Сталинградская битва 1

Андрей Грачев 2
17 июля 1942 года началось Сталинградское сражение. В нашей статье мы расскажем про воздушные бои советских пилотов с немецкими асами и про победы наших лётчиков.

Противостояли здесь нашим пилотам три основных противника. Самым опасным была I группа JG53, знаменитые "пиковые тузы". В составе этой группы особо выделялся 3 отряд. После этой битвы выражение "пиковый туз" стало нарицательным.

Самым многочисленным противником была JG3 "Удет", которая работала здесь в полном боевом составе. Только осенью 42 года часть этой эскадры была переброшена в район Ржева. "Удет" была в целом тоже хорошей эскадрой, но по организации боя и по объективности она сильно уступала "пиковым". Её командир, Вольф-Дитрих Вильке, был также и её лучшим асом. Это не всегда хорошо. Действительно, Вильке был больше ас, чем организатор. Весьма символично, что эскадра была детищем Удета, прекрасного аса и нулевого организатора. Напротив, командир JG53 Херберт Камински был посредственным асом, но выдающимся организатором.

Третьим противником была JG52. Она разрывалась между Кавказом и Сталинградом, вдобавок ещё части эскадры были выдернуты в конце августа под Ржев. JG52 в то время в целом ещё уступала как JG53, так и JG3 по результативности. В её составе был, конечно же, Герман Граф, были и другие асы, но общий уровень был всё же ниже.

Все три эскадры исповедовали тактику похожую: внезапные атаки с вертикалей с целью как можно скорее вывести из строя ведущих советских групп. Отличие от тактики 43 года было в том, что немцы в то время часто "дожимали", выведя из строя ведущих, продолжали бои на полное истребление. Ещё одной особенностью было то, что аэродромы находились не в глубоком тылу, а в близости к линии фронта, дабы быстро реагировать на атаки немцев. Немецкие асы взяли в то время за правило навещать аэродромы, сбивая идущих на посадку. Эта тактика имела не только практический успех, она ещё и была психологически весьма выгодна.

Тягаться с асами, которые действовали с позиции явного преимущества, было сложно. И всё же, как мы увидим, лётчики наши не пасовали.

К боям Сталинградской битвы мы относим и бои в небе Ростова. Ведь бои за Ростов были частью этой операции.

Характерно, что начались воздушные бои с большого конфуза для немцев. Их самих удалось подловить на их же приём. И не просто обычных пилотов, а очень успешного аса.

17 июля вечером в район Ростова вылет совершала восьмерка хе-111. Сопровождали их всего два бф-109 из состава 7 отряда JG52. Ведущим был опытный ас фельдфебель Ханс Даммерс, на его счету было 46 побед, а ведомым был унтерофицер Курт Кэзер, побед ещё не имел. Немецкая пара шла на высоте 6 тысяч метров. Очевидно, немцы ожидали, что советские пилоты, увидев хе-111, но не увидев истребителей сопровождения, пойдут на бомбардировщики в атаку, и в это время Даммерс спикирует на них и одержит победу. Тактика для немцев стандартная.

На отражение налёта вылетели две пятёрки - 182-го и 572-го иап. Советские лётчики быстро смекнули, что к чему. Пятёрка 182-го иап поднялась на высоту 6 тысяч и подобралась к немецкой паре. Даммерс совсем не ждал такой атаки: в то время советские истребители не забирались на такие высоты. И его застали врасплох. Коблов Сергей Александрович, ведущий группы, подойдя вплотную к Даммерсу, угостил его хорошей очередью, ещё одну дал его ведомый, Санников Александр Ефимович. Даммерс был сбит и прибегнул к помощи парашюта. Кэзер попытался спастись, но его догнал и сбил Громов Валентин Михайлович. Кэзер погиб. 572-й иап тем временем атаковал хе-111, сбил два из них и отразил налет.

Этот бой потом оброс легендой. В интернете есть статьи, в которых обе победы приписаны Покрышкину, хотя он не претендовал ни на какие победы в тот день. Эти статьи из разряда "Литвяк и Фусс".

20 июля в небе Ростова был сбит ещё один опытный ас - лейтенант Фридрих Брюкманн из 9 отряда. На его счету было 33 победы. Пятёрка 518-го иап в районе Ростова, заметив бой группы бф-109 с "Яками", сходу атаковала. Ведущий группы, Щиров Сергей Сергеевич, выбрал себе в качестве цели ведущего бф-109. Он дал точную очередь, бф-109 загорелся и пошёл вниз. Падения ас не видел, но победу ему засчитали. Действительно, Брюкманн на горящем самолёте дотянул до аэродрома, попробовал спастись с парашютом, но сильно расшибся и умер на следующий день.

21 июля советские пилоты преподали урок уже 3 отряду JG3. Общие потери в затяжном бою у "удетовцев" составили четыре самолёта и один пилот: погиб оберлейтенант Эдмунд Бруки, имевший 7 побед на счету. Чуть не лишилась эскадра одного из лучших асов - оберфельдфебель Отто Весслинг, имевший 50 побед, спасся с парашютом.

Впрочем, бой был сложный. Немцы отражали налет "Илов" в районе к северо-востоку от Ростова. "Илы" понесли существенные потери. 821-й иап, недавно прибывший на фронт, не смог оказать немецким истребителям достойное сопротивление. Намного лучше отработал 518-й иап, навязав жестокий бой. Полку было по его итогам засчитано три победы, причём две из них одержал Щиров. И снова, как видим, эти победы не только имеют подтверждение, но ещё и в прицел советского аса попали два немецких. В частности, Щиров сбил одного из бф-109, атакующего "Илы", очевидно как раз Весслинга. Щиров был большой мастер внезапных атак. К сожалению, после Войны ас оказался неугоден Берии, что вызвало попытку бегства из страны. Произошло это из-за жены Щирова. Ас был репрессирован и лишён наград, но позже награды ему возвращены. Эта история описана в статье на сайте "красные соколы", посвящённой данному асу. Трудно сказать, всё ли было так, как описано в литературе, но одно можно сказать точно: Щиров был великолепный ас.

Немцы каждый день в то время теряли кого-нибудь из асов. Кто-то успевал спастись, кто-то погибал. 22 июля было сбито три пилота JG3, в том числе командир III группы, майор Карл-Хайнц Грайзерт, ветеран испанской, имевший 34 победы на счету. Он погиб в бою. Ещё обиднее, что ас был сбит в бою с устаревшими и-16. Лётчик этот не так давно был на Восточном фронте, и специфику боев здесь еще не изучил. Поэтому в бою он допустил ряд ошибок.

Противостояла ему восьмёрка 40-го иап, ведущий Пилипенко Иван Маркович, отличный ас. Грайзерт сопровождал бф-110. Группа Пилипенко атаковала бф-110, но затем сама подверглась атакам. Бф-109 сверху атаковали и-16, после каждой атаки уходя на вертикаль и пикируя снова. Верткие и-16 успевали уходить от атак. Им ничего не оставалось другого: на вертикали и-16 был бессилен против бф-109. Наконец немцам это надоело, они решили поменять тактику и вступили в бой на виражах. Этого делать не следовало: тут уже все козыри были у и-16. Советские пилоты заявили две победы, у одного и-16 было повреждено крыло, он вышел из боя и ушёл на аэродром. Наконец Грайзерт решил попробовать лобовую атаку, что было самой большой ошибкой. И-16 был в лобовой малоуязвим, а вооружение его было довольно сильное. Лётчик Лозовой Александр Иванович в лобовой поставил точку в карьере аса.

Кроме того, в тот день был ранен Херберт Илефельд, командир JG52 и знаменитый ас. Но не в воздушном бою - на самолёте связи "Шторьхе". По Зефирову, в тот день был сбит и ранен также командир 2 отряда JG53 оберлейтенант Клаус Квает-Фаслем, имевший 22 победы на счету. В списках Прина эта потеря не значится. Возможно, Фаслем был сбит в бою с группой 483-го иап, отличились Саркисян Леон Михайлович и Белоус Александр Алексеевич. Обстоятельства боя были таковы: группа полка была внезапно атакована бф-109, но пилоты полка успели среагировать, а затем немцы ввязались в бой на виражах, который был для них неудачен. Интересно, что пилоты 483-го иап летали на бипланах и-153.

23 июля в районе Фролово, то есть уже на непосредственно Сталинградском направлении, был подбит в бою фельдфебель Вернер Лукас из 4 отряда "удетовцев". Он дотянул до своих, посадил бф-109 на живот, однако самолёт пришлось списать. В том бою он атаковал "Илы" и успел сбить один из них, а затем его крепко зажали пилоты 436-го иап. Состав полка был сильным, но самолеты крайне не совершенные - "Харрикейны". Тем не менее, пилоты действовали уверенно, загоняя Лукаса и его напарников к земле. Заявки оформили Шевелев Павел Фёдорович и Новичков Степан Матвеевич. Скорее всего, Шевелев вторично атаковал уже подбитый Новичковым бф-109. Прыгать было невозможно по причине малой высоты, но Лукас всё же в конце концов на изуродованном бф-109 смог уйти от преследователей и сесть на брюхо. Бф-109 был весьма живуч. На тот момент ас имел уже 37 побед на счету.

А 24 июля JG53 чуть не лишилась командира - майор Херберт Камински разбил свой самолёт при посадке с отказавшим мотором в районе Таганрога. Судя по немецким данным, это была потеря не боевая.

25 июля утром чуть не закончилась карьера будущего второго аса Герхарда Баркхорна, оберлейтенант из 4 отряда JG52. Он уже и тогда был выдающимся асом, имел 64 победы на счету. Утром ас сопровождал "Шторьх", но был подбит огнём с земли и тяжело ранен, тем не менее смог посадить изувеченный самолёт на своём аэродроме. По советским данным, его подбила не МЗА, а пилот 13-го иап Слобожанинов Александр Яковлевич, который утром во время вылета на разведку обнаружил пару бф-109 в районе Суровикино и провел атаку. Любопытно, что Баркхорн так и не заметил атакующий его истребитель.

29 июля в ходе боя был подбит выдающийся ас JG53 Вильгельм Криниус, в представлении не нуждающийся. Несмотря на повреждение, он дотянул до своих позиций и совершил посадку на брюхо. Любопытно, что аса "финтанули" штурмовики 7-го гшап. В районе Николаевская звено этого полка было атаковано двумя бф-109. Ведущий группы, Емельяненко Василий Борисович, дал команду перейти на скольжение, вовремя заметив вражеские самолёты. Стоит заметить, что у штурмовиков не было стрелков, пилоты могли рассчитывать только на свое искусство. Один из атакующих проскочил вперёд, и Емельяненко обстрелял его. Его напарника отогнали истребители сопровождения. Интересно, что этот напарник, оберфельдфебель Хайнрих Лешерт, оформил две заявки на штурмовики. Но, по советским данным, Емельяненко, сбивший Криниуса, был сбит огнём танковой пушки, совершил вынужденную. Его однополчанин Талыков Михаил Иванович тут же приземлился рядом и вывез своего друга. Лешерт же, очевидно, посчитал, что оба штурмовика были сбиты и сбиты именно им.

Если подвести итоги первого месяца боев, то они не были особо радужными. Советские пилоты оказывали достойное сопротивление, причём вели бои тактически грамотно. Мы видим тут и хорошие коллективные действия, и победы благодаря внезапности атак, и отличную реакцию на немецкие атаки. Другое дело, что "наглухо" вывести из строя удалось немногих асов. Сказывалась хорошая живучесть немецких машин. Впереди 8-ю ВА и 102-ю иад, основных оппонентов немцев в небе Сталинграда в августе 42 года, ждали тяжёлые испытания. Немцы быстро подмечали сильные и слабые стороны советских лётчиков. Начинался самый тяжёлый период...