Истории без глянца Глава18 Не сыпь мне соль...

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
"НЕ СЫПЬ МНЕ СОЛЬ..."

Есть у меня подруга — Мария, Маша. Подруга старинная: вместе мы ходили в студию, вместе учились на одном курсе в институте, вместе работали в одном театре, а теперь живем в ста метрах друг от друга.

Есть у Маши хобби — она гадает. Не знаю, как другим, но когда она смотрит на гущу в кофейной чашке, о моем прошлом рассказывает безошибочно. С будущим — сложнее. То ли она на мне экономит и заваривает кофе без кофеина, то ли я скептически отношусь к гаданию. Но к ее советам прислушиваюсь всегда. Так вот, однажды прихожу я к Маше и прошу:


— Подруга, погадай! Скоро премьера, а у меня ничего не получается. Скажи, что меня ждет, величайший успех или грандиозный провал? Только кофе пить не буду! У меня на нервной почве аритмия. Может посмотришь по линиям на ладони?
— На ладони ничего о твоих провалах не написано! — отмахнулась Маша. — Я карты раскину.

Она перетасовала колоду и разложила карты Таро.

— Сглаз на тебе лежит! Снимать надо.
— Да ну!
— Карты не врут! Будем снимать его солью. Для этого нам
понадобится магический сосуд, — подруга достала большую миску, с нарисованными на ней звездочками и кружочками, — и пачка соли.
— Так много соли? Давай я в магазин сбегаю, — надеялся я
найти предлог, чтобы увильнуть от подозрительной процедуры.
— Да сиди ты, — сверкнула однокурсница глазами нечистой
силы. — Соль у меня своя есть. Заговоренная.

Маша разбила яйцо. Желток с характерным звуком хлюпнул в магический сосуд, за ним сполз белок. «Гадалка» начала обильно посыпать яйцо солью, перемешивать получившуюся смесь и что-то шептать. А между волшебными действиями напевала: «Не сыпь мне соль на рану…»

— Ну всё, готово. Теперь ты чист, как стеклышко. Я даже обрубила твой энергетический хвост!

Я машинально оглянулся на то место, где раньше был хвост.

— Почти всю соль, что была в доме на тебя перевела, — фыркнула однокурсница, — пошли кофе пить.
— Так у меня же аритмия!
— Плюнь на нее. После моей ворожбы у людей не только аритмия, у них беременность проходит!

Мы сели пить кофе.

— Слушай, а как снимали порчу в древней Греции, ведь, у них не было соли? — спросил я.
— В Греции всё есть! — со знанием дела ответила Маша.
— Точно говорю, не было. И в Индии она появилась только с приходом англичан. Да и в Америку эту приправу привезли европейские колонизаторы в XVII веке.
— Не знаю, как там в XVII, ты в XXI веке блинчики есть будешь?
— Конечно, буду!

На столе появились блинчики, варенье, мед и сгущенка. У меня мгновенно улучшилось настроение. То ли, действительно сглаз прошел, то ли так подействовали на меня сладости. После седьмого сладкого блинчика, очень уж мне захотелось продолжить разговор о соли:

— А знаешь ли ты, подруга, что у наших предков соль была на вес золота?
— К чему ты клонишь? На продукты опять цены повышают?
— Да нет. Просто я пытаюсь тебе сказать, что соль в средние века была в большом почете. Гость не мог сесть за обеденным столом на любое место, поскольку именно место характеризовало его статус и говорило о положении в обществе. И для того,
чтобы выделить за столом это почетное место, рядом с приборами ставили большую ёмкость с дорогой солью. Во Франции и Германии в моде были солонки в виде серебряных кораблей, в Англии золотые пирамиды с фигурками. В любом случае, за
богатым столом для почетных гостей, ставилась большая солонка из драгоценных металлов.



Маша молча вышла на кухню. Вернувшись через пару минут, принесла эмалированную миску с солью и поставила её передо мной.


— Чтобы ты не думал, что я тебя не уважаю, — пояснила она.
— Смеешься! А между тем, царское правительство в России запрещало вывозить соль за границу, потому что её не хватало. При царе Михаиле Федоровиче вывоз соли, вообще, карался смертной казнью, — я откусил кусок от восьмого блинчика и
сделал большой глоток кофе.
— Да знаю я, — ответила Маша, — Петр I, даже указ издал:
«Пальцами и яйцами в солонку не макать».
— А знаешь какие были раньше солонки? Из золота, серебра, агата, слоновой кости, морских ракушек, — мне показалось, что наша беседа потекла в правильном русле.
— Видела я в Лондоне, в музее. На русалке ракушка стоит. Перламутровая.
— Эта ракушка называется «Наутилус». А солонка — корабль «Берли». Этот кораблик является одним из самых интересных экспонатов музея «Альберта и Виктории».
— Да, я помню. Для него даже специальную витрину соорудили в центре зала
— Создавший эту солонку неизвестный французский мастер показал себя не только умелым ювелиром, но и хорошим знатоком морского дела. Точно выполненная модель корабля передает все элементы его оснастки, — я допил кофе и машинально перевернул чашку вверх дном, ожидая продолжения магического сеанса.
— Я у нас дома тоже была старинная солонка, — вспомнила о семейной реликвии Маша, — она очень была похожа на трон. В детстве я сажала на нее куклу и играла в принцессу.
— Такие солонки делали в России во второй половине XIX века. И называлась она, действительно, «солонка-трон». И самая известная из них, была выполнена Игнатием Сазиковым для цесаревича Николая. Солонка имитирует деревянную солоницу, на крышке которой стоит мужик в армяке с подносным блюдом в руках.
— На нашей мужик не стоял. На ней вообще никто не стоял! Бабушка в ней пуговицы хранила.
— Маша, если бы на вашей солонке стоял мужик, то сейчас ты бы ездила не на «Пежо», а на «Ламборджини»! Я же говорю, что мужик на ЦАРСКОЙ стоял. Кстати, ты знаешь, что в мире есть солонка, которая оценена в пятьдесят миллионов евро и по художественной ценности находится в одном ряду с «Моной Лизой»?
— Это же надо, сколько денег! — Маша с грустью посмотрела
 на свою сумочку от Луи Витона, которая уже три недели, как
вышла из моды.
— Создал ее итальянский мастер Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I в 1540-х годах. Кстати, до наших дней дошла только одна достоверно идентифицированная ювелирная работа Челлини.
— Она что, из золота что-ли? — не переставала удивляться приятельница.
— Да, она из золота и весит около шести килограммов. «Сальера» представляет собой золотую статуэтку, частично покрытую эмалью, со вставками из эбенового дерева, драгоценными камнями, с основанием из слоновой кости. Высота композиции 26 см, ширина — 33 см. Когда Челлини создавал эскизы, он рассудил, что соль рождается из союза земли и моря, поэтому изобразил фигуры Цереры и Нептуна, как олицетворение этих стихий. Между ними скульптор поместил емкость для
соли в виде корпуса корабля и перечницу в виде храма. Солонка несколько раз меняла своих владельцев. За свою более чем 550-летнюю историю она побывала на столах многих монархов Европы. От Франциска I она перешла к королю Карлу IX, Карл подарил «Сальеру» Фердинанду Тирольскому. До 19 века она
оставалась жемчужиной замка Амбрасс, а после учреждения
Художественно-исторического музея в Вене, солонка переместилась туда, — выдохнул я после длинного монолога.

— Передай мне свою чашку, пожалуйста, посмотрю что... — попросила Маша.

— Подожди, — перебил я её, — Я не дошел еще до самого интересного! Так вот, ночью на 11 мая 2003 года, в закрытый на ремонт музей, проник грабитель, разбил стеклянную витрину и похитил «Сальеру». Разразился скандал, полиция сбилась с
ног, разыскивая вора. Дирекция музея, будучи уверенной, что солонку похитить невозможно, застраховала ее только на половину оценочной цены.

Похититель несколько раз выходил на связь со страховой фирмой и требовал выкуп по разным источникам от 5 до 10 млн. евро. В первый раз он прислал письмо, и чтобы доказать свои серьезные намерения, приложил соскобленные фрагменты. Затем, было указано место со съемным трезубцем. Злодей несколько раз назначал и переносил встречи.

Тем временем, сыщики обнаружили видеосъемку в салоне связи, где был куплен телефон, которым пользовался похититель и показали его портрет по телевидению. Разумеется, что его быстро опознали знакомые и вору ничего не оставалось, как самому прийти в полицию. Он указал место в лесу, где и нашли закопанный ящик с драгоценной пропажей. Преступник рассказал, что два года солонка пролежала под кроватью в его собственной квартире, после чего он ее и закопал. Эксперты
подтвердили подлинность находки, с облегчением обнаружив лишь незначительные царапины. Впоследствии руководство музея приняло решение сохранить эти царапины, как часть истории солонки, благо на ее внешний вид они не повлияли.

— Наша солонка тоже пропала, — подытожила рассказ Маша, — только в отличии от этой, золотой, нашу никто не нашел…
— Так что же ты карты не разложила на пропавшую вещь?
— искренне удивился я.
— Ты что! На себя гадать нельзя — денег не будет! — Маша сплюнула три раза через левое плечо, — Твоя чашка готова. Переверни её от себя, проведи по дну большим пальцем правой руки и сделай глубокий вдох.
Я выполнил задание, как прилежный школьник. Маша долго смотрела в чашку и почти басом произнесла:
— Года через два, весь мир охватит какая-то эпидемия. Видишь, слева тетка в короне? Вот эта она и есть! В карантине, каждый начнет сходить с ума по своему. Ты, например, всякую ерунду писать начнешь. Видишь, справа цифру «18». Это, наверно, глава восемнадцатая… А про кого она будет, не скажу. Не
вижу я этого!


Маша снова демонстративно три раза сплюнула через левое
плечо.


Тогда, мне показалось всё это полной ерундой. А сейчас пишу и думаю: «Вот не верь после этого гадалкам. Даже если знаком с ними больше тридцати лет!»