Проповедь на праздник Благовещения!

Роман Овчаренко
Зарождение мира и человека. Вот, пожалуй, самые серьезные тайны (кроме тайны «Самого Бога»), которые не могут быть раскрытыми нами до конца. То, что нам известно об этих явлениях, пришло к нам, так сказать, извне, в виде откровения. Образно этот процесс можно представить так. Бог, по существу Своему являясь Любовью, задумал сотворить человека. Мы должны четко отдавать себе отчет в том, что до начала времен нас не существовало. Человек был сотворен во временной петле. Нам известно, что у этой петли есть начало и оно исходит от Бога, но будет у нее и конец, и он снова приведет нас к Богу. Потому что Он есть Альфа и Омега всего, Начало и Конец. Но пока время течет, мы существуем.
Наше появление на свет было подобно родам. Ведь Бог творит тело человека из земли, как бы заставляя Землю разродиться еще одним живым существом: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2, 7). Тело наше создано Творцом по Его образу и подобию: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). То есть если мы хотим видеть Бога в его максимально возможном проявлении – то Он такой же как любой из нас, кроме греха. А вот душа наша – это уже особая духовная материя, дарованная нам Богом: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Отметим для себя также, что появление первого человека происходило совсем иным способом, нежели чем сейчас.
Есть такой постулат, что «Бог не может сотворить второго Бога, равного Себе, потому что в тот же час перестанет быть таковым». Это так. Но эксперимент по созданию человека был максимально приближен к этой идее. Творя человека, Бог уже знал, что он падет. Напомню, бытие Бога вне времени, поэтому для него нет тайн. Но для Бога важно было достичь результата вопреки, а не благодаря постулату. Он совершает необходимые поправки в человеческом существе. Во-первых, Бог делает возможным будущее облечение в человеческое тело, через Свои образ и подобие. Во-вторых, он творит женщину из ребра мужчины, чтобы именно она стала проводником Бога в мир. В-третьих, он дает полную свободу человеку для принятия любых решений. Он не хочет себе слепого и запрограммированного поклонения. Богу важен наш личный выбор Его стороны.
И вот, человек пал. Вкусив запретный плод, он познал удовольствие и страсть от обладания предметом. Но эти чувства не делают нас свободными. Они скорее закабаляют человека. Возьмите любую из своих привязанностей и попробуйте враз отказаться от неё? Упрямство человеку не занимать. В этом он может поспорить даже с Самим Богом. Но только все это путь в никуда. Связь, которая была у первозданного человека с Богом, была разорвана. Мы потеряли возможность общаться с Богом вживую. Отныне, это будет односторонний разговор. В редких случаях, Бог сам выходил на связь с людьми через самых чистых и достойных людей, которых мы прозвали пророками.
И вот, чем дальше развивалось человечество, тем больше становился крен в сторону улучшения телесной составляющей нашего бытия. А вот духовными вопросами человек занимался все меньше и меньше. И даже сейчас мы духовную жизнь ассоциируем с совершением обрядов, а не с желанием обрести связь с Богом.
Легко потерять контакт с Богом, но гораздо сложнее его восстановить. Но мир ширился и заполнялся людьми. И здесь простая математика. При большом количестве участников, шансы найти хотя бы одного победителя высоки. И вот таким человеком стала избранная Богом – Дева Мария. Вот как отзывается о ней святитель Амвросий Медиоланский: «Она была Девой не только телом, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьей Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благо желать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях; телосложения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».
И именно к такой Деве был послан ангел восстановить связь между Богом и человеком. Архангел Гавриил, хоть и радуется за Деву, и за предоставленную ей честь, но все же не настаивает, а спрашивает Марию. После того, как все сомнения Девы были разрешены, она дает осознанное согласие на воплощение Бога: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Тут необходимо сделать ремарку. Никого не должно удивлять, что будущий ребенок рождается без мужа. Ведь и первый человек был рожден без матери. Это раз. А во-вторых, не забывайте, что только Богу, как нашему Творцу, полностью известно строение нашего тела и его возможности. По словам святителя Григория Паламы: «Дева-Матерь явилась как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее – как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога». Святитель Димитрий Ростовский отмечает ещё такое интересное обстоятельство: «Непорочное зачатие произошло без услаждения плотского, но не без восторга духовного!..»
Святитель Прокл, патриарх Константинопольский, в сущности, назвал Благовещение главным и единственным женским праздником: «Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы, призывает меня сказать Ей слово похвалы. Оно составляет похвалу жён, славу их пола, какую славу доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздаётся честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева».
И вот, сегодня мы собрались здесь в храме, чтобы еще раз вспомнить это великое событие и поблагодарить Богородицу за Её мудрость и любовь. С праздником, дорогие друзья.