Катушка с сердечником

Анна Георгиева3
                «Тайга – наша кормилица,
                хлипких не любит!»
                (Астафьев В.П. «Васюткино озеро»)

Звеньевому Трофиму Васильеву нравилось ходить в школу. Вот и сегодня они читали новый рассказ их земляка Астафьева «Васюткино озеро». Как здорово его герой – тринадцатилетний паренёк смог выйти из тайги! Трофим весь урок восторженно слушал учителя, потом с ребятами из звена они обсуждали, какие у кого были случаи блуждания по тайге-кормилице. Придумали соревнование между звеньями по выпуску боевого листка «Как не заблудиться в тайге!» Звено Трофима, конечно, победило. Васютка – главный герой рассказа до того понравился пятикласснику Васильеву, что он, не говоря другим пионерам, чтобы не осудили за глупые мечты, решил, что потом – в далёком будущем – сына Васюткой назовёт. А что? Будет Василий Васильев… А ещё мечтал Трофим, как вырастет, будет искать полезные ископаемые или строить новые города, - главное, чтобы войны не было. И Родина любимая процветала… Добрыми они росли, ответственными и честными – пионеры послевоенных лет…
…………………
- Васька! Пошли шишки собирать. Брось ты эту книгу, потом дочитаешь, - весело кричали мальчишки.
Но угрюмый Василий Василев тайгу не любил. Там, в уральской тайге, когда-то пропал без вести его отец – Трофим Васильев. Был он то ли геологом, то ли каким-то практикующим учёным, но лес очень любил. Ваське рассказывал, что даже назвал его, сына своего, в честь Васютки – героя рассказа сибирского писателя Астафьева. Смеясь, папка Трофим повторял наказ из книги: «Тайга – наша кормилица, хлипких не любит!» И вот, поди ж ты, пропал в этой проклятущей тайге. Поэтому и сидел угрюмый Васька над книгой, хотя и читать не читал, больше думал…
Мёртвым отца никто не видел. Васильев знал, что там, где ходила драга - огромный железный "монстр", размером с типовой пятиэтажный дом, образовывались котлованы, заполненные стоячей водой.  Драга движется, вгрызается в грунт мощными ковшами и способна пропускать через своё чрево сотни кубов породы в час. В один из таких водоёмов вроде бы и угодил Трофим. Сапоги его рядом нашли, а тело, словно исчезло, хотя баграми всё вдоль и поперёк прощупали…
Васька перелистнул страницу книги о людях, затерявшихся во времени и подумал, вдруг и папка Трофим не пропал, а лишь сместился в другой временной пласт… За шишками в тайгу парень не хотел однозначно. Он хотел учиться, изучить многие науки, поступить в университет и отгадать страшную загадку: куда иногда бесследно исчезают люди…
……………
- Трофим, ну, хорошо, ты не хочешь читать рассказ Астафьева, потому что у вас какая-то семейная легенда. Но можно хотя бы пригласить твоего отца в школу для беседы? – выговаривала строгая учительница молчаливому пятикласснику Васильеву.
- Я не люблю читать книги про тайгу, - упрямо пробормотал Трофим и исподлобья взглянул на педагога. – А папа прийти не сможет. У него срочная командировка.
…Папа Трофима вырос из угрюмого подростка Васьки в бородатого учёного Василия Трофимовича Васильева и, несмотря на досужие предрассудки, назвал сына в честь своего отца – редким именем Трофим. Командировку на Урал он ждал очень давно. Официальную часть жизни Василий посвятил работе в одном из НИИ, а всё оставшееся время изучал петли времени или пространственно-временной портал. Там, куда он ехал, было много странного. Город входил в десятку оборонно-промышленного комплекса, маленький посёлок под кодовым названием «Лесхоз» являлся сверхсекретным объектом, где и были сосредоточены интересы Василия Трофимовича…
Надо ли говорить, что пятиклассник Трофим папку из командировки не дождался…
…………………
В одном маленьком городе, расположенном далеко-далеко от столицы, затерявшемся в глухой тайге на севере Свердловской области жили мальчик и его мама. Мальчик часто болел, и мама почти не водила его в детский сад. Они часто разговаривали, читали стихи, но, безусловно, мальчику не хватало друзей. Как-то в конце августа, когда паренёк выздоравливал после очередной ангины, они с мамой решили подышать фитонцидами хвойного леса. Сели на рейсовый автобус, доехали до конечной остановки. По правую руку притихло заброшенное кладбище, поэтому сразу свернули по тропинке налево.
Места эти для грибников всегда были благодатными: первые осенние опята украшали многие пеньки, поваленные деревья, мшистые коряги. Опёнок осенний на крепкой ножке, с весёленькой юбочкой, ароматный, дружный. Пенёк за пеньком аккуратно обирала мама, что-то напевая или рассказывая. Как вдруг поняла, что никто ей не отвечает! Лёгкая паника, ауканье, и они с сыном быстро нашли друг друга. В тайге главное - не бежать сломя голову, а голосом дать понять, где ты. Об этом малыш очень хорошо знал, а ещё он не боялся леса. Особенно в этот замечательный августовский день!
Мальчик был весел и взволнован. Мама, пощупав его лоб, решила, что грибов им достаточно. Они спокойно вернулись домой.
Садясь обедать, мальчик достал вторую тарелку, поставил её на стол и деловито попросил налить в неё суп.
- Но у меня уже есть. Или тебе две порции хочется? – удивилась мама.
- Нет. Это моему другу из леса. Его зовут Трофим, - доверчиво сообщил мальчик.
Так и повелось: новый друг прочно обосновался в семье. Мама была мудрой женщиной и понимала, что надо подыграть болезненному сыну, а не тащить его к психологу. Трофим, словно какое-то время жил с ними… А потом, наверно, уехал.
Время шло. История с другом детства из леса забылась. Мальчик вырос и перестал болеть. Они с мамой переехали далеко от родной тайги. Мама снова стала работать в школе…
Как-то на одном из уроков у пятачков (так обычно называют пятиклассников) она в очередной раз собралась поведать ученикам о рассказе Астафьева «Васюткино озеро». «Тайга – наша кормилица, хлипких не любит!» - вдохновенно произнесла учительница и задумалась…
- А вы правда в тайге жили?
- А там страшно?
- А расскажите, что там?
- А у меня там тоже родственники жили. На Урале, - негромко произнесла девчушка с задней парты.
- Где же? – заинтересовалась учительница, возвращаясь в привычное дирижирование ходом урока.
- В Екатеринбургской области.
- В Свердловской, - автоматически поправила она ученицу, вглядываясь в лицо девочки…
Неудивительно, что имя девчушки – Василиса. Непохожая на других, из тех, кого называют белой вороной, всегда с книжкой, задумчивая, хрупкая с пытливым взглядом больших серых, как уральское небо, недетских глаз…
……………………………………………………
Заброшенный стратегический объект "Лесхоз" в народе всегда называли 51-ый квартал - по номеру участка, где он расположен. В Советское послевоенное время там обосновался засекреченный завод по производству и хранению ядерных зарядов «501-М» для атомных бомб. Один из работников со странным именем Трофим в свободное время развлекался тем, что конструировал из отходов небольшой прибор, похожий на дроссель - винтоспиральную катушку из свёрнутого изолированного проводника, обладающую значительной индуктивностью при относительно малой ёмкости и малом активном сопротивлении. Катушка с сердечником применялась для подавления помех, сглаживания биений, накопления энергии, создания магнитных полей, датчиков перемещений.
Делать этого, конечно, было нельзя. По неписанным законам того времени товарищ Трофима донес на него, и учёному пришлось быстро избавляться от результата своего хобби. Оказавшись в благоприятном заболоченном таёжном месте, катушка повела себя странно. Процесс взаимодействия с болотными микроорганизмами и фитонцидами хвойных деревьев неожиданно по-своему запустил работу сердечника катушки, как некоего временнОго магнита. Почему в эту петлю попадали одни, но оставались невредимы или просто не замечены другие - неизвестно. Может, дело здесь в формуле их крови или, что скорее всего, в составе воображения и мыслей, ведь иногда мысль становится материальной. Как бы там ни было, но Сердечник жил своей жизнью, простирая нити катушки по тайге...
Так попал туда первый Трофим - геолог. Через какое-то время там оказался и сын его - физик Василий Трофимович. Может, в скором времени петля заведет туда и ещё одного представителя династии Васильевых... Мы не видим их. Но они там все вместе в параллельном пространстве, созданном сердечником выброшенной катушки. Все поколения Васильевых вместе читают рассказ сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева...
Мальчик и мама, действительно, долгое время жили в том городе, в состав которого теперь входит 51-й квартал. Город этот носит красивое название Лесной. Это ядерный щит России. История с "лесным другом" полностью реальна.
Девочку со светлым именем Василиса и сейчас можно увидеть на уроках в школе.
Кто знает, кого ещё позовет Сердечник или кому ненадолго покажутся те, кто живёт под куполом его параллельного пространства.