Арбузное приключение

Рач Сароян
Из-за того, что тогда я был ещё слишком мал, не помню имён взрослых, участвующих в этом смешном дворовом эпизоде, который я сейчас и постараюсь коротко изложить.

Грузия. Батуми.
Лето начала 70-х годов.
Большой внутренний двор в самом центре города. Жарко, хоть и дело близится к вечеру.
Конец августа, как-никак.

Во дворе уже довольно оживлённо, на глухом пятачке в самом углу пацаны лениво перекатывают мяч, в ожидании соперников на матч. Тенистую площадку под уже начавшими плодоносить виноградными лозами за длинным столом заняли мужчины. За лениво-неспешными разговорами разворачиваются горячие баталии в нарды навылет. Рядом более старые играют в домино на запись, пара на пару, до 355 очков.
Видно двух степенных седых дедов, которые вдумчиво сосредоточены на шахматах. На перевёрнутом деревянном ящике из консервов "Глобус" молодёжь режется в "буру" или "сэку". Девочки играют в классики или в резинки...

 Женщины большей частью стирают или уже вывешивают бельё, попутно переговариваясь, переругиваясь: кто на что горазд. Бабульки вяжут на солнечной стороне, грея кости и расширяя сосуды бесплатным солнечным теплом. Вспоминают былое и вздыхают порой чему-то своему. Ещё несбывшемуся или уже ушедшему.
Жизнь не кипит, но булькает не спеша.
 Течёт...
По-южному, не торопясь.
Без всплесков.

Но в какой-то момент слышно, как сердцебиение двора замерло...

Богатый по тому времени и меркам сосед, назовём его Шакро, недавно купивший шикарную квартиру в этом доме, заходит во двор, шумно отдуваясь и оттирая свободной рукой с зажатым в ней крупным, наполовину уже мокрым платком обильные капли пота со лба. Так как он лыс полностью, лоб у него начинается от шеи, с затылка. В другой руке он держит арбуз непомерной величины, плотно прижатый шерстяной орангутанистой лапой к такому же необъятному, рыхлому животу.
Эта изумительно-патетическая картина явления Шакро народу произвела фурор. Все застыли, глядя на это желанное чудо. Арбузы только-только начали продаваться, и цены ещё очень и очень прилично кусались.
За такого зелёно-полосатого красавца-астраханца выложить надо было бы не менее червонца.
Не всякий смог бы.
Зарплаты были небольшие.
Разве что вскладчину.
Так вот...

Идёт Шакро через двор, под «многоговорящее» молчание соседей, приосаниваясь. Ему, наверное, кажется, что все вокруг ему страшно завидуют.
Это, скорее всего, правда.
Кажется, что он показывает своё величие: мол, я могу, а вы - нет! Возможно, это так. И чудится ему, что все с должным уважением смотрят на его состоятельность.
Тут он ошибался.
Хоть и шёл он, как Цезарь, но что-то фальшивило в этом дефиле.

У всех во дворе начала вырабатываться слюна.
Внезапно всем захотелось испробовать арбуза...

- Шакро! - кричит Гриша, самый дерзкий сосед субтильного телосложения, обильно разукрашенный наколками. - Шакро, куда понёс? Неси сюда, тут порежем, всем хватит!

- Э-э! - отмахивается Шакро. - Вы, бездельники, целый день только зари(кости игральные) катаете, а я - работаю. Вот этим горбом зарабатываю деньги! - и стучит себя пониже задней части лба)))) - Сам съем. Я заслужил... 
Улыбается чему-то своему и заходит в свой подъезд.

Живет он на первом этаже, окно кухни выходит во двор.
Через минуту на подоконнике окна появляется арбузище.

Лежит в тазу с водой из-под крана, чтоб остыл и не скатился самопроизвольно. Помытый под краном, он блестит влажным изумрудным боком, напоминая малахитовый шар необычного раскраса. Взоры всего двора прикованы к этой огромной ягоде. Ягода - за частой решёткой из металла. Снять её нельзя, она - от воров. В виде заходящего или восходящего солнца с лучами-прутьями. Между ними с трудом разве что руку можно просунуть. Никак не арбуз такой величины...
Шакро выходит из дома, оглядывает окно: хорошо ли видно это лакомство? Потом глядит на застывших соседей и, усмехаясь, произносит: "Почаще сплёвывайте слюну, а то захлебнётесь!" - и снова загадочно улыбается.
Говорит, что уходит за чёрным ржаным хлебом в магазин на колхозной площади. Арбуз тогда многие ели именно так, с чёрным хлебом. Было чертовски вкусно, просто волшебно! Особенно если повезло с выбором и арбуз попадался спелый, сахарный.

Шакро не было минут 15.

Когда он появился, гомон во дворе уже возобновился, лица соседей повеселели, кости и шашки стучали по доске, доминошники увлечённо спорили, детвора визжала, бабульки улыбались в себя))
Метаморфозы, произошедшие с соседями, как-то сразу подозрительно не понравились Шакро.
Он придирчиво оглядел двор, ничего не понял и направился прямиком к своему окну.

Арбуза на окне не было!!!

Таз с водой стоял. Не было вкусняшки 12-14 кг!!!!

Не веря своим глазам, Шакро вбежал в дом и ошалело стал осматривать кухню. Арбуза не было даже на полу. Таз с холодной водой на окне стоял. Даже несколько мелких кусочков арбуза в нём плавало, семечки. А самого арбуза не было.

Ошарашенно-озадаченное выражение лица Шакро видели все.
Внутренний, распирающий смех рвал в клочья брюшную диафрагму, но соседи стоически держали паузу.

- ГДЕ АРБУЗ? - изумлённо возопил на весь двор донельзя раздосадованный Шакро. - Куда он делся, эдрэна мат? Сейчас был здэс, сейчас уже нэт! Арутюн Акопян (мировой известности фокусник) приэзжал, что ли?

Тут весь двор и грохнул смехом одновременно.

 Курицы от такой внезапной звуковой волны всполошились, собаки загавкали, голуби дружно взлетели, мухи попадали в обморок. Получилось красивое единение народа с природой. Как завершающий штрих того внутринародного единства, которое случилось сразу после ухода Шакро в хлебный.

А что, собственно, произошло?
Вернёмся на 15 минут назад.
Тут можно. Тут - рассказ...

Гриша, как самый смышлёный, тут же, выпросив у соседки большой такой нож, который днём раньше сам же и помог остро наточить, с несколькими мужчинами быстро подошёл к решётке, которая разделяла двор и красавец-арбуз, просунул руки сквозь прутья, обхватил арбуз и прижал его ближний бок к самой решётке.
Сказал другим: "Держите его крепко!" - и стал уверенными движениями кромсать арбуз по всем правилам - от макушки до хвостика, секторально вырезая правильные куски, который боком вытаскивались сквозь прутья без каких-либо проблем. Первыми зубы в арбуз вонзила счастливая малышня, которым взрослые тут же разрешили это сделать. Потом поднесли старым и женщинам. Лишь последние куски охотники оставили себе. Хватило всем. Гриша выглядел героем!!! 
Весь двор чавкал со счастливыми лицами.
Утирались.
Улыбались.
Смеялись и предвкушали, как Шакро удивится!!!

Он и удивился... Ага!

Вышел через несколько минут во двор, осуждающе покачал головой, положил на стол доминошников два небольших кирпичика ржаного хлеба, принесённого из магазина: «Доедайте уж!» и пошёл домой, сгорбленный, как будто из него весь воздух выпустили и позвоночник растворился. Даже жалко стало его...
Только Гриша через плечо посмотрел и процедил сквозь зубы: «От него не убудет, небось, кусок не отвалится!»

И только в сумерках, когда закрылся хлебный и вернулся сосед-продавец, выяснилось, что Шакро как раз-таки арбуз купил для всего двора. И за хлебом пошёл тоже для них. Так как он чёрный хлеб не ел. Он сам об этом «по-секрету» поведал хлеборезу-соседу. Сказал, что хочет детей и стариков побаловать. А то они его считают замкнутым.

Весть об этом разнеслась за 5 минут по всем участникам. Хлебник божился, что именно так и было. Ему не верить нельзя было: честный человек.
Тут началось...

Каждый приходил к Шакро и приносил что-то вкусное, сладкое: шоколадки, конфетки, мармелад. Варенье, мёд, пирожное, домашнюю выпечку.

У тёти Амалии не было ничего, так она из сахарницы вынула несколько штук кускового сахара.
А мужчины вскладчину купили лимонад и бутылку коньяка.


Шакро сидел во дворе, в окружении соседей, за столом с яствами и заразительно хохотал, когда стыдливо покрасневший Гриша ему рассказывал в красках, как они стырили арбуз. Дети пили лимонад, ели конфеты и тоже улыбались неожиданному продолжению дневного счастья!

День заканчивался на хорошей ноте, на улыбках. На смехе.
Войны не было, всем было хорошо и сытно.
Дети не плакали, взрослые не ругались...
Было ощущение рая.
Настоящего земного рая!
Только никто об этом не задумывался.
Зачем? Жили же все просто.
Завтра будет новый день.
Только соседи останутся прежними.
Хоть какая-то стабильность, правда?
А повод для смеха всегда можно найти!