Истории без глянца Глава17 Миниатюрное эссе

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ
"МИНИАТЮРНОЕ" ЭССЕ



Часы настойчиво били полдень. Одновременно с ними
трезвонил телефон.

— Маменька, ты уже проснулся? — спросил в трубке молодой женский голос.
«Маменькой» меня звала легендарная Женя Фаерман — «еврейская Эдит Пиаф». Так нарекли её в Париже.
— Надеюсь, joli garcon не забыл, что скоро у меня юбилей и ты должен срочно придумать название для моего бенефиса. Может, «70 лет на сцене и 60 лет со дня рождения»? — на полном серьезе спросила Женя.


Я был одним из немногих, кто оказался посвящен в сокровенную тайну певицы: через пару месяцев Жене исполнялось 90!
Она родилась на Украине. Сразу после окончания войны вышла замуж. В 1946 году молодая семья уехала во Францию, где певица прожила 35 лет. Первым жилищем будущей звезды была каморка на окраине Парижа, без электричества, без
воды, без газа… Денег не хватало даже на самое необходимое.


Помню, Женя в порыве откровения рассказывала, что был момент, когда она стояла с коляской на берегу Сены в раздумьях: броситься в реку одной или с тремя детьми.
Как всегда, помог Его Величество Случай. В Париж, для постановки спектакля на идиш, был приглашен из США знаменитый режиссер, драматург и композитор Герман Яблоков, автор шлягера «Купите папиросы». На прослушиваниях он заметил миниатюрную девушку. Режиссер попросил ее примерить рваную мужскую кепку. Красавица Женя удивилась, но просьбу исполнила. В этот момент она не догадывалась, что на следующий день получит от Яблокова ноты «Койфт же папиросн» — песни, которая прославит её в Европе и России. В это же время Женя начала петь в русском ресторане «Распутин».
«Еврейского воробушка» приходили слушать Жан Маре, Юл Бриннер, Жан Габен. Даже, Евгений Евтушенко, после выступления певицы, пал перед ней на колени!


Женя Фаерман уже много лет живет в Израиле. Мы с ней друзья и соседи. Поэтому, я не только взялся помочь ей в постановке бенефиса, но и подарок хотел сделать особенный, который напоминал бы актрисе о приютившем её когда-то Париже и временах триумфа.


Я вспомнил, что совсем недавно видел на аукционе антикварную миниатюру с изображением известной французской певицы XVIII века Антуанетты Сесиль Сент-Юберти. Женя всегда любила и коллекционировала старинные миниатюрные
вещицы и очень гордилась роскошной коллекцией небольших фигурок из слоновой кости, которую во Франции собрал её супруг. Так что выбранный мной подарок был как нельзя кстати!


Эту миниатюру Женя повесила в спальне и попросила Антуанетте Сесиль подыскать пару — молодого французского мсье.
С подачи Жени, я настолько увлекся маленькими картинками, что стал страстным коллекционером старинных миниатюр. Воистину, сложно оторвать взгляд от небольших — от полутора до пятнадцати сантиметров картин, отличающихся особой тонкостью письма. Их писали на пергаменте, бумаге, фарфоре, используя акварель, гуашь и специальные художественные эмали.


В первой половине XVIII века широкое распространение получила миниатюра на пластинах из слоновой кости. Тончайшей горностаевой кисточкой, на поверхность этих пластин наносили маленькие цветные точки или продолговатые штрихи,
которые, сливаясь воедино, создавали объемное изображение. Затем их помещали в рамки под увеличительное стекло. Рамки нередко сами по себе являлись ювелирными шедеврами.


Искусство миниатюрной живописи затронуло самые разнообразные жанры: сельские и городские пейзажи, батальные и жанровые сцены, эротические курьёзы, но ведущая роль принадлежит, конечно же, портрету. Виртуозно исполненные маленькие изысканные образы стояли на секретерах, висели на стенах кабинетов и будуаров. Их брали с собой в путешествия, вставляли в шкатулки, табакерки и медальоны, с обратной стороны которых нередко помещали прядь волос любимого человека.


Этот вид живописного искусства не потерял свою актуальность и в XIX — начале XX веках. Помню, как был потрясен я, когда увидел в Московском Историческом музее, написанный гуашью маленький портрет княгини Зинаиды Юсуповой, работы В.И. Зуева. Драгоценную рамку, украшенную жемчужными ландышами для этой миниатюры изготовила фирма Карла Фаберже.


И если уж речь зашла о Юсуповых, не могу не вспомнить историю, о которой Женя, по неизвестной мне причине, почти никому не рассказывала. Даже, не упомянула об этом случае в своих мемуарах, изданных в 2018 году.
Попробую по памяти пересказать, услышанные в антракте одного из совместных концертов, воспоминания певицы:


— Маменька, ты спрашивал, видела ли я живого Феликса Юсупова? Рейбоне лойне! (Бог мой!) Он заходил в «Распутин», но нечасто. Наверное, боялся, что убитый им Гришка придет к нему во сне и выставит счет. Но когда бывал, его всегда кормили бесплатно. В ресторане, на идиш я почти не пела, хотя «Папиросн» публика требовала всегда. Однажды, во время исполнения этой песни, Феликс встал из-за стола и вышел из зала. Я очень разозлилась, хотя знала: особой любви к евреям князь не испытывал. Вернулся лишь тогда, когда затянула цыганский романс. Юсупов отобрал гитару у музыканта и мы продолжили петь дуэтом под его аккомпанемент.
Не могу сказать, что он мне не нравился, как мужчина. Однажды даже…


В этот момент раздался третий звонок. Пора было идти на сцену. Больше к этой теме Женя не возвращалась. Как говорят французы: эта история осталась «тайной четырех глаз».


В искусстве миниатюрной живописи тоже существовали интимные тайны. Назывались они — «LOVERS EYE» или «ОКО ВОЗЛЮБЛЕННОГО». Миниатюры с изображением глаза стали популярны в конце XVIII века. Считается, что «око» придумал принц Уэльский, будущий английский король Георг IV. Он полюбил католичку, дважды вдову Марию Фицхерберт. Этот романтический порыв не был одобрен ни королем-отцом, ни церковью. Тогда, принц попросил придворного художника-миниатюриста написать для любимой не целиком свой портрет, как это было принято в то время, а только глаз и тем самым сохранить анонимность и приличие. Мария ответила
любовнику тем же — подарила изображение своего глаза, которое принц носил под лацканом сюртука. С тех пор, в высшем обществе Европы, стало модным иметь изображение глаз тайных возлюбленных. Королева Виктория тоже была поклонницей «глазных миниатюр». Разумеется, она не вкладывала в них романтический смысл. Однажды, Виктория заказала художнику Уильяму Чарлзу Россу изготовить несколько изображений своего ока и раздарила их членам королевской семьи в качестве
сувенира.


А вот американская художник-миниатюрист Сара Гудридж, жившая в начале XIX века, глазом не ограничилась. Воспылав любовью к политику Даниэлю Уэбстеру, она отправила ему свой портрет под названием «Beauty Revealed», что можно перевести как: «неприкрытые прелести». Незадолго до этого у Уэбстера умерла жена. Сара мечтала выйти за него замуж, поэтому и послала ему рисунок своей обнаженной груди. Но политик женился на другой женщине, предпочтя таланту деньги.
Сегодня эту акварель на слоновой кости можно увидеть в музее Метрополитен в Нью-Йорке.


Ах, эти дамские тайны! Как часто бывает, что за написанным яркими красками образом умиротворенной и преуспевающей леди, за выстроенным фасадом богемной дивы, за блестящей улыбкой и шармом скрывается неизбывное одиночество и
невероятная сердечная боль, о которой не подозревают даже самые близкие люди. Кто-то сказал, что красивые женщины редко бывают одни, но часто бывают одиноки...


Однако, жизнь потеряла бы всякий смысл, если бы не оставила главного — надежды…
Сегодня Жене Фаерман 96.
И я уверен, что через 4 года зазвонит телефон и я услышу все тот же молодой голос:


— Маменька, ты не забыл, что скоро у меня юбилей и ты должен срочно придумать название для моего бенефиса. Может: «Мне 100! И никаких секретов!»


* * *
P. S. Я закончил писать эту главу 16 дней назад, а сегодня
Жени не стало. Да будет благословенна её память...