.00, автобус отошел и ему до туннеля минуты две. Хорошо бы успеть да и опять же, есть ли он, последний автобус? Догонят, мало не покажется, метров пятнадцать осталось...

     Свет сероватого летнего вечера в конце туннеля, ступеньки. Две, четыре, шесть, восемь, пролет. Перемахиваю, словно в тройном прыжке в длину. Две, четыре, шесть... Голова уже выше уровня асфальта и я вижу, автобус с надписью "Волгоград - Калач-на-Дону" приближается к выходу из него. Мой! Мне осталось десять шагов до дороги и столько же на другую сторону. На ходу поднимаю руку и почти лихорадочно машу водителю остановиться. Встречных машин нет, уже здорово! Он видит меня и тормозит, раскрывает переднюю дверь и я, запыхавшись, словно пробежавший длинную дистанцию легкоатлет, заскакиваю в салон. За спиной слышу характерный спасительный звук закрывающейся двери и облокачиваюсь на неё. В этот момент парни выбегают из туннеля и удивленно смотрят по сторонам. Меня нигде нет. Улица почти без прохожих. Водитель наблюдает за их действиями и медленно трогает автобус...

     Вдруг компания увидела меня в салоне автобуса, парень в яркой красной куртке и хлопчатобумажных белых "бананах" отчаянно характерным жестом "сорвался" бьёт кулаком об ладонь. Пожилой водитель кивает на них головой и поворачивается ко мне:
     - За тобой, что ли охотились? - видит мой испуг и одновременно облегчение.
     - Да, с самой площади привокзальной следили, - натужно дыша, отвечаю ему и только теперь окидываю взглядом салон автобуса, в нем всего три пассажира.
     - А я посмотрел, народу на вокзале никого, хотел на десять минут раньше уехать, - тоже как-то с облегчением произнёс он, - значит, правильно, что не уехал.
     - Спасибо вам.
     - Друзья твои, что ли? Чего-то не поделили? - а сам выруливает на улицу вдоль железнодорожного полотна.
     - Нет, я вообще с реки приехал.
     - А ты куда едешь-то? - Спохватился он. - Может, тебе просто подальше отсюда? Автобус правильно выбрал или заскочил в первый попавшийся на пути? - Наверное, из праздного любопытства спрашивает он, вдруг сделав удивлённый взгляд.
     - Нормально все, я в Пятиморск еду с теплохода.
     - Тогда правильно. А зачем гнались, не знаешь? - ему просто, наверное, скучно в молчанку играть.
     - Нет, я прошёл мимо них на автобус, они чего-то покосились на меня. Потом, видимо, поняли, что в туннель пойду и решили пошарить в карманах. Так думаю, - пожал я плечами, уже отдышался и спокойно стою, облокотившись спиной на дверь.
     - А есть, что брать в карманах? - любопытство, блин, человеческое.
     - Есть, долго рассчитываться с людьми пришлось бы, если бы обыскали.
     - Понятно. Рискованно по нынешним временам много с собой возить да и одет ты ярко, сумка на плече модная. Приметный весь, - теперь он кивнул головой на мою одежду.
     - Команде зарплату возил, некоторые попросили домой передать, куда деваться, вот и везу, - совсем уже успокоившись, ответил я, - да дело, даже, не в деньгах, наверняка такие парни ходят с финками, пырнули бы в туннеле и поминай, как звали.
     - Тоже верно, всяких сейчас развелось, - он вздохнул, остановившись на красный сигнал светофора, - хорошо, что все хорошо закончилось... для тебя. Проходи в салон, оплатишь на выходе...

     Я прошёл на свободное место и успокоился, перевариваю в голове свою поездку. За окном заметно начало темнеть, на юге быстро сгущаются сумерки. Спустя пятнадцать минут город раскаленного асфальта и загазованного летнего зноя остался позади, немного прохладный ветер ворвался в салон через открытые форточки. Водитель прибавил газу...

     Эту историю до сегодняшнего дня не знал никто. Прошло уже больше четверти века, как я держу тайну в своей голове и душе, прекрасно понимая, что тогда могло со мной произойти. Банд разных оболтусов, готовых просто "срубить по лёгком", покуражиться над мирными людьми, было во всей стране предостаточно и они ни перед чем не останавливались ради наживы. Ни перед чем...

24 марта 2023 года