Страничка из дневника 69 Кто как спасается

Елена Пацкина
Со знаменитым французским писателем Э. Э. Шмиттом стряслась беда – внезапно он потерял самого близкого и любимого человека – маму. Их связь была неразрывна и необыкновенна.
«Мы пятьдесят шесть лет шли по жизни рука об руку и ощущали себя сильными и спокойными. Мы находились в центре вселенной, которая организовывалась, обустраивалась на наших глазах… Я был уверен, что после жизни мы вместе приручим смерть. Разве не так должно было случиться?»

Писатель переживал то состояние, которое психологи назвали бы «клиникой острого горя», заболел душевно и физически.
Книга «Дневник утраченной любви» – пронзительной искренности и красоты рассказ о любви и боли потери, о неизбывной печали и ее преодолении, о возвращении к полноценной жизни.  Автор нашел спасение – в творчестве.
«Книга овладевает мной. Я потрясен: ничто не мешает творить; ни печаль, ни воспаление. Писание спасает. Интересно, как спасаются «непишущие»?
Э. Э. Шмитт «Дневник утраченной любви».

Хочется ответить любимому писателю: некоторые «непишущие» спасаются чтением.
Пишущий спасается сам и спасает других, его читающих. Если это хорошая книга, она захватывает сотни и сотни читателей, и они на время забывают о своих бедах. Если это по-настоящему великая книга, то ее будут читать веками, находить в ней радость, совет и утешение многие поколения разных народов.

Недаром соотечественник Шмитта  философ Шарль Монтескьё заметил:
«Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял».

Еще раньше другой соотечественник, автор великой книги «Опыты», которую читают и перечитывают уже почти пять веков подряд, Мишель Монтень писал:
«Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.
…книги всегда рядом со мной, чтобы доставить мне удовольствие, когда наступит мой час, и ясно сознавая, насколько они помогают мне жить. Они – наилучшее снаряжение, каким только я мог бы обзавестись для моего земного похода, и я крайне жалею людей, наделенных способностью мыслить и не запасшихся им».

От себя могу признать, что подписываюсь под каждым словом Монтеня, – проверено на собственном опыте.