Догонялки-15. Китай после опиумных войн

Александр Алексеев 7
ДОГОНЯЛКИ-15. КИТАЙ ПОСЛЕ ОПИУМНЫХ ВОЙН

ОГЛАВЛЕНИЕ
ТАЙПИНЫ И ЗАПАД
СПОРЫ КИТАЙСКИХ ПРАВЕДНИКОВ
ЦЫ СИ
РАЗГРОМ ТАЙПИНОВ И НЯНЬЦЗЮНЕЙ

ТАЙПИНЫ И ЗАПАД

Китайское правительство было не в состоянии своими силами справиться с тайпинами. Постепенно борьбу с ними взяли в свои руки инспектор военного министерства, хунаньский шэньши Цзэн Го-фань. Победы над тайпинами «Сянской армии», навербованной Цзэн Го-фанем в его родной Хунани, укрепили его положение; его назначают наместником Лянцзяна, куда входят провинции Цзянсу, Цзянси и Аньхуй, его власть распространяется и на провинцию Чжэцзян. В 1860 году Цзэн Го-фань получает чрезвычайные полномочия для борьбы с «длинноволосыми варварами» в этих провинциях. Набирабт силу и помощники Цзэн Го-фаня – организаторы провинциальных армий Ли Хун-чжан, Цзо Цзун-тан и другие.
Великобритания, Франция и США первоначально придерживались в отношении тайпинов благожелательного нейтралитета, поскольку те выступали за равноправие и взаимовыгодную торговлю с западными державами, запрещая лишь торговлю опиумом. Но к началу 1860-х годов западные державы убедились в тщетности борьбы тайпинов против Цин. К тому же после заключения Тяньцзиньских договоров тайпины, запретившие сбыт опиума, стали скорее помехой «открытию» внутренних провинций бассейна Янцзы для западной торговли. Поэтому западные державы решили сделать ставку на династию Цин и помочь ей как можно скорее уничтожить повстанческое «христианское» государство. Войска тайпинского полководца Ли Сю-чэна, подошедшие к международному сеттльменту Шанхая, были встречены артиллерийским огнём. В начале 1860-х против тайпинов и няньцзюней сражались в общей сложности восемь провинциальных армий (в том числе «Сянская армия» Цзэн Го-фаня и «Хуайская армия» Ли Хун-чжана), правительственные армии – маньчжурская «восьмизнамённа», китайская «зелёнознамённая» и монгольская конница, а также китайские отряды, сформированные англичанами, французами и американцами. Все они были вооружены современными винтовками, гаубицами и мортирами, а их офицеры отчасти переняли боевой опыт европейцев.

СПОРЫ КИТАЙСКИХ ПРАВЕДНИКОВ

В Опиумных войнах и в ходе совместного подавления восстания тайпинов представители китайской элиты впервые лицом к лицу столкнулись с европейцами и американцами, о которых подавляющее большинство их знали только понаслышке. Превосходство «заморских варваров» над китайскими войсками на поле боя произвело на них огромное впечатление. Конфуцианцы-шэньши – тот образованный слой, из которого через систему экзаменов рекрутировалось чиновничество, пытались осмыслить новую ситуацию. Возникло «движение за усвоение заморских дел» «ян у юнь дун», в другом варианте «и у юнь дун» – «движение за усвоение варварских дел».
До этого китайцам, на протяжении трёх тысячелетий занимавших положение несравненно выше варваров (то есть всех окружавших Китай народов), никогда не приходило в голову, что у варваров можно чему-то учиться. Не то чтобы они в самом деле ничего не перенимали у других народов; но это случалось так редко (штаны, заимствованные у северных кочевников, да ещё буддизм, занесённый из Индии полтора тысячелетия назад), что в общественном сознании не воспринималось как заимствование (точно также в России у многих «православных» не умещается в голове мысль, что их «православие» выросло из иудаизма). Между тем «заморские черти», пребывающие абсолютно вне конфуцианской морали, были самыми несомненными варварами.
Развернувшаяся тогда среди китайских конфуцианцев дискуссия очень напоминает споры московских праведников времён царствования Алексея Михайловича, в центре которых находилась идея о принципиальной возможности перенимать что бы то ни было у не вполне православной Византии и тем более у западных «латинцев» м «луторов».
В этой психологически непростой ситуации некоторые китайские мыслители выдвинули теорию о знании главном и второстепенном. Главным знанием оказалось, естественно, конфуцианство, определяющее всю систему отношений между людьми. А всякие там точные науки, тем более техника, были объявлены знанием второстепенным, которому не зазорно поучиться даже у варваров.
(Интересно, что исламскому пророку Мухаммеду принадлежит высказывание, имеющее примерно тот же смысл, но с обратной географической направленностью: «Ищите знания даже в Китае»).
Главную роль в узаконении «движения за усвоение заморских дел» сыграли учёные конфуцианцы Вэй Юань и Фэн Гуй-фэнь.
Вэй Юань родился в 1794 году в провинции Хунань, там же учился, потом продолжил образование в столице. Во время Первой опиумной войны он служил личным секретарём Юй Цяня – тогдашнего наместника Лянцзяна, покончившего с собой после захвата англичанами в 1840 году Чжоушаньских островов, расположенных неподалёку от Шанхая,  Несмотря на поражение Китая в «опиумных войнах», Вэй был убеждён, что все необходимые человеку знания содержатся в классических конфуцианских текстах, а непобедимая сила китайских Сынов Неба «опирается на внутреннюю чистоту и обретается в храме предков. Тем не менее в своей  огромной работе «Географическое описание заморских государств» («Хай го ту чжи»), законченной к 1844 году, он выдвинул тезисы «использовать варваров против варваров», «изучать технические средства варваров, чтобы использовать их против варваров», Предложения Вэй Юаня включали строительство арсеналов для производства современного оружия, верфей для сооружения паровых судов, реорганизацию армии, учреждение организаций, предназначенных для сбора сведений о западном мире (включая переводы иностранной литературы), реформу системы подготовки офицеров армии и флота. С точки зрения автора, реализация этих предложений, не затрагивая основ общественного и государственного устройства Китая,  приведёт к тому, что «варвары четырёх сторон света придут поклониться Сыну Неба».
Сходных взглядов на «усвоение заморских дел» придерживался Фэн Гуй-фэнь (1809-1875), младший коллега Вэй Юаня. Во время борьбы с тайпинами Фэн командовал военным отрядом, а в 1860 году прибыл в самый вестернизированный китайский город – Шанхай, где смог познакомиться с западными достижениями. Как и Вэй, Фэн предлагал сочетать конфуцианство как основу китайской культуры с освоением западных технических новшеств, прежде всего в военной сфере («восточное учение – основное, западное учение – прикладное»). Призывая к «опоре на собственные силы», Фэн Гуй-фэнь предвосхитил знаменитый впоследствии лозунг Чжан Чжи-дуна.
В Китае шэньши и правительственное чиновничество в течение многих веков являлись сообщающимися сосудами; между ними никогда не было того разрыва, какой возник в XIX веке в России между интеллигенцией и придворными кругами. Естественно, что вопрос «усвоения заимствования заморских знаний» обсуждался и при дворе. Глава налогового приказа Айсиньгёро Су-шунь, являвшийся фаворитом государя Сяньфэна (Айсиньгёро Ичжу), объединил вокруг себя противников нововведений, выступавших за восстановление изоляции страны. Этой группе противостояли сторонники ограниченной вестернизации, которых возглавляли сводные братья Сяньфэна – великие князья Гун (Айсиньгёро И-синь, 1833 г.р.) и Чунь (Айсиньгёро; И-сюа;нь, 1840 г. р.), а также тесть Гуна маньчжур Гуй Лян и член Военного совета маньчжур Вэй Сян. Их взгляды разделял вождь хунаньской клики, наместник Лянцзяня Цзэн Го-фань, фактически командовавший операциями против тайпинов в бассейне Янцзы.
В январе 1861 года на имя императора был направлен меморандум за подписью великого князя Гуна, в котором предлагалось создать специальное учреждение для ведения отношений с другими странами – «Ведомство по управлению иностранными делами» («Цзунли гэ го шиу ямынь», кратко «Цзунли ямынь»). Для Китая, никогда не воспринимавшего другие народы иначе как вассалов, это предложение означало целую революцию.
Масса китайских провинциальных шэньши была настроена резко против любых шагов в направлении вестернизации. Их карьера базировалась на многолетнем изучении древней литературы и конфуцианского канона, а о реальной силе западных держав они не имели никакого представления. Для выражения своих взглядов, именуемых «цинъи» – «чистое мнение» – они использовали систему «яньлу» («дорога суждений»), которая разрешала чиновникам высших рангов (с первого по четвёртый включительно) направлять свои меморандумы непосредственно на имя государя. Выступая против строительства железных дорог, телеграфа и современных школ, сторонник «чистого мнения» требовали прекращения дипломатических сношений с «заморскими варварами» и максимально допустимого возврата к положению, существовавшему до «опиумных войн». Сторонники движения утверждали, что западная наука основана на заимствовании китайских открытий. Они выступали против «варварских ремёсел», против преподавания точных наук, против приглашения в Китай преподавателей из Европы и против посылки китайских студентов на учёбу в «варварские страны».

ЦЫ СИ

К началу 1860-х годов дела правления в Китае всё более сосредотачивались в руках  амбициозной и беззастенчивой маньчжурки Ниласы, сделавшей блестящую карьеру в гареме государя Сяньфэна. Под именем Цы Си она оставила глубокий след в китайской истории.
Ниласы родилась предположительно 29 ноября 1835 года в семье маньчжурского сановника Куенсана (в китайском чтении Хуэй Чжэн), принадлежавшего к клану Ехэнара. Согласно популярной легенде, при рождении она получила прозвище то ли Сяоды Ланьхуа («Маленькая орхидея»), либо Юй Ланьхуа («Нефритовая орхидея», то есть магнолия). Отец Ниласы, служивший в одном из министерств, был обвинён во взяточничестве и умер в ссылке. 14 июня 1852 года, пройдя конкурс наложниц при дворе Сяньфэна, Ниласы стала государевой наложницей пятого (самого низшего среди наложниц) ранга – «гуйжэнь». При дворе её звали клановым именем Ехэнара.
В 1854 года Ехэнара выслужила четвертый ранг – «бинь», а в 1856 году третий – «фэй». Она подружилась с государыней  Цы Ань (Сяо Чжэнь), которая была моложе неё на год; по некоторым данным, Ехэнара спасла жизнь Цы Ань, распознав в её бокале яд.
Цы Ань не могла родить сына. Когда Ичжу решил, что ему нужен наследник, он предложил супруге выбрать для этого наложницу, и Цы Ань выбрала Ехэнару, которая теперь стала называться И и перешла во второй ранг «гуйфэй» – «драгоценная наложница». В 1856 году И родила мальчика, наречённого Цзайчунь. Многие историки считают, что на самом деле ребёнок был рождён молодой служанкой Чу Ин, которую по приказу наложницы И убили сразу после родов. Однако статус матери наследника престола усилил влияние И, получившей теперь имя Цы Си – «Милосердная и Осчастливившая» (Сяньфэна). Постепенно государь передавал ей всё больше и больше полномочий, благодаря чему она уже при жизни Сяньфэна фактически правила Китаем.
***
3 марта (19 февраля по ст. ст.) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права.
17 марта 1861 года новый итальянский парламент положил конец раздробленности Италии, провозгласив объединение её в единое королевство во главе с Виктором Эммануилом II.
12 апреля 1861 года в США бомбардировка южанами форта Самтер в Южной Каролине положило начало Гражданской войне.
***
В августе 1861 года тяжелобольной Сяньфэн собрал восьмерых высших сановников – князя Айсиньгёро Су-шуня, князей первого ранга Цзай Юаня и Дуань Хуа и пятерых придворных. В их присутствии государь назначил наследником престола пятилетнего Цзайчуня – своего сына от Цы Си. Понимая, что после смерти Сяньфэна вся власть может оказаться в руках Цы Си, сановники добились от умирающего государя   двух указов: один назнал их членами Регентского Совета после его смерти, и другой запрещал Цы Си контролировать действия сына как наследника трона. Су-шунь пытался вообще избавиться от Цы Си и уговаривал государя принудить её к самоубийству, чтобы она «на том свете прислуживала его духу». Но чтобы указы имели законную силу, на них должна была стоять великая императорская печать, которая оказалась в руках Цы Си. Владея печатью, она могла вступить в торг со своими противниками. Князь Гун, опасаясь потерять власть при дворе в случае победы членов Регентского Совета, был на стороне Цы Си и помогал ей.
30-летний хуанди Сяньфэн умер 22 августа 1861 года в горном убежище  в Чэндэ, где укрывался от летнего зноя. Первый обнародованный после его смерти указ объявлял Цзайчуня наследником трона под девизом «Тунчжи» («Совместное правление»). Второй указ даровал звания «вдовствующей государыни»  Цы Си и Цы Ань. 
В ноябре 1861 года Цы Си и великий князь Гун совместно осуществили дворцовый переворот. Су-шуня казнили в Пекине на Западном рынке, куда его доставили в открытой повозке. Цзай-юаню и Дуаньхуа была «дарована» казнь через самоубийство, придворных из регентского совета лишили власти. Новыми со-регентами стали Цы Ань и Цы Си, а великий князь Гун был назначен Князем-регентом.
В результате ноябрьского переворота сторонники нововведений получили прочные позиции при дворе. Их политический курс, проводившийся в последующие три с лишним десятилетия,  известен как «цзы цян» – «самоусиление». В одном из меморандумов великого князя Гуна говорилось: «При всестороннем исследовании политики самоусиления становится очевидным, что главным в ней является подготовка войск, а подготовку войск необходимо начинать с производства оружия». Другой лидер «самоусиления», Ли Хун-чжан, смотрел шире: «Сегодня главным способом обороны от врагов и основой самоусиления является производство машин». Уже в 1861 году Цзэн Го-фань создал в Аньцине первый современный арсенал. Затем арсеналы, а впоследствии и механические заводы и верфи появились в Сучжоу, Шанхае, Нанкине, Тяньцзине, Сиане, Гуанчжоу, Чэнду и других крупных городах. При этом центральными правительственными ведомствами эти предприятия контролировались лишь номинально; в действительности они находились в руках региональных военачальников.
Цы Си, стремясь уравновесить влияние сторон, разжигала борьбу между реформаторами и консерваторами, укрепляя тем самым собственную власть. До середины 1860-х годов Цы Си умело использовала «чистое мнение» для ослабления лидеров «самоусиления», среди которых был самый опасный для неё претендент на руководящую роль – великий князь Гун.

РАЗГРОМ ТАЙПИНОВ И НЯНЬЦЗЮНЕЙ

В 1861-1863 годах няньцзюни потерпели ряд крупных поражений, их наиболее известные вожаки, в т. ч. Чжан Ло-син, погибли. Уцелевшие отряды объединились под командованием Чжан Цзун-юя (племянник Чжан Ло-сина) и действовали на территории провинции Хэнань.
Между тем в «Небесном государстве Великого спокойствия» («Тайпин Тяньго») первоначальный энтузиазм выдыхался. Всё большие масштабы приобретали дезорганизация войск, падение дисциплины, деморализация военачальников и чиновников, бездумная раздача титулов и рангов. Хун Сю-цюань разочаровался в своих сподвижниках и отошёл от политики, проводя время с многочисленными наложницами. В столкновениях со сторонниками Цинов тайпины всё чаще терпели поражения. Армия Цзэн Го-фаня и англо-французские войска занимали область за областью. В июле 1862 года на сторону врага на юге провинции Аньхуй перешёл полководец Тун Жун-хай вместе со своей 60-тысячной армией. Начиная с 1863 года в цинский лагерь стали перебегать многие тайпинские князья и военачальники. Тайпины утратили способность к наступлению и повсеместно перешли к обороне. Цинские силы под руководством Ли Хун-чжана и укомплектованная китайцами «Всегда побеждающая армия» британского генерала Чарльза Джорджа Гордона в июле 1863 года осадили Сучжоу. После четырёхмесячной осады город пал в результате измены группы тайпинских военачальников. После падения Сучжоу тайпинские командиры стали сдавать город за городом. В апреле 1864 года цинские войска взяли Ханчжоу, в мае 1864 года – Чанчжоу. Сорокатысячная тайпинская армия во главе с Хун Жэнь-ганем отступала под натиском врага. Считая, что полная победа близка, цинское правительство распустило армию Гордона и сосредоточило все усилия на столице Тайпин Тяньго. Осада Нанкина началась 31 мая 1864 года.
Неудачи и болезнь ввергли Хун Сю-цюаня а в депрессию, впоследствии перешедшую в слабоумие. В начале июня 1864 года, незадолго до падения своей столицы, Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством, приняв яд. После его смерти власть осуществлялась от имени его сына Хун Тян-гуйфу, однако реально он не правил, Вскоре Хун Тян-гуйфу был схвачен цинским правительством и казнён вместе с другими вождями восстания.
Осенью 1864, после разгрома главных сил тайпинов, няньцзюни объединились с уцелевшими остатками тайпинских войск в единую армию, оперировавшую в Хэнани, Хубэе и Шэньси. Объединённую армию возглавили Чжан Цзун-юй и тайпинский военачальник Лай Вэнь-гуан.
После падения Нанкина к северу и к югу от Янцзы сражались две крупные группировки тайпинских войск. Стотысячная южная группировка, не имевшая единого руководства, в августе-октябре 1864 года была разбита, но две её колонны всё же вышли из-под удара и отступили далее на юг. Одна из них – 50-тысячное войско Ли Ши-сяня – пробилась в провинцию Фуцзянь. Захватив Чжанчжоу и ряд других городов на юге этой провинции, она создала здесь свою базу, просуществовавшую полгода. В мае 1865 года превосходящим цинским силам удалось разгромить войско Ли Ши-сяня.
Другая часть южной группировки – 30-тысячное войско Ван Хай-яна – отошла ещё дальше на юг и несколько месяцев действовала на границе провинций Фуцзянь и Гуандун, пока не была уничтожена в феврале 1866 года.
С падением Тайпин Тяньго произошло окончательное слияние тайпинов с няньцзюнями.

Восточная колонна повстанцев под командованием Лай Вэнь-гуана успешно сражалась в провинциях Хэнань, Хубэй, Шаньдун и Цзянсу, но в итоге в январе 1868 года была разгромлена около Янчжоу, сам Лай Вэнь-гуан попал в плен и был казнён.
Западная колонна численностью около 60 тысяч бойцов во главе с Чжан Цзунъ-юем в 1866-1867 годах успешно действовала в Хэнани, Шэньси и Шаньси. Чтобы спасти попавшую в критическое положение армию Лай Вэнь-гуана, Западная колонна в январе 1868 года начала стремительное наступление в пристоличной провинции Чжили, пробиваясь к Пекину. Столица была переведена на осадное положение. В марте повстанцев удалось остановить у Баодина, но в апреле они устремились к Тяньцзиню и вышли на его ближайшие подступы. Отброшенные превосходящими силами противника на юг, они оказались в западне между Великим каналом, Хуанхэ, линиями вражеских укреплений и скоплениями цинских войск. 16 августа 1868 года последние отряды Чжан Цзунъ-юя, измотанные непрерывными боями, погибли в районе Чипина (северо-запад провинции Шаньдун), а их командующий покончил с собой.
Многолетняя повстанческая война привела к огромному количеству жертв – по разным оценкам, от 20 до 30 миллионов человек.