Лютый зверь или пардус

Ольга Сангалова
       Ходила на экскурсию вдоль стен  Московского Кремля. Экскурсовод  сказала, что когда на Боровицком холме был  дремучий лес, то в нём водился «лютый зверь» или пандус. Спросила, что это за животное? Ответа мы не знали.Оказалось, что «лютым зверем» называли на Руси  любого дикого хищника, но на  большинстве новгородских и псковских печатей «лютый зверь» изображен как кошачий хищник.
      Выходит, "лютый зверь" это большая кошка! Люблю кошек, но о пардусах ничего не слышала. Пардус – встречающееся в русских летописях, как название охотничьего гепарда, крупного, похожего на леопарда зверя, но с прямыми и стройными, как у собаки, ногами.  Когда именно человек попробовал использовать гепарда для охоты на сайгаков и прочих, мы точно не знаем. Полное молчание древних текстов об этом свидетельствует в пользу того, что гепарды были приручены уже после исчезновения Древнего мира. Гепард - вполне социальное животное, он предсказуем, любопытен, обучаем и мало агрессивен. Самый быстрый зверь на Земле имеет еще одну уникальную особенность: это единственный представитель кошачьих, который ведет  образ жизни псовых. Гепарды практически не размножаются в неволе, каждую кошку приходилось вылавливать из дикой природы. Ловцы находили самку с маленькими детёнышами и расставляли на них силки.Попавшихся котят  Если котята попадались доставляли в  места, где содержались охотничьи кошки. Там их приучали ходить на поводке и  обучали охотиться на дичь. Всё обучение занимало около полугода.
      Центр «пардусовой охоты» был расположен в  Персии, то, видимо, оттуда эта традиция и пошла. В XII–XIII веках уже и в русских летописях есть упоминания об охоте с гепардами, в которой принимали участие князья, а в XVI–XVII веках в Индии и Персии пардусятники с охотничьими гепардами были обязательными строениями при дворцах любого уважающего себя шаха или раджи. Иосиф Барбаро, путешественник XV века, видел у одного армянского князя сто дрессированных для охоты гепардов. Монгольские ханы прежнего времени держали этих зверей в еще большем количестве – целыми тысячами. И сегодня гепарды в Ботсване и ЮАР  миролюбиво шляются между машин  и нередко живут в качестве питомцев у представителей местных племен.
       В славянских преданиях говорится, что в первый приезд на нашу Землю  бог Тарх завёз семейство кошачьих с Ингард. Белый Пардус или Рас -  священный белый леопард или большая кошка белого цвета, живущая парами всю свою жизнь. Пардус служит символом воинской доблести и умения беречь свою Родину, и не смотря ни на что не сдаваться врагам, был символом  Древней Руси.
       В русских летописях пардусы упоминаются дважды, упоминаются в связи с дорогими охотничьими подарками Святослава Ольговича,отца князя Игоря Святославича (героя «Слова о Полку Игореве»). Пардусовы гнёзда из "Слова о полку Игореве" - это и есть выводок гепардов. В 1147 году Святослав, по сообщению Ипатьевской летописи, подарил пардуса Юрию Долгорукому, послав к нему вначале старшего брата Игоря Олега, который «еха наперед к Гюргови и да е пардус». Более богатого подарка удостоился великий князь киевский Ростислав Мстиславич: «Святослав же дари Ростиславу пардуса и два коня борза у ковану седлу».  Летописец неспроста сравнивает князя Святослава с - пардусом, символом Руси. Именно леопард был древнейшим символом русов, запечатленным как в скульптурах Чатал-Уюка, так и в барельефах православного храма в Юрьеве-Польском. Владимир Мономах рассказывает в своём «Поучении» о том, что однажды на него прыгнул лютый зверь, опрокинул вместе с конём – «лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже»! Из текста понятно, что это крупный хищник, но не медведь.
       В Киевской Руси была охота князей с"пардусами",это один из видов гепардов – «степной гепард», ныне исчез, обитал в степях ныне Полтавской области. Данный  вид охоты увековечен в Софиевской Лавре в виде фрески, где изображена сцена охоты Киевского князя Владимира с пардусами. Охота с пардусом была более дорогой и аристократичной, нежели  соколиная,  являлась уделом князей, признаком богатства и могущества, пардус стал «охотничьей эмблемой» Москвы.  Поэтому, пардус и перескочил из азартных лесных забав на монеты. Как не пытались историки увидеть  в изображениях этих кошачьих - льва, но с какой стороны не смотри, но львиной гривы у него не сыщешь.
      Последние генетические исследования ДНК диких, домашних и одичавших кошек с нескольких континентов показывают, что их распространение по Европе шло двумя волнами — первая в XII–IX тыс. до н. э. пришла с Ближнего Востока, а вторая — уже из Египта. В Древнем Египте считалось, что кошки пришли на землю в качестве спутников богов, поэтому в  настенных росписях они также нередко изображены с крыльями. Кошки  считались священными животными -  в их честь строили храмы, их допускали в закрытые/тайные комнаты святилищ, куда был закрыт вход даже для жрецов (но при этом существовали маленькие дверцы для того, чтобы могли пройти кошки – тоже самое  и на Руси в некоторых старых владимирских и суздальских церквях). В Перу сохранились  ряд наскальных рисунков, изображающих летательные аппараты, напоминающие  НЛО,  а рядом с ними…кошки с крыльями. Христианский автор Августин Блаженный назвал котов «обитателями Небесного града», единственными созданиями, которым позволено знать путь и туда, и обратно.
       Как бы далеко  не простиралась история  человечества,  история кошачьего племени, на порядок древнее. Именно за это наши предки, встретившись когда-то с этим непонятным, но дружественным разумом, и дали ему  имя «кошка» — «древняя душа», «душа-хранитель». И пригласили его продолжить путь вместе - в качестве целителя, навигатора, защитника от темных сущностей, хранителя знаний и Друга!
на фото  псковские и новгородские  монеты с изображением пардуса