Религиозный задачник 8

Александр Машковский
   Вопрос: Можно ли научить духовности?Если можно, то каким должен быть учитель духовности?
   Ответ: Есть такое выражение в иудаизме: " Слушай ( слушая, понимай и исполняй ), сын мой, поучение отца твоего, и не оставляй Торы матери твоей. ( Тора - это не просто учение, но и духовный свет ).
   Этот совет, приказ, проверен тысячелетиями. Из него следует, что "сын" должен получить от отца наставление, мораль, выраженную ( по большей части ) в виде ментальной информации, а от матери он Тору должен не получать, а не оставлять её ( хочется сказать: "не предавать" ). То есть, предполагается, что  свет материнской души ( Любовь ) сын уже получил и самое главное для него - этот Свет - Любовь из себя не выбрасывать, не отрезать.
   Что такое Любовь, почему мы не можем её объяснить?
   Любовь выше разума: разум не может объяснить то, что выше, - он может только зафиксировать Любовь как явление, а также, как она воздействует... Большего от разума требовать глупо.
   Получается, если сказать, что первые учителя духовности у ребёнка отец и мать, то по уровню духовности мать стоит выше. 
   Мы живём в материальном мире, где из-за социальной полезности способность производить некую новую вещь в информации, ментальное схватывание стоит на первом месте по важности, однако, всё, что мы делаем служит одной цели - Любви.
   В ментальном плане мужчина стоит несравненно выше женщины, а в плане Любви - наоборот - мужчина, обычно, выглядит, как животное по сравнению с человеком.
   Женщина, осознавая последствия, может для спасения любимого даже свою божественную душу отдать. Мужчине такое не снилось...
   Женщина делает ( рождает ) мужчину, а не наоборот.
   Ещё пример из Талмуда: муж и жена, оба праведники,  развелись из-за бездетности друг с другом. Оба вступили в новый брак с плохими людьми. По прошествии короткого времени новый муж праведницы сам стал праведником, а её старый муж быстро перевоспитался из-за влияния новой жены в нехорошего человека.
   Вы можете сказать: " Мол, мало ли чего бывает, - случается. " Хорошо, расскажу ещё один случай, который ни в какую логику не укладывается, но при этом точно имеет место быть.
   Это очень известная история про рабби Акиву, от которого и произошёл весь современный раввинский иудаизм.
   Итак: рабби Акива работал пастухом у своего будущего тестя и не умел ни читать, ни писать до сорока лет. Происхождения он был абсолютно не знатного: его предки были неевреями, приняли иудаизм, а их ещё более дальние предки вообще воевали с евреями.
   Кроме ужасного происхождения, будущий рабби страстно ненавидел религиозных учёных и, если мог бы, покусал бы их не хуже осла.
   И, вот, представьте себе:  знакомится с ним дочка хозяина, видит в нём необыкновенную душу и выходит за него замуж, предварительно условившись, что он пойдёт изучать Тору.
   Свадьба состоялась вопреки воли родителей невесты и её отец " на радостях " лишает дочь с зятем наследства и какой-либо материальной помощи.
   Они страшно бедствуют, ходят в дерюге, но рабби Акива упорно учится. Потом уезжает на семь лет продолжать учёбу, а когда возвращается на побывку, слышит, как соседки возле плетня обзывают его жену дурой за то, что отправила мужа учиться и осталась одна, а та им отвечает, что, если бы он её сейчас услышал, то она бы ему посоветовала продолжать учёбу столько лет, сколько нужно.
   Рабби Акива, услышав такое, не заходя в дом, вернулся продолжать учёбу и отсутствовал ещё семь лет.
   Когда он закончил учебу и стал рабби, тысячи учеников шли за ним, а он шёл домой к жене.
   Когда они толпой вошли в село, к рабби Акиве стала пробиваться ужасно одетая женщина: ученики возмутились  невиданной наглостью и стали её отпихивать, ругаться, но рабби Акива сказал: " Оставьте её, дайте ей дорогу! Всё, что я знаю, всё, что вы знаете - только её заслуга! "
   А теперь скажите: " Откуда его жена, Рахель, узнала, что рабби Акива будет великим учёным, духовным наставником поколений вплоть до нашего времени и надо идти на любые жертвы, чтоб он выучился? "
   Можно ли сказать, что она за его учёбу, а, значит, и за всех нас душу положила?
   И стоила ли такая учёба, пусть, сверх выдающаяся, чтоб за неё свою душу отдать?
   Такая учёба - стоила. Когда римляне после восстания Бар Кохбы привязали рабби Акиву к кресту и начали с живого сдирать кожу, он, перед тем, как в последний раз помолиться, рассмеялся.
   " Почему ты смеёшься? - недоуменно спросили палачи. - Неужели, не чувствуешь боли? "
   " Всё я чувствую, - ответил рабби Акива. - Просто, всю жизнь я не был уверен, что люблю Всев-шнего ни за что: люблю всем сердцем, всей душой, всем, чем обладаю, а теперь я вижу, что, действительно, люблю. "
   В тот момент, когда рабби Акива в последней молитве провозгласил единство Всев-шнего, его душа отлетела.
   А теперь скажите: " Зря Рахель отдала свою душу, или не зря? "
   Теперь вы понимаете, как должен выглядеть учитель духовности?
   Если понимаете, то давайте сместимся в другую плоскость: у рабби Акивы было несколько гениальных учеников: один из них, рабби Меир ( кстати, тоже по генетике нееврейского происхождения ), который учился не только у всемирно известного праведника, но и у человека, который, обладая недюжинным умом, специально нарушал заповеди из Торы. Специально, демонстративно нарушал... Его звали Элиша Бен Абуе, или Ахер ( Другой ).
  Почему Элиша, обладая столь глубокими знаниями, нарушал? А он был необыкновенно честным в интеллектуальном отношении человеком. Можно даже сказать, что такая честность не совсем только интеллектуальная - это духовная честность тоже.
   Элиша не увидел со стороны Всев-шнего справедливого воздаяния за хорошие и плохие поступки и перестал соблюдать заповеди.
   Вы бы пошли во втором веке нашей эры учиться у такого человека?
   Рабби Меир пошёл и учился. А, когда Элиша умер и из его могилы повалил дым, начал молиться за душу своего учителя - и дым перестал идти.
   Когда дочери Элишы обнищали, то они пришли к главе поколения и попросили о помощи. Он хотел их выгнать как дочерей вероотступника, но они сказали, что просят помощи не за дела отца, а за то, как он учил Тору. И глава поколения им со слезами на глазах помог. Видно, он хорошо понимал, как Элиша учил Тору. Элиша за Тору душу свою отдал. Поэтому-то он и стал учителем рабби Меира.
   Кстати, рабби Меир тоже выделялся необыкновенной интеллектуальной честностью: его рассуждения отличались такой глубиной, разносторонностью, гибкостью и парадоксальностью, что остальные мудрецы просто отказывались вписывать их в чёткие законы.
   Как вы думаете, кроме полезной информации и умения отточено мыслить, Элиша что-то духовное передал своему ученику, или нет?
   В этой истории всё понятно, кроме того, почему Элиша стал вероотступником. Неужели, его интеллектуальная честность была выше, чем у рабби Акивы ( которого он очень уважал ), или у рабби Меира? - Вряд-ли.
   Талмуд, стараясь объяснить вероотступничество выдающегося мудреца, приводит много причин, приведших к этому позорному факту, но для меня важна одна: отец Элишы ждал от сына очень многого: он послал сына учить Тору не ради самой Торы, а из-за собственного тщеславия.
   Дело в том, что Элиша рос в очень знатной семье: когда он родился, на его обрезание пришли три самых выдающихся мудреца поколения: - его отец счёл это знаком свыше и поклялся, что приложит все усилия, чтобы сын стал гением человечества.
   Вот сын и стал гением человечества, но при этом вероотступником.
    Как так получилось? - Сказал царь Соломон, мудрейший из людей: " Проклят человек, надеющийся на человека. "
   - Почему проклят? - ведь, всё получилось: сын стал гением человечества! Сын не подвёл, оправдал надежды...
   - А потому проклят, что надеясь на человека, а не на Б-га, ты этого человека делаешь объектом, независимым от воли Всев-шнего, а своё человеческое желание, волю используешь, как идолопоклонник: ты не молишься, ты магичешь. В результате - страшный сглаз и порча, если можно так сказать.
   За всю свою жизнь ни разу не видел, чтобы кто-то улучшил ситуацию, надеясь на человека. Зная кого-либо лично, можно от него ожидать каких-то конкретных действий в конкретных обстоятельствах, но ожидание определенных действий не означает, что я надеюсь на человека. Человек предполагает, а Б-г располагает.
   Короче говоря, Элиша попал под раздачу: из-за тяжёлого сглаза ему не хватило энергии пойти дальше своего человеческого видения справедливости.
   Мне кажется, что в этой истории рабби Меир тоже по цепочке пострадал. У него была великолепная, гениальная жена, дочь рабби Ханины, которого римляне сожгли живьём на медленном огне. Она в доме своего отца так напиталась мудростью, что могла всех мудрецов поколения за пояс заткнуть, что не раз и демонстрировала. Так вот, рабби Меир стал со своей женой, как с мужчиной, спорить и организовал через своего ученика её соблазнение, в результате чего она повесилась. Он решил через её соблазнение доказать свою правоту.
   Честно сказать, хочется этому рабби Меиру плюнуть в рожу, несмотря на то, что он рабби. На этом примере хорошо видно, до чего доводит гордыня. От гордого человека Всев-шний отступает, и самый великий умник превращается в идиота, который наказывает сам себя.
   Может быть, не надо было учиться у вероотступника? Может быть, тогда и двое детей у него бы не утонули, и жена была бы жива?
   Нельзя стремиться к знаниям ради знаний. Царь Соломон попросил у Б-га мудрости не потому, что захотел всех превзойти по уму, а потому что ему надо было в качестве царя судить народ.
   Учёба Торы ради Торы означает правильное понимание исполнения заповедей, а не понимание ради понимания.
   Если рабби Меир в отношении своей жены Тору нарушил - значит он Тору не только не понимал, но и не знал.
   Есть ученики предатели, а есть не предатели. Кого из них больше? Почему предают? Из-за гордости, из-за тщеславия?...
   Почему так много мужиков-алкоголиков? А потому, что они души, доверившихся им женщин, предали.
    Заодно, и свою душу предали и пропили. Душу, которую им подарил сам Всев-шний, предали, продали и пропили.
   Почему мать - это святое? Потому, что мать до самого конца ждёт своих сыновей.
   Почему Всев-шний до самого твоего последнего вздоха ждёт, когда ты возвратишься?  Потому что Всев-шний и Мать, и Отец, и Учитель.