Безыдейность

Майкл Андреев
Безыдейность - это один из семи смертных грехов. Почему они смертные, и почему в наше время смертными стали другие грехи, чем во времена средневековья, я поясню в другой статье. Прежний список, в который входили жадность, зависть, чревоугодие и др., теперь обновился и выглядит по-другому.

Например, если в прошлой жизни человек не преодолел жадность к материальному и умер с этим, то в новой жизни он рождается способным и богатым, но безыдейным. Он бы и рад рождать из себя творческие идеи, а они не рождаются. И если человек не преодолеет в этой жизни свою безыдейность, то в следующей жизни (а может быть, даже и в этой) он станет бедным-бедным, вообще без способностей.

Статья та называется "Семь смертных грехов", прочтите ее, чтобы не удивляться, откуда вдруг взялась эта безыдейность, и что это еще за новый смертный грех, которым сейчас болеют все, включая и меня, и практически всех авторов Проза.ру. Только, пожалуйста, без обид! Тема жесткая! Такой жесткач, что человек взрывается от возмущения:

- "Как это вы говорите, что у меня нет идей!? Да, у меня сто произведений на моей странице!"

Давайте сначала договоримся, что понимать под идеей. Идея - это то, что заставляет человека работать. Рабам идея не нужна идея, их принуждают к работе кнутом и палкой. А вот свободному человеку, для того чтобы что-то сделать, чтобы что-то изменить в жизни нужна идея.

Но у цивилизованных людей в двадцатых годах 21-го века практически уже нет идей, ни в экономике, ни в политике, ни в искусстве. У дикарей они были, у Ленина, у Сталина, как ни странно, были идеи, а у современных людей - нет. Если вы хотите с этим поспорить, то, пожалуйста, спорьте, приводите примеры, только у вас-то самих идей нет!

Вот что должно больше всего волновать человека сегодня - "У меня нет идей! Ко мне больше не приходят идеи!"

Если кому-то кажется, что идеи в нашу постковидную эпоху все-таки иногда приходят, то ответьте мне на такой вопрос: Ваши произведения, которые вы сейчас пишете, заставили кого-нибудь работать? Кто-нибудь построил пирамиду? Или хоть что-нибудь построил, даже не столь великое? Бизнес сделал на вашей идее? Разбогател? Может быть, школу открыл?

Ответ (после многозначительной паузы): "В современном произведении идея не обязательна. Главное, чтобы было интересно читать". - Вот и я про то же!

Не нужны больше никому ваши мысли, исследования, книги, курсы и тренинги. Ваш личный опыт, ваши озарения и открытия, ваша мудрость, ваша мораль уже больше в этом мире ничего не изменят. Машина двигается теперь без идейной подпитки. И поэтому способность мозга вырабатывать идеи постепенно за ненадобностью атрофировалась. Искусственный интеллект постепенно вытеснил с рынка идейных и творческих людей, и он будет и дальше продолжать это делать.

Вы можете с этим спорить. Не вопрос - спорьте, доказывайте! Буду только рад познакомиться с теми из авторов, у кого действительно есть работоспособные идеи. Но лучше не спорить, а признаться себе, что ты, сам того не замечая, потерял способность видеть идеи. Чистосердечное признание, оно немножко смягчает вину. Идей ведь не стало меньше. Главное понимать, что ты к ним слеп, и как слепой хватаешься за идею руками, но видишь ее как через тряпку, в которую эта идея завернута.

"А дай-ка я опубликую это на прозе!" - За это ведь не наказывают! А так буду создавать вид, что я не зря в этой жизни живу. - Опять же, дорогие друзья, без обид! 

Безыдейность - это второй после духовной слепоты смертный грех, и не надо думать, что он не наказывается. Еще как наказывается! Пожизненное заключение тебе обеспечено, и никакого прощения грехов, и не принимается как смягчающее обстоятельство, что ты шибко умный, что ты правильно все понимаешь и что у тебя университетское образование и куча всяких дипломов. Напротив, это только усугубляет твою вину, что ты образованный и свободомыслящий, что у тебя талант - а ты в эту жизнь не приносишь идей. Жизнь расценивает это как злостное преступление, и твое незнание духовных законов, увы, не освобождает тебя от ответственности. Тюрьма и только тюрьма!

Автор - это, по сути, вор (без букв "а" и "т"). Он крадет идеи из духовного мира - а там не бывает плохих идей, там все идеи высочайшего качества и огромной силы - как говорится, фирма веников не вяжет, все идеи от Бога. Потом вор должен как-то сбыть краденое. Если он поклянется, что это его собственная идея, то люди ему не поверят: "Откуда ты украл эту гениальную идею? Ты сам не мог такого родить!"

   Отдашь ли ты за нее жизнь?

И автор понимает: "Нет, чтобы мне поверили и купили, нужно поделиться с другими ворами, нужно выкинуть из идеи все ценное, разорвать ее на мелкие части, смешать с говном, в конце концов, отдать ее за бесплатно - вот тогда поверят, что это я. И тогда следователи от меня отстанут".

Однако, наказание поджидает автора совсем с другой стороны. Жизнь совсем не против того, что ты "воруешь" идеи из духовного мира, но она против того, во что ты их превращаешь. И в один прекрасный день на тебя надевают наручники и без суда и следствия ведут на зону. А зона эта примечательна тем, что там к тебе больше не приходят настоящие идеи. И сколько лет ты там проведешь - десять, двадцать или тридцать - никому не известно.

*   *   *

Чтобы не заканчивать наш рассказ на печальной ноте, приведу образный пример, взятый из пьесы одного современного немецкого писателя. Я в этой пьесе играл роль Главаря Разбойников. Кратко расскажу ее содержание.

*   *   *

Оказывается, волхвов, которые пришли поклониться Младенцу Христу, было не трое, а четверо! Четвертый волхв (или царь, или маг), опоздал и несколько отстал от них. Узнав, как и они, по звездам о рождении Мессии, который спасет мир, он продал всё свое царство и на эти деньги купил огромный алмаз. И с этим алмазом он отдельно от тех трех волхвов отравился в путь, чтобы преподнести свой драгоценный алмаз в дар Новорожденному.
В путешествии его сопровождали двое слуг. И когда они были уже совсем близко от Вифлиема, один Слуга, узнав, что его господин несет дорогой алмаз, чтобы принести в дар какому-то новорожденному, решил его похитить. Дескать, он лучше может распорядиться этим богатством.
Ночью он незаметно выкрал алмаз, завернул его в тряпочку и сбежал от хозяина. Его путь лежал через темный лес, и тут к нему подошли разбойнички.
- У меня ничего нет, я нищий слуга. - Сказал он.
- А ну-ка, ребята, встряхните его! - Сказал Главарь банды.
Ребята принялись его трясти, толкать и подкидывать - и из него выпал алмаз.
Разбойники мгновенно протянули к нему свои руки.
- А это что? - Сказал Главарь. - И ты это хотел от нас укрыть? Ребята, взять его! (Я не помню точно слова).
Разбойники избили его до смерти и оставили полумертвого в лесу.

И он, восстав из смерти, просыпается, поднимается утром на ноги и видит волшебницу, которая рассказывает ему историю о родившемся спасителе мира и о том, что этот алмаз предназначался в дар Младенцу. Примерно так.
Тогда Слуга понимает, что он совершил. Теперь он без алмаза, без господина, которого предал, и он еще виной тому, что он обокрал Спасителя мира.
И в этой ситуации ему остается только одно - вернуть алмаз своему господину. А для этого нужно получить его назад от разбойников.

И вот он, все осознав, ищет по лесу, находит очаг разбойников и бесстрашно просит их вернуть ему алмаз.
Те поднимают его на смех. - Ты в своем уме?
Слуга объясняет причину, что он де украл алмаз у хозяина, который продал все свое состояние и нес этот камень в дар Спасителю мира.
Они еще больше смеются над ним: Ты еще живой?
Молчать! - говорит Главарь. - Я отдам тебе алмаз, но при одном условии: ты мне дашь отрубить всего лишь один свой пальчик!
Руби! - говорит слуга. - Он кладет свой большой палец на пень, Главарь берет топор, размахивается, но в последнее мгновение он отводит его.
- Я хотел тебя испытать. - говорит он. - Эй, кто-нибудь - вернуть ему алмаз!

И вот слуга возвращается к своему волхву, ожидая очередной расправы.
А тот радостно принимает его:
Как ты вовремя с этим алмазом! Давай его скорее сюда! Мне нужно отдать его человеку, который сейчас остро нуждается в средствах.
Четвертый волхв так и не доходит до Младенца. Отдав людям до последнего все, что у него было, он умирает в пути. После смерти он встречает Христа, и Тот говорит ему: "Ты не принес Мне ничего, но твой дар значит для Меня больше, чем чей-либо, потому что ты сразу сделал то, что Я от тебя хочу". (примерно так)

Здесь не надо ничего объяснять, все и так ясно. В этой современной притче мы выступаем как Слуги, обокравшие хозяина и ограбленные разбойниками, и все наши идеи - это как воспользоваться для своего благосостояния тем, что предназначалось для обновления мира. До тех пор жизнь будет нас штрафовать и отказывать нам в настоящих идеях, пока мы не поймем, что этого делать нельзя.