Пояс как источник жизненной силы

Нина Ленчик
    На фото один из шаманских поясов.

 Я кратко выписала себе наиболее часто упоминающиеся характеристики пояса и теперь начну их рассматривать более подробно.
 Пояс — оберег.

 Пояс способствует удаче и благополучию того, кто его носит.

 Пояс — источник жизненной силы, наделялся животворящими и оздоравливающими функциями.

Пояс — символ пути, дороги, преодоления препятствий, как мифических, так и реальных.

Пояс — символ принадлежности к Явному миру.

 Пояс применяли в гадании.

 Пояс связывает с кем-то или чем-то.

 С помощью пояса устанавливалась связь между "своим" и "чужим" пространством, старым и новым домом.

 Начну с самого первого и наиболее распространённого мнения: пояс - это оберег. Под словом «оберег» я понимаю то, что оберегает, защищает. Пишу это уточнение, так как часто вижу надписи вроде «Оберег на счастье» и мне не совсем понятно, что подразумевается под этим. То есть я не знаю, верна ли сама фраза по сути или в ней что-то искажено, поэтому пишу, что под словом «оберег» я подразумеваю именно защиту от каких-то негативных воздействий. Почему же Пояс считают оберегом. Как объясняют это в статьях,

 Пояс считают оберегом, потому что он принимает форму круга. Этот обережный круг делает своего хозяина целостным и гармоничным, и благодаря этому враждебные силы не могут навредить человеку.

 У меня сразу возникло несколько вопросов.

 1) почему форма круга считается обережной.

2) будет ли Пояс обережным, если не вкладывать в него такие мысли? То есть, Пояс обладает свойством оберега изначально, по сути своей, или же он становится оберегом под влиянием сознания человека.

 3) Пояс создаёт своё пространство, которое оберегает человека, или он каким-то образом компенсирует, "латает дыры" в тонких телах человека.
Начну рассуждение с первого вопроса: почему форма круга является оберегом и является ли сама форма круга оберегом, ну... скажем так по замыслу Создателя.

 Мне подсказали такую мысль: если бы обережным был квадрат, то его углы становятся уязвимыми местами, которое при некотором воздействии могут прорваться, а у круга зацепиться не за что. И поэтому форма круг совершенна для наложения на неё заговора, чтобы сделать форму круга действительно обережной.

 Мне понадобилось несколько дней обдумывания, чтобы я наконец пришла к выводу, что да, форма действительно имеет значение. Об этом можно судить хотя бы на примере музыкальных инструментов, где корпус очень важен. чтобы лилась именно та музыка, которую хочет воплотить автор. А будет ли форма круга работать в качестве защиты, если не налагать на него дополнительно заговор? И размышляя над Родовой Памятью поняла, что будет. Ведь образ защитного круга был наработан нашими Предками и глядя на круг мы, ныне живущие, хоть и не осознанно, но вспоминаем, что форма круг имеет обережные свойства.

 Это как в анекдоте: "Над входной дверью датского физика Нильса Борна висела подкова на счастье. Увидев этот талисман, один из гостей Бора удивленно спросил: «Неужели вы, такой великий ученый, верите, что подкова приносит счастье?» «Нет, – ответил Бор, – конечно, не верю. Но, говорят, она приносит счастье даже тем, кто в это не верит». И всё-таки мне думается, что форма круга — это детище человеческого сознания, а не данность свыше.

 Возможно путём длительных наблюдений наши Предки выбрали эту форму как наиболее пригодную для обережных целей. Из этого плавно вытекает ответ на второй вопрос:

пояс создан человеком, во время создания пояса сознание человека вкладывало в него определённые образы, хотя бы образ того, что это обережный круг.
 И раз Пояс воспринимается как обережный круг, то и начинает работать образ обережного круга. Со временем, может быть, образ обережного круга и пояса слились и теперь уже образ самого пояса действует как оберег. Проверить это пока не вижу возможным, может быть со временем удастся прояснить данный вопрос окончательно. И ещё остался третий вопрос.

 Мне думается, что всё-таки Пояс создаёт своё пространство, которое и оберегает человека, так как маловероятно, что пояс, пусть даже самый-самый созданный ведающим человеком, будет сам исцелить человека от его несовершенств, над которыми трудится Душа этого человека.

Не только форма круга обеспечивала поясу роль сильного оберега.
 Обережность исследуемого атрибута одежды была многослойной: это и выбор цвета, где доминировал красный цвет, это и вышивание отдельных молитв и заговоров, которые являлись частью орнамента, это и использование различных родовых знаков, передающихся от поколения к поколению, это и использование особенных узлов, узелков, сделанных с наговором, и многое другое.
 Подобные пояса в настоящее время можно наблюдать у людей проводящих различные обряды. Например, они присущи шаманам Сибири и Дальнего Востока.

 На фото один из шаманских поясов.



 Шаманский пояс народности ульчей с набором металлических предметов.


В ОТЛИЧИЕ от специального шаманского опоясывания в РОЛИ пояса-оберега может выступать любой ежедневно НОСИМЫЙ РЕМЕНЬ ,и каждый препоясывающийся по своей вере и знаниям наделяет его силой оберега.

По мнению авторов сайта www.zoroastrian.ru, по своей символике пояс значит нечто большее, чем предмет одежды. Это мощнейший магический оберег, способствующий удаче и благополучию того, кто его носит.
 Пояс – источник жизненной силы, наделялся животворящими и оздоравливающими функциями. Древнее "перепоясывание чресел своих" есть знак готовности к переменам: к дороге, к борьбе; одновременно это и знак корректного убранства, соблюдения норм, поскольку кольцеобразно замыкаясь вокруг стана, пояс отделяет верхнюю часть тела от нижней. Условно разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс тем самым одновременно разделяет и связывает высшее и низшее начала в человеке.