Первый раз в синагоге

Дмитрий Буцкий
 Я поехал на улицу Архипова. За  почти 30 лет своей жизни я ещё ни разу не был в синагоге, и решил последний день пребывания  в Москве начать с посещения еврейского молитвенного дома. Перед массивным, приземистым зданием с каменными колоннами стояла седая, бедно одетая женщина. Я подошёл к ней.-:"Простите, это синагога?"-спросил я. -"Да"-ответила женщина, и так посмотрела на меня подслеповатыми глазами, что моя рука сама потянулась к кошельку.-"Спасибо"-пробормотала старушка-"Ты-аид из провинции, врач или учитель?"-спросила она, принимая 50-ркблёвую купюру с "Ильичом".  Я остолбенел-"Откуда Вы узнали?"-"Разве гой пойдёт в синагогу?"-вопросом на вопрос ответила мне старушка-"Дай Б-г ,что-бы все наши беды так к нам приходили, как гои в синагогу приходят! А здешние евреи знают, где синагога."-"Понятно"-с уважением к ее проницательности вздохнул я-"Но откуда Вы узнали, что я -учитель?"-"А другие-старушка показала на стоявшие возле синагоги иномарки -"Бывает, и доллары дают...Да ты не обижайся, сынок! Каждый даёт, что может! Спасибо тебе!  Дай Б-г тебе удачи, и в жёны еврейку хорошую!"-"Откуда Вы знаете, что я не женат?"-"Я, сынок, не первый год здесь стою"-уклончиво ответила старушка... "Ни бабушка, а Шерлок Холмс"- подумал я, поднимаясь по каменным ступеням. Справа от входной двери висела железная табличка. Я остановился и прочитал выгравированную чёрными печатными буквами надпись :"В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг..  здесь размещался госпиталь. В 1991 г., решением мэра Москвы Г. Х. Попова здание было передано еврейской общине." Я открыл тяжёлую дверь и вошёл. -"Куда?!"-окликнул меня грубый резкий голос. Я остановился. В будке справа от входа сидел дюжий хмурый мужчина. Над деревянной перегородкой возвышались его мощные плечи  и широкая грудь, прикрытая   чёрной курчавой  бородой. Чёрные глаза смотрели недоброжелательно. -"В синагогу"-ответил я. -"Зачем?"-"Я хотел-бы поговорить с раввином."-"Раввин сейчас молится".-"Но мне надо с ним поговорить!"-"Будет раввин ради тебя прерывать молитву"-проворчал сторож-"Жди ,когда окончат."-"Но я не могу ждать! Я приехал издалека, у меня скоро поезд!..." Ответом сторожа было угрюмое, безразличное молчание...Установившуюся тяжёлую, как каменные стены здания, тишину, прервал стук открываемой двери.  Из внутреннего зала вышел бородатый мужчина с чёрной коробочкой на лбу. Голову и плечи мужчины покрывала белая накидка , правая рука была обмотана кожаным ремешком, пропущенным между пальцами. Мужчина остановил на мне растерянный взгляд, и в его глазах засветилась радость.-"Чего Вы здесь стоите?"-обратился мужчина ко мне-"Идите молиться с нами, а то у нас как раз не хватает одного человека, что-бы начать..."--"Извините"-ответил я-"Но я не могу. Я зашёл совсем не на долго, у меня скоро поезд...Я хотел-бы поговорить с раввином!..." Но мужчина уже ушёл и дверь за ним закрылась...Сторож продолжал посматривать  на меня недоброжелательно,  всем своим видом
  словно спрашивая :"И зачем тебе раввин?"-"Я хотел-бы больше узнать о нашей вере, обычаях, традициях"-ответил я на безмолвный вопрос сторожа.-"Все вы такие"-сердито пробурчал сторож-"Только сейчас о нашей вере вспомнили! Где вы все раньше были?...Эй-эй, куда!?"-прикрикнул он ,заметив, что я направляюсь ко входу во внутренний зал.-"К раввину!"-"А ну назад!"-сторож угрожающе поднялся во весь свой богатырский рост-"Тут молиться Всевышнему пришли, а ты полезешь к раввину со своими вопросами!." Я вернулся к будке.-"Вот ,если хочешь"-сторож показал взглядом на выставленные за стеклом будки брошюры и книги. Я попросил дать  некоторые  и стал их просматривать.-"Ну ,ты берёшь, или нет?"-недоверчиво спросил сторож. Я купил двухтомную "Историю еврейского народа в СССР с древнейших времён до 1861г." в гибкой  глянцеватой обложке."  -"И вообще, убери отсюда свою сумку"-приняв плату сказал сторож и  , сверху вниз ,недоверчиво посмотрел на мою дорожную сумку, разбухшую от обилия брошюр, полученных вчера в Сохнуте-"Б-г знает, что у тебя там"...Можете посмотреть."-"Нужно мне в твою сумку лазить!"-"Ну хорошо, я выставлю ее за дверь."-"Тогда я за неё не отвечаю ,если
пропадёт. Я синагогу охраняю, а не твою сумку."...Я посмотрел на сторожа: его чёрные недобрые глаза, свисавшие из-под чёрной ермолки пейсы, курчавая чёрная борода -всё в его облике, казалось, дышало холодом и враждебностью...Я вышел на улицу. Здание синагоги показалось мне серым, мрачным, и неприветливым, как склеп...Та-же старушка, которой я  недавно дал 50 рублей, с интересом наблюдала за мной. По крайней мере, мне так показалось. Я подошёл к ней, и рассказал ей всё то, что хотел рассказать раввину :как я узнал, что я-еврей, как  и почему решил репатриироваться в Израиль, что мне  мешает выполнить моё намерение, зачем пришёл в синагогу. Что-то во внешности седой женщины вызывало меня на откровенность. Старушка сочувственно выслушала мою исповедь..