Беседа 11. Песня и романс. Россия и Германия

Руслан Богатырев
Беседы о русской эстетике | Беседа 11. Песня и романс. Россия и Германия. Средние века и Новое время

/ Комитет национального наследия, 2023.
/ Московский клуб русской эстетики, 2023.
\ Арт-журнал «Пантеон»: http://panteono.ru/2023-04-09

——

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ
Беседа одиннадцатая. Песня и романс. Россия и Германия. Средние века и Новое время

• Ирина Куликова, куратор,
Московский клуб русской эстетики

• Руслан Богатырев, ведущий эксперт,
Комитет национального наследия

— Ирина Куликова: В наших прошлых беседах вы рассказывали про особенности сословного деления России и про то, как это отразилось на русской культуре и русской музыке. Если вернуться к истокам русского романса, которые мы также обсуждали: выделяют два типа вокальной музыки — песня и романс. Чем же они отличаются?

— Руслан Богатырев: Непростой вопрос. Эта пара — одно из самых неоднозначных и размытых понятий. Так уж сложилось исторически. Где кончается песня и начинается романс? Что-то мы можем распознать чисто интуитивно. Где-то есть уже сложившееся восприятие. Но хотелось бы знать и правила, критерии, как можно одно отделить от другого.

Песня — куда более распространённый тип. Доминирующий. Во всём мире. Куплетная форма. Запевы и припевы. Двухчастная форма. Привычно и просто. Песня имеет куда более солидную историю, уходящую вглубь веков. Наша русская песня выросла в народной среде. Её истоки лежат не в многолюдном городе с его неизбежной суетой. Она насквозь пропитана родной природой и непростым повседневным бытом русских людей. У неё свои законы. И свой путь.

А романс? Русский романс зарождался далеко не в деревне, не в крестьянской среде. Он вышел из великосветских салонов Петербурга и Москвы. Высшее общество Российской Империи в эпоху императриц Анны Иоановны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Подражание куртуазной, аристократической музыке Европы. Народ и знать… Романс ближе исторически и культурно был к знати. Не к народу.

Неудивительно, что по сложности формы — поэтической и музыкальной — романс стоит повыше песни. Обычно здесь нет припевов. Впрочем, репризы/рефрены (повторы музыкального и поэтического материала) вполне допустимы и в романсе. Песня частенько укладывается в простую двухчастную форму. Репризную и безрепризную. Её в музыковедении так и именуют песенной. Может быть и более усложнённая трёхчастная форма. Романс нередко имеет сквозную форму, без музыкального деления на явные части. Поэтическая основа тогда остаётся регулярной (строфы фиксированного размера), но музыка развивается без швов.

Любители и профессионалы нередко принимают на веру сложившийся стереотип о том, что понятие «романса» вышло из простонародья. И отсюда делают вывод, что это практически и характеризует народные корни русского романса.

Но так ли это? Напомню, что в авторитетном словаре Гуго Римана (Riemann Musiklexikon) в издании Юргенсона (1901-1904) чётко указано, что романс (франц., англ., испанск. romance, итал. romanzo, немецк. Romanze) происходит от слова «roman», которое в романских странах первоначально означало ничто иное как стихотворение на простонародном наречии, в отличие от латинских стихов. И что родина романса — Испания. Да, но речь идёт о происхождении названия и о романсе именно в сфере поэзии. Не музыки. Это несколько разные вещи.

Если мы говорим о русском вокальном романсе, есть все основания считать, что первые романсы были великосветскими и создавались они под влиянием итальянской и французской опер. Формировались на основе арий и дуэтов. Особенно это было развито в эпоху Екатерины II. За несколько десятилетий до того, как в 1820 г. «дедушка русского романса» Николай Алексеевич Титов (1800-1875) написал свой первый вышедший в печати романс «Сосна». В то время он служил в лейб-гвардии Финляндском полку Российской императорской гвардии. Что располагался в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Да, офицерская среда переплавляла творчески исходный материал. Но истоки, предтечу русского романса стоит искать всё же не здесь.

— Ирина Куликова: Другими словами, он восходит к светской музыке Европы эпохи Просвещения?

— Руслан Богатырев: Конец XVII — начало XIX века? Полагаю, значительно раньше — к эпохе Высокого Средневековья, к XI–XIII векам. Франция, Испания, Италия, Австрия, Германия. Немецкая рыцарская лирика. Знаменитая эпоха менестрелей, профессиональных поэтов-музыкантов: трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров.

— Ирина Куликова: Вы говорите о куртуазной культуре средневековой Европы?

— Руслан Богатырев: Да. Рыцарский этикет. Рыцарские романы. Рыцарь и дама его сердца. То, что впоследствии нашло своё воплощение в офицерской культуре Российской Империи. Вообще говоря, Александр Блок, едва ли не главный поэт Серебряного века, в своём раннем творчестве задал именно такой вектор развития поэзии. «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902). Традиции немецкой романтики (музыкальной, поэтической) во многом предопределили искания русской музыки и русской поэзии. Особенно на стыке Золотого и Серебряного веков русской культуры. Это охватывало время царствования Александра III и Николая II.

Как шла эволюция поэтов-музыкантов в Европе того времени?

Трубадуры в сословном смысле были весьма разнородны. Но целевая аудитория их творчества была конкретная — аристократия, знать. Трубадуры во многом облагораживали язык, устное творчество возводили на уровень высокой литературы и постепенно формировали то, что впоследствии и составило базис романских языков. Высокое слово издревле обращалось к Небу, к богам. Трубадуры направили его к другому объекту величия и поклонения — к Прекрасной Даме. Их творчество подчинялось этому.

Любовная лирика поэтов и музыкантов Франции XII–XIII веков (труверы) развивала то, что успели сделать на этом пути трубадуры. Здесь уже определилось, кто и для кого создавал новые вокальные произведения: городское сословие, вбирающее в себя и известные формы народных песен.

Следующий этап эволюции — миннезингеры (minnesang, любовная песня). Ранние немецкие и австрийские романтики. Вновь Рыцарь и Дама, но в ещё более возвышенном и изысканном ключе. Причём нередко это духовное служение замужней даме, жене местного правителя. Духовные песни и песни о крестовых походах также были в чести. Миннезангами стали называть распетую поэзию, поэзию, положенную на музыку. В качестве мелодической основы использовали старинные народные напевы. Их обрабатывали и видоизменяли. Использовали лютню: струнный щипковый инструмент (4-5 парных струн). Это XII–XIII века — ранний, классический и поздний миннезанг. Знаменитые миннезингеры: Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах, Конрад Марнер.

Светская городская культура Германии вызвала к жизни движение мейстерзингеров (meistersang, искусная песня). Здесь уже базовый класс, базовое сословие было куда более широким — бюргерство: жители внефеодальных немецких городов, находящихся под властью городского права. В качестве музыкального инструмента частенько использовали фидель и виолу, а затем и виолу д’амур (струнные смычковые). Впрочем, напевы мейстерзингеров исполнялись и без музыкального сопровождения. Исторически это XV–XVI века. Крупные мейстерзингеры (Нюрнберг): Ганс Сакс, Ганс Фольц, Конрад Нахтигаль.

Миннезингер и мейстерзингер нередко — поэт, композитор и певец в одном лице. Т.е. то, что у нас с середины XX века стали именовать авторской песней.

Что интересно, здесь уже формировались школы-объединения со своими мастерами. Ремесленные школы. Строгая иерархия: «ученик» (начинающий), «друг школы» (владеющий табулатурой, исполнительским мастерством), «стихотворец» (новые тексты под готовые мелодии), «мастер» (новые тексты и новые мелодии). Вариативность в песнях чаще была на уровне поэзии: т. е. фиксировалась тон-мелодия (тон Вильде, Серебряный тон, Голубой тон, Золотой тон), а под неё методом контрафактуры подкладывались разные поэтические варианты. Впоследствии ту же идею я начну использовать для создания кармен-романсов XXI века. Все эти произведения были предназначены для сольного исполнения, были одноголосные. Со временем станет понятно, что это принципиальное отличие романса от песни. Сольное исполнение и наличие музыкального сопровождения. Песня же могла исполняться хором и без музыки, акапельно. Многоголосие, вокальная полифония — удел песни и песнопения. Не романса. Впрочем, в немецкой двухголосной песне встречается и романтика лирических диалогов: Рыцарь и его возлюбленная.

Многоголосие также входило в сферу творчества миннезингеров и мейстерзингеров, становилось основой репертуара придворных капелл королевских и княжеских дворов, но это уже выходит за рамки нашего обсуждения.

— Ирина Куликова: Получается, что светская музыка средневековой Европы формировалась большей частью в Германии?

— Руслан Богатырев: Если в грубом приближении, то да. И это важно. Немецкая музыкальная культура как слияние церковной, народной и светской музыки, можно сказать, была едва ли не ключевой в формировании основ песенной европейской культуры. А в дальнейшем и законов музыкальной архитектоники, музыкальной гармонии.

На мой взгляд, музыковеды, культурологи и историки искусства при изучении этого вопроса частенько игнорируют одно важное обстоятельство. Германия, Австрия, Франция, Испании, Италия как страны — применительно к тому периоду это всё же некая условность именования.

В те времена, в XII–XVI вв., существовал своего рода вариант нынешнего Европейского Союза. С X века по начало XIX века назывался он Священная Римская Империя. До того момента, как в 1806 г. последний император Франц II по итогам поражения от Наполеона под Аустерлицем не отрёкся от престола. С 1512 г. устами короля Германии Максимилиана I в названии империи добавилось важное уточнение: германской нации.

Кто рулил? С 1438 г. австрийская ветвь дома Габсбургов в паре с римскими папами. И это определяет стабильность церковной основы — католичество. С другой стороны, как я подсчитал, за эти 5 веков сменилось 92 главы Римского Святого Престола, т. е. в среднем 18 пап в столетие. Самым стабильным в этом плане был XIV век (13 пап). Самым нестабильным — XII век (27 пап). В последующие века (с XVII в.) — в среднем 8 пап в столетие. Знать во многом определялась составом князей и епископов. В общей сложности их насчитывалось примерно 100 человек на империю.

Немецким ядром Священной Римской Империи были 5 племенных образований (княжеств, герцогств, курфюршеств): Швабия, Саксония, Франкония, Бавария, Тюрингия (Лотарингия). С XIII века в эпоху местного правления Гогенцоллернов немалую роль в развитии культуры начинает играть бургграфство Нюрнберг.

Разумеется, к этому австро-немецкому ядру культуры Европы (XII–XVI вв.) следует добавить Итальянское Возрождение (XIII–XVI вв.) и Французский Ренессанс (XV–XVII вв.).

Да, экономика, политика, культура развивались и в глубину (внутри регионов Европы), и в ширину (в рамках единой империи).

Ещё одно важное историческое обстоятельство. Точкой кардинального перелома были XVI и XVII века. И в европейской культуре. Это начало Реставрации (Мартин Лютер, 1517), пошатнувшее незыблемые доселе католические устои Европы, и начавшаяся спустя столетие Тридцатилетняя война (1618-1648). Протестантизм капитально расколол католическое единство Священной Римской Империи и усилил конфликт регионов с главным центром управления. На смену относительно размеренному Средневековью приходит беспокойное Новое время.

— Ирина Куликова: А было ли в той Священной Римской Империи дворянство? Высшие сливки общества?

— Руслан Богатырев: Да. И это существенно для понимания музыки того периода. Если мы говорим о Германии Средневековья, в ней существовало сословие имперского дворянства. По-немецки это der Adel. На латыни — nobilitas. В XII–XIII веках заправляли сильные имперские династии: Штауфены в Швабии, Вельфы и Веттины в Саксонии, Виттельсбахи в Баварии. Самый, пожалуй, знаменитый — Барбаросса. Таково было прозвище Фридриха I Гогенштауфена, герцога Швабии, а затем короля Германии и императора Священной Римской Империи. Во главе которой он стоял 35 лет. Одним из следствий правления Барбароссы было деление Германии на более мелкие земли, небольшие княжества. Так появились Вестфалия, Вюрцбург, Вюртемберг. Всё большее значение приобретает и Франкония. В частности, такие её города, как Нюрнберг и Байройт.

В XIV–XVI веках заметную роль начинают играть династии Гогенцоллернов (Бранденбург) и Габсбургов (Эльзас, Австрия, Тироль, Штирия, Каринтия). Как известно, герцогство Австрия появилось в XIII веке в эпоху правления княжеской династии Бабенбергов и было выделено из состава Баварии. Именно Габсбурги с XV века взяли под свой неусыпный контроль престол Священной Римской Империи.

Стоит отметить, что особую роль в формировании знати играли рыцарские ордена. В Священной Римской Империи самым значимым и влиятельным считался Орден Золотого Руна. Этот рыцарский орден Европы был учреждён в 1430 г. Он посвящён Деве Марии и святому Андрею. Его курировали и благословляли римские папы. Император Священной Римской Империи являлся Верховным Магистром Ордена Золотого Руна. Согласно статуту, членами ордена до наполеоновских войн могли быть исключительно католики. Рыцари ордена владели этим титулом пожизненно и не могли носить иных наград, кроме самого ордена (за исключением монарших особ). Из российских императоров ордена Золотого Руна были удостоены Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

Дворянство в Священной Римской Империи имело и низшую прослойку. Менее знатных семейств, представителей мелкопоместного дворянства: министериалы, имперские рыцари, бароны. После Реформации роль княжеской власти стала только возрастать. А XVII век историки вообще величают в Европе веком торжества дворянского сословия. Христианский рыцарь в понимании того времени — это, прежде всего, защитник Святой Церкви. Жизнь дворянина не мыслилась без связи с Церковью. Которая уже сама по себе являлась прототипом сословного деления.

— Ирина Куликова: Насколько знаю, Россия ведь с Германией по линии императоров состояла в родстве.

— Руслан Богатырев: И это напрямую влияет на то, как все слои русской аристократии впитывали в себя европейскую культуру. Чаще говорят о влиянии на нашу великосветскую элиту в XIX веке поэзии и прозы Франции, а также музыки Италии. При этом нередко почему-то забывают о Германии.

Небольшая историческая справка. Царствующий Дом Романовых почти два века был связан тесными родственными узами с Германией. Древняя немецкая династия, восходящая к началу XI века, — Ольденбургский дом и его вотчина — герцогство Гольштейн в составе Священной Римской Империи. Эта династия породнилась с Романовыми в 1725 г., когда Карл Фридрих, герцог Гольштейна из рода Готторпов, племянник шведского короля Карла XII, по окончании Северной войны женился на дочери императора Петра I цесаревне Анне Петровне и стал его зятем. Более того, после свадьбы он остался жить в Петербурге и первые два года даже состоял при Екатерине I одним из членов Верховного тайного совета Российской империи. В 1762 г. их сын Карл Пётр Ульрих на полгода взойдёт на русский трон под именем императора Петра III. Его супругой стала будущая императрица Екатерина II. Тогда она носила имя София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская и была дочерью немецкого князя Август-Цербского, владевшего богатыми землями в Саксонии.

Фактически Романовы здесь продолжили свой род по материнской линии (цесаревна Анна Петровна), связав себя накрепко узами с немецкими династиями. А далее генеалогическое древо Романовых мы хорошо знаем: сын Петра III и Екатерины II — император Павел I. За ним последуют его прямые потомки: императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Собственно их правление совпадает со вторым этапом Нового времени (после Венского конгресса 1814–1815 гг.), с Золотым и Серебряным веками русской культуры.

Европейские императорские и королевские дома тесно переплетались. Германский император Вильгельм II, британский король Георг V и русский император Николай II были представителями трёх немецких династий на разных тронах — Гогенцоллернов в Германии, Саксен-Кобург-Готов в Англии и Гольштейн-Готторпов-Романовых в России. Все они принадлежат Ольденбургскому дому. Русская династия Гольштейн-Готторпов-Романовых является ответвлением Ольденбургского дома, соединившего её с британскими монархами. Причём Николай II принадлежал к Ольденбургам по обеим линиям, тогда как Георг V только по матери. Два прапрадеда Николая II были родными немецкими братьями: Фридрих Гессен-Кассельский и Карл Гессен-Кассельский, а две прапрабабушки — немецкими двоюродными сёстрами: Луиза Гессен-Дармштадтская и Амалия Гессен-Дармштадтская (мать императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I).

Полагаю, в таком контексте близость русского императорского дома и русской аристократии к Германии вопросов не вызывает.

— Ирина Куликова: Как интересно. Так вот почему Германия стоит особняком для Российской Империи по отношению к другим странам Европы.

— Руслан Богатырев: Стоит добавить, что ко времени правления Николая II Российская Империя являлась уже одной из ведущих европейских держав. В области классической музыки к началу XX века она уже прочно входила в число лидеров, среди которых Италия, Германия, Англия, Франция, Австро-Венгрия. Более того, совершила немыслимый рывок из небытия за какие-то полвека. Во многом благодаря профессионализации музыкального образования (первые консерватории в Петербурге в 1862 г. и Москве в 1866 г.), а также благодаря могущественному покровительству членов императорской семьи (Императорские театры, Императорское Русское музыкальное общество, 1859).

Но мы уже весьма сильно отклонились от темы песни и романса…

— Ирина Куликова: Можно ли говорить о том, что немецкая песня Средних веков — это не романс?

— Руслан Богатырев: Романсом, пожалуй, назвать её сложно. Впрочем, там богатый пласт материала, который под этим углом зрения, похоже, специалистами глубоко не изучался. Могу сказать, что средневековая немецкая песня (Lied) чаще передавалась из уст в уста. Известны и рукописные сборники песен: Лохаймский (1454), Аугсбургский (1454), Шедельский (1460), Глогауэрский (1480), Ростокский. Лишь с XV–XVI веков с появлением книгопечатания и нотопечатания стало возможным более активное письменное распространение. В XVI–XVII веках нотопечатание было развито уже в 200 городах Германии, а центром песенных публикаций являлся Нюрнберг.

Рыцарская песня (не просто народная) была всё же ближе к художественной, а, значит, и к романсу. Но с лёгкой руки ученика Иммануила Канта, вдохновителя движения «Буря и натиск», авторитетного немецкого богослова и историка культуры Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), подготовившего антологию «Народные песни» (Voelkslieder, 1778-1779), её включили в общее понятие «народная песня». Эта антология, да и личное знакомство с Гердером, вдохновили Иоганна Вольфганга Гёте, а за ним и Фридриха Шиллера на глубокое поэтическое переосмысление народного песенного наследия Германии. Одно из самых полных собраний (около 20 тыс. немецких песен разных жанров) в 1856 г. опубликовал музыковед и композитор Людвиг Эрк. В основе большинства немецких народных песен лежит танцевальное на­чало. Причём превалирует трёхдольный размер (близкий к вальсу).

Интонации и мелодии немецкой народной песни довольно активно использовались Иоганном Себастьяном Бахом в его творчестве. Эту эстафету подхватили Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен…

Но об их роли мы поговорим уже в нашей следующей беседе.




Руслан Богатырев — математик, поэт, публицист, историк науки и искусства, директор Европейского центра программирования им. Леонарда Эйлера, вед. эксперт Комитета национального наследия, рук. отделения истории русской и зарубежной музыки Русского общества классического романса, главный редактор арт-журнала «Пантеон».