82 овждб на Брянском фронте

Владимир Петропавловский
82-Й ОТДЕЛЬНЫЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ БАТАЛЬОН

Воспоминания ветеранов батальона.

Частично отредактировано.

1. Краткая историческая справка.

     Славная история нашей родной части началась в далёком 1932 г., когда 6 июля в городе Акмолинске Казахстан, СрАзВО был сформирован 22-й отдельный строительно-путевой ж.д. полк 5-й ж.д. бригады Особого Корпуса железнодорожных войск. Полк выполнял большой объем работ по строительству и реконструкции железных дорог Казахстана и Южного Урала. Так в первом полугодии 1932 г. сводный батальон полка начал строительство новой станции Караганда Сортировочная. В 1933 г. полк работал по реконструкции и капитальному ремонту ж.д. линий Еманжелинская – Троицк – Карталы – Магнитогорск Пермской ж.д. и Кокчетав – Курорт Боровое Омской ж.д., ж.д. узла Челябинск.
     С 1934 г. полк проводил работы по развитию и реконструкции ж.д. Восточной Сибири и Дальнего Востока, на Забайкальской и Амурской железных дорогах. В январе 1937 г. на станции Вассиановка ОКДВА полк был переформирован в 82-й отдельный строительно-путевой ж.д. батальон.
     В апреле 1941 г. в составе 5-й ж.д.бригады батальон был передислоцирован на станцию Берёзовица-Остров Западная Украина, где принимал участие в строительстве Тернопольского ж.д. кольца и других объектов.
     С началом Великой Отечественной войны батальон перешёл в подчинение 13-й ж.д. бригады, проводил заградительные и восстановительные работы на участках Тернополь – Злочев, Тернополь – Подволочинск, Тернополь – Сбараж, Киев – Нежин, Гребёнка – Ромодан, Ромодан – Полтава, узел Полтава Киевская, Полтава Южная, участок Полтава – Харьков, Харьковский ж.д. узел.
     Исключительное мужество, отвагу и героизм проявили разведчики части во главе со старшим лейтенантом Тарасовым при заграждении Харьковского ж.д. узла. Бессмертный подвиг совершил в этой операции красноармеец батальона Магомет Караев, подорвав ценой своей жизни путепровод, по которому двигались немецкие танки и мотопехота, посмертно был награждён орденом «Красная Звезда», его именем в наше время названа ж.д. станция линии Кзыл-Ту – Иртышское Западно-Сибирской ж.д.
     В декабре 1941 г. батальон перешёл в подчинение 17-й ж.д. бригады и в январе – феврале 1942 г. принимал участие в битве под Москвой. Личный состав батальона вел восстановительные работы на участках Волово – Узловая, станции Скуратово, Горбачёво – Мценск, Горбачёво – Тула, Горбачево – Белов, Горбачёво – Волово. Здесь батальон ликвидирует последствия налётов вражеской авиации, под огнём самолётов растаскивая горящие составы с боеприпасами и горючим, спасая эшелоны с ранеными, военную технику и народно-хозяйственные грузы.
     В марте 1943 г. батальон был переформирован в 82-й отдельный восстановительный ж.д. батальон 17-й ж.д. бригады.

2. На Брянском фронте.


     Командование батальона в тот момент состояло: из командира батальона майора Жижилашвили Шалвы Николаевича (командовал с марта 1943 г по декабрь 1944 г. Прим.ИМЗ); заместителя командира батальона по политической части майора Аверьянова Якова Евдокимовича; заместителя командира батальона по материальному обеспечению майора Шамрай Д.Т.; заместителя командира батальона по технической части майора Мирзоханова Н.А.; начальника штаба батальона майора Кох К.М. Это был дружный, грамотный в своём деле коллектив, уважаемый всем личным составом батальона.
     Батальону были поручено техническое прикрытие ж.д. участков: Волово – Горбачёво – Скуратово – Чернь – Бастыево. Начиная с марта 1942 г. по июль 1943 г. мы восстанавливали данные участки после налётов вражеской авиации. В июле на Орловско-Курском направлении началось сражение небывалого масштаба.
     12 июля перешли в наступление и войска Брянского фронта, в которые входил и наш 82-й овждб. Перед батальоном была поставлена задача – восстанавливать в кратчайшие сроки разрушенные ж.д. при отступлении немцев, чтобы обеспечивать снабжение фронта всем необходимым для поддержания наших войск в боевой готовности.
     Отступая под ударами наших войск, гитлеровцы варварски разрушали стальные магистрали путеразрушителями, взрывали мосты и другие сооружения, сжигали технические здания.
     Первым препятствием перед батальоном встал мост через реку Зушу, он был полностью разрушен. Однако усилиями мостовой роты капитана Лапа и замполита роты ст. л-та Малышенко он был восстановлен за двое суток. Вначале реку Зушу перешли минёры командира взвода Жадовина И.И. и группа техразведки капитана Соболевского Т.Е.
     За рекой Зуша начиналась станция Мценск, все станционные пути её были подорваны, здания заминированы, часть сожжена. На восстановление разрушений была поставлена рота капитана Бугакова. С первых дней восстановительных работ особое старание проявили сержанты Городинцев Д.М. и Яшин А.П. личным примером увлекая Синявина Н.П., Рогачёва С.К., Фирсова.
      На участке Бастыево – Мценск работала рота ст. л-нта Кривова Н.Г., эта ж.д. линия была сильно повреждена артобстрелами и бомбами. Разрушено и повреждено 152 рельсов, очень часто встречались мины всевозможных видов и в большом количестве. Здесь отлично проявили себя рядовые Курнаков А.Н. и Костенко П.Е.
     Закончив работы на этом участке рота перешла на восстановление ж.д. участка Мценск – Стальной Конь. Здесь роте пришлось перешивать путь с западной колеи на нашу, всего было перешито 20 км пути. Здесь лучшими были Аристов К.Н. и Москин Ф.Ф.
     Огромную работу осуществляли при продвижении вперёд минёры взвода Жадовина И.И.. Это был волевой командир взвода, бесстрашный и хладнокровный, что крайне необходимо при разминировании. Свои качества он привил подчиненным сержанту Бизюкову И.Е. и Дудину, которые в свою очередь обучали теоретически и практически умело извлекать мины, поставленные противником с всевозможными сюрпризами в больших масштабах. Коротков, Куркотов и Липин извлекли более тысячи мин только от Мценска до Орла.
     Техническая разведка под командованием капитана Соболевского Т.Е. и замполита Воронецкого М., двигаясь в рядах пехотных частей, обеспечивала батальон сведеньями о разрушениях, проведённых противником, представляла документацию и намётки плана восстановительных работ. Лейтенанты Кропкин В.В. и Ралдугин П. – грамотные железнодорожники, составляли схемы путей станций где батальону предстояли работы, указывали места, где взять тот или иной материал для восстановления разрушенного участка.
     Мехвзвод под командованием капитана Александрова и ст. л-та Ганченко был загружен работами по восстановлению и изготовлению нового путевого инструмента и обеспечивал подвоз материалов и продовольствия группам разбросанных по участкам. Лучшим шофёром этого взвода был сержант Кись Н.П., его ЗИС-5, латанный и перелатанный, трудился сутками.
      Отделение связи возглавляемое сержантом Щербак И.Н. обеспечивало связью штаба с ротами и группами, а также с войсками и штабом 17-й ж.д. бригады. Здесь девушки связистки Сараева Н.М., Жижилашвили А.Г., Волова В.Н., Тарасова Л.Ф., Водопьянова К., Калашникова О., Яковлева Г.В. отлично выполняли свои обязанности.
     Медицинская служба батальона, при майоре медицинской службы Гусеве, имея в ротах санинструкторов, сумела обеспечить хорошее состояние обслуживания личного состава. Заболевания были очень редки, мелкие травмы и лёгкие ранения излечивались в медпункте батальона, отправка в госпитали были единичны.
     Каждое подразделение батальона выполняло свои задачи, так зам. командира по материальному обеспечению майор Шамрай Д.Т. и ст. л-нт Олейников снабжали питанием горячей пищей всех солдат, разбросанных на восстанавливаемых перегонах.
     С началом наступления, штаб батальона со станции Скуратово переместился на ст. Стальной Конь. 5 августа 1943 г. войска Брянского фронта освободили от немецких оккупантов город Орёл – важный ж.д. узел. В этот знаменательный день группа техразведки и взвод минёров вступила на станцию Орёл. На западной окраине Орла ещё вела огонь по отступающим немцам наша артиллерия, а минёры уже приступили к разминированию путей, зданий и прилегающей полосе отвода. Рядовые Савин, Липин, Ерофеев в зданиях начали обнаруживать и обезвреживать мины-сюрпризы, на ж.д. переездах снимали противотанковые мины, сержант Бизюков И.Е. обнаружил фугас, сделанный из авиабомбы, который обезвредил.
      Всего на ж.д. участке от разъезда Бастыево до станции Орёл протяжением 61 км, личным составом батальона было обезврежено 2564 мины, из них 899 противотанковых, 1010 противопехотных, 655 «лягушек» и сюрпризов («лягушки» – выпрыгивающие на 1.5 м осколочные мины имели 360 стальных шариков Прим. ИМЗ).
     Техническая разведка с сержантами Курганским, Сиротининым М.В., Горским А.И., Бородулиным Е.Я., Ланиным П.Г., Гринько Г. в кратчайшие сроки представляли в штаб данные о разрушениях на станции Орёл, чем оказали большую помощь при составлении плана восстановления ж.д. узла. Одновременно им приходилось заниматься обезвреживанием мин, в процессе техразведки, хотя этим опасным делом приходилось заниматься всем солдатам рот.
     При отступлении немцы очень тщательно проводили заградительные работы в Орле, взрывали, уничтожали, жгли, минировали, по их расчётам первый поезд на станцию должен прибыть не ранее чем через пять месяцев. Реально первый состав с боеприпасами на станцию Орёл прибыл через пять суток – 10 августа 1943 г. В этом огромная заслуга личного состава 82-го батальона, который работал практически без отдыха по 20 часов. Запомнились фамилии солдат Кудинова В.М., Кунда А.Б., Старолатка И.Г., Дорошина И.Г., которые без сил засыпали на путях с инструментом в руках.
     11 августа 1943 г. группа техразведки отправилась в сторону Брянска. 15 августа группа прибыла на станцию Карачев, она была разрушена до основания, как и сам город. Немцы использовали для разрушения авиабомбы, которые пустили также на минирование станции. Бизюков И.Е. здесь обнаружил мину замедленного действия с часовым механизмом (враг чаще использовал часовой механизм с 21 суточным замедлением Прим. ИМЗ). Мина была присоединена к авиационной бомбе в тщательно замаскированном колодце. Риск при обезвреживании подобных мин был огромный, висишь вниз головой с фонариком в колодце и не знаешь – имеет ли мина элементы неизвлекаемости, и на какой срок срабатывания поставлен часовой механизм.
     Дальше была станция Мылинка, мины замедленного действия встречались и на ней. Арттехник Афанасьев, ещё раньше под Тулой на станции Горбачёво встречался с авиабомбами замедленного действия, которые немцы сбрасывали с самолётов. Такая коварная бомба ждет своего часа, как только начинают наши солдаты восстанавливать разрушенный путь, в установленное время взрывается – гибнут люди. Задача минеров обнаруживать отверстия в грунте от неразорвавшихся авиабомб и обезвреживать их. Афанасьев лично добирался до этих авиабомб, обезвреживал и вывинчивал взрыватели. Он был не только вдумчивым оружейным техником но и хорошим рационализатором, делал много усовершенствований в путевых инструментах.
     На станции Мылинка штаб батальона задержался на несколько дней. Продвижение войск замедлилось, противник упорно цеплялся за г. Брянск, шли упорные бои. Все подразделения батальона были задействованы на восстановительных работах участка Орёл – Мылинка. 26 августа 1943 г. первый поезд прибыл на станцию Нарышкино. Батальону поставили задачу уложить два тупика для разгрузки прибывающих эшелонов. Снимали рельсы с разрушенных путей, из них делали рубки (укороченные рельсы) и укладывали в тупики. Работу закончили 12 сентября, в это время оборона немцев под Брянском была сломлена и войска пошли в наступление.
     С 13 сентября группы техразведки вступили в Брянские леса, здесь мы впервые увидели работу немецкого путеразрушителя типа «Крюк». Наш батальон при отступлении в районе станции Новая Бавария применял путеразрушитель «Червяк», который отрывал рельсы от шпал, а взрывники подрывали рельсы тротиловыми шашками, шпалы оставались почти целыми. А «Крюк» (немцы называли его «Скорпион» Прим. ИМЗ) ломал шпалы на две, а в зимнее время и на четыре части, а рельсы также подрывались шашками. Под Брянском фашисты прошлись «Крюком» километра 2-3 и бросили его в лесу на разрушенных путях, видимо партизаны их спугнули. Пришлось нанести лесу урон – изготавливать шпалы из высоких сосен.
     Трудности восстановления были ещё в том, что боковых дорог подвоза материалов в лесу не было, солдаты добыли где-то путевые тележки, на которых организовали доставку рельсов и шпал. Правда полноценными рельсами их было назвать нельзя. Из подорванных 12.5 м рельсов, отрезая ломаные концы, делали 3-4 м рубки, сверлили на концах отверстия для накладок, и такими коротышками укладывали путь.
     А рубками их называли потому, что рельс не отрезался полотном по металлу, а рубился путевым зубилом и кувалдой за пять – шесть ударов. Отверстия под болты сверлили ручной трещоткой. Работа была очень трудоёмкая. Передовиками такого дела были сержанты Никитенко А.Т. и Петровский, рядовые Алфёров Н.А., Диндик А.Г. и Куркутов И.Ф. Работа двигалась, но командование требовало увеличивать темпы работ. Немцы откатывались к Брянску.
     17 сентября отряд техразведки вышел на станцию Брянск-2. На станции минёрам работы было более чем достаточно, хотя враг так поспешно удирал за реку Двину, что оставил под рельсами много толовых шашек не взорванными. Хотя разрушений было более чем достаточно. Минёры Старолатка, Липин и Ерофеев только в пределах станции обезвредили около 1000 различных мин. Командир минёров лейтенант Жадобин обезвреживал противотанковые мины уложенные под шпалами и на ж.д. переездах, которые часто имели боковые и донные взрыватели, при попытке сдвинуть – она взрывалась. Работа минёра очень опасная, ошибок не прощает, солдаты старались выполнить свои обязанности по всем правилам, хотя во взводе было два случая подрыва бойцов при разминировании.
     На станции Брянск в помощь 82-му восстановительному батальону прибыл 33-й батальон механизации ж.д. работ. А 26 сентября мы получили задачу восстановить рокадную ж.д. линию Брянск – Навля. Здесь наиболее трудоёмкой работой было восстановление девяти мостов. Мосты были над суходолами, но разрушены были капитально, включая береговые устои.
     Включилась в работу мостовая рота капитана Лапа С.З., специалисты мостовики лейтенанты Галушко, Гладких, Козлов грамотно организовав работу успешно справились с поставленной задачей. Высокой производительности труда достигли ефрейторы Акулов Н.Ф., Разенко, Кравец Ю.Г., рядовые Ермаков С.В., Киреев А.И., Радионов Г.Ф., Кодин В.В., Фомичёв И.В. У нас впервые появились дизельные молоты для забивки свай опор мостов, что резко повысило производительность труда и уменьшило сроки работ, работали они почти круглосуточно. А вот отдыхать приходилось урывками – фронт требовал срочного выполнения задач.
     Замполит батальона майор Аверьянов Я.Е. вместе с комсоргом ст. л-том Неплох М.Е. мобилизовали личный состав на выполнение поставленной задачи. Отлично работало материальное снабжение батальона возглавляемое майором Шамрай Д.Т.
      Кроме 9-ти мостов, общей длиной 1572 м, на этом участке были восстановлены 16 км путей.
      За отличную работу от Орла до Брянска и Навли батальон получил благодарность от Командования Брянского фронта, командиру батальона майору Жижилашвили Ш.Н. было присвоено воинское звание подполковник.
     Правительственные награды получили: Соболевкий, Жадобин, Еропкин, Букшованный, Чокошвили, Бугаков, Кривов, Городенцев, Олейников, Павлов, Мартынюк, Потапов, Лапа, Гладких, Козлов, Кравец, Петрущенко, Фомичев, Кодин, Сиротинин, Воронецкий и ряд других товарищей.
     13 октября батальон получил задачу на восстановление пути от станции Унеча до станции Гомель, что составляло 150 км. Штаб батальона разместился в д. Старая Гута, большой объём работ был на станциях: Песчаники и Робчик, а также на перегоне от ст. Новозыбков до ст. Злынка. 26 октября все работы были выполнены с оценкой «отлично», 63 человека получили правительственные награды.
     5 ноября 1943 г. за особые заслуги в обеспечении перевозок фронта и народного хозяйства, проявленное личное мужество, присвоено звание Героя Социалистического Труда командиру 82-го овждб подполковнику Жижилашвили Ш.Н. и командиру отделения минёров сержанту Бизюкову И.Е. В это же время получили правительственные награды Цапенко, Павлов, Стельмашенко, Тарасов, Щербак.
     Командир батальона подполковник Жижилашвили Ш.Н. умел увлечь личный состав на трудовые подвиги, был требовательный, но всегда справедлив.
     Зампотех части майор Мирзоханов имел высшее техническое образование по мостостроению, в мирное время участвовал в строительстве моста через канал в районе Химки под Москвой, уверенно осуществлял руководство во время работ по восстановлению ж.д.
     Замполит Аверьянов был душой личного состава, весёлый и находчивый, умел снять напряжение в трудные минуты. Заботился об отдыхе бойцов, организовал самодеятельность, которая выступала и в других частях и госпиталях, она имела огромную популярность. Непосредственным руководителем её был сержант Кунда А.Б., сольные номера, особенно цыганские песни блестяще исполняла связистка Тарасова Л.Ф.
     Помощником командира по снабжению был Шамрай Д.Т., человек пожилой, немного угрюмый, но исключительно работоспособный, своими службами командовал безупречно. Когда батальон долго стоял на ст. Скуратово, он завел огород и снабжал солдатскую кухню свежей зеленью.
      Политработник капитан Чесаков П.Н. регулярно проводил беседы в ротах и отдельных группах, организовывал выпуск боевых листков.
     Нужно отметить развитие снайперского движения в рядах личного состава Красной Армии и железнодорожных войсках. При отступлении батальона от ст. Тернополь в сторону Киева мы обнаружили разбомбленный эшелон со стрелковым оружием и боеприпасами. Большое количество оружия нами было передано пехотным частям, прибывающих в Харьков вообще без винтовок. Но шесть снайперских винтовок и десятки отличных биноклей оставили, и на ст. Скуратово они очень пригодились.
     Начальник штаба батальона капитан Кох К.М. был ярым сторонником стрелкового спорта, проходя службу на Дальнем Востоке увлекался охотой и стрельбой из винтовки, неоднократно занимал призовые места на соревнованиях. Создал снайперскую группу рядовых и сержантов, руководил ей помначштаба капитан Тарасов. Прошли теорию и способы маскировки в полевых условиях, приступили к практическим стрельбам.
      Во второй половине лета 1943 г. группами по 12 человек, отправлялись в пехотные части на передовую, тщательно изучали местность, выбирали себе на нейтральной полосе места лёжки, ночью выдвигались в эти точки, маскировались и начинали охоту. Смерть от пули настигала каждого немца,  хотя бы на несколько секунд показавшегося из окопов. Лучшим снайпером батальона стал ефрейтор Чураевский А., всего за войну он уничтожил 236 немцев, из рук командующего Армией получил знак «Снайпер», был награжден орденом «Красное Знамя» и медалями.
     Отличными снайперами были Маслов М.В. (165 убитых),  Пашков В.А. (102), Добросовестный (74), Камоликов (65), Остапенко (48). Среди снайперов были и девушки-связистки Яковлева Г.В., Кузнецова и Федосеева в общей сложности уничтожили 39 немцев.
     За все время в батальоне было подготовлено 112 снайперов, ими уничтожено 2647 солдат и офицеров врага.
     За период боевых действий 82-м овждб были выполнены работы:
- восстановлено в полосе действующих армий 243 км путей;
- реконструировано и уложено новых стрелочных переводов 331 компл;
- снято и обезврежено в полосе отвода ж.д. 73000 мины;
- снайперами уничтожено 2647 солдат врага;
- награждено орденами и медалями 435 человек.
     В ноябре 1943 г. батальон был переброшен на 2-й Прибалтийский фронт и дошёл до г. Рига, где участвовал в восстановлении моста через реку Даугава.

Бывший начальник штаба 82-го восстановительного ж.д. батальона полковник в отставке Кох К.М. г. Кострома.

Архив Историко-Мемориального зала ЖДВ
В. Петропавловский апрель 2023 г.