Выход есть

Надежда Лисицина
          Выход есть
               
    Живем мы с вами в непростые времена. Каждый из нас сейчас находится в принципиально новых   условиях,  когда невозможно планировать свое будущее, приходиться делать быстрые выборы, искать решения и   действовать в зависимости от  ситуации. Временная длительность  происходящих внешних событий и поток системной травмирующей информации приводит к социальному напряжению, страхам, чувству неуверенности в завтрашнем дне и влияет на каждого человека в отдельности и на всех нас  вместе.  Перед практически каждым из нас стоит главная задача - найти ресурсы, которые позволят пережить эти времена не только для себя, но и защитить  своих близких. Для решения этих задач, прежде всего, надо сохранить свое  физическое и психическое здоровье. Это главный ресурс. Мы слышим советы, рекомендации специалистов и не специалистов. Думаем сами, принимаем решения, чувствуем в этих условиях цунами эмоций. Мы радуемся удачам и  переживаем сложности реальной жизни. Я не собираюсь давать вам советы, просто делюсь своим опытом и профессиональными знаниями. Если это поможет хотя бы одному человеку, это уже хорошо.

    Сегодня потребуется каждому из нас думать, мыслить и находить оптимальные решения в принципиально новой современной реальности,когда приходиться мыслить и действовать не стандартно. 
 
   Для этого придется каждому из нас научиться осваивать и использовать более сложные ресурсы и возможности нашего мозга и наших способностей, а именно  - развивать свое системное мышление, которое требуется тогда, когда человек попадает в особо сложные жизненные ситуации или принимает судьбоносные решения.

   Мы все больше   убеждаемся  в том, что в сложившихся сегодня кризисных условиях, когда реально возникают угрозы для жизни, здоровья или стабильности жизнеобеспечения для многих из нас, как правило, не действуют  привычные для нас решения, схемы и  стереотипы нашего поведения, применяемые нами ранее. Так же   оказываются  малополезными наши   попытки использовать свои прошлые знания, умения, навыки, что бы найти оптимальные решения или выход из возникающих крайне сложных жизненных ситуаций.
 
   Но иногда нам кажется, что эти возникающие  проблемы все же решаются так же, как и раньше и выход найдется, где то рядом, внутри самой ситуации...  Но найти, как правило, оптимальные решения  в принципиально новых неблагоприятных обстоятельствах  оказывается сложно, иногда и не возможно, или не  получается. Почему? Вот главный вопрос, который мы задаем часто себе сейчас.

   Не получается потому, что все что происходит здесь и сейчас,  мы привычно пытаемся  по-прежнему разрешать   возникающие  новые сложные жизненно важные проблемы уже освоенными ранее способами, используя свой прошлый жизненный опыт, убеждения, установки, схемы и формы мыслей. Мы реагируем  привычными для каждого из нас  эмоциональными   и поведенческими стереотипами и реакциями. Эти автоматизмы  закреплены у нас на нейронных сетях  мозга как соответствующие  реакции на возникающие сложности во всех сферах нашей жизни. Любая информация, заряженная сильной эмоцией   или представляющая опасность (мнимую или реальную) вызывает естественную  реакцию мозга, он реагирует мгновенно. Это срабатывает  природная автоматическая биологическая программа самосохранения - «защищаться», «бежать» или «замереть». Но реализуется она не только инстинктивными реакциями, но и через  матричную систему сценарных поведенческих и эмоциональных реакций, свойственных каждому человеку в зависимости от его интеллектуального уровня развития, наличия или отсутствия осознаваемой системы ценностей, опыта, индивидуальности человека, знаний, состояния психического и физического здоровья и т.д.
  Так функционирует наш мозг. Он автоматически применяет наши индивидуальные  стереотипные модели и блоки информации, соответствующие  реакции, которые ранее были использованы им при тех или иных жизненных обстоятельствах.  Но  ведь именно  эти  привычки, схемы, модели и выборы могут привести в новых нестандартных условиях современной жизни каждого из нас   к  серьезным сложностям и ошибкам. Тогда человек оказывается словно в тоннели или в  лабиринте своей жестко зафиксированной информационной и поведенческой матрицы реальности, ограничивающей действия и выборы человека, что похоже на существование аналогичное рабству - смирению перед обстоятельствами или  принятием себя как жертвы обстоятельств.

   Но всегда есть выход. Каждый человек может, осознав свое положение как  роль пленника обстоятельств,  начать нестандартно думать, анализировать, искать решения и начинать действовать.  Но, что бы  понять  как найти соответстствующее ситуации решение, надо  начать думать, а потом действовать, Пользуюсь выражением  - включать «фонарик» в мозгах. Такие  ресуры есть у нашего мозга.
  Так начинает формироваться и работать системное мышление мозга человека. Мы осознаем, что придется выйти «вовне» и рассмотреть данную ситуацию в контексте новых жизненных условий и событий, рассмотреть ее  как бы со стороны, не утопая в эмоциях и стереотипах.  Потребуется  каждому из нас познавать и учиться использовать  ресурсы  и потенциал своего мозга. Возможности ноокортекса нашего мозга уникальны, он отвечает за высшие когнитивные функции ( речь, письмо, решение задач) и также управляет аналитическим и математическим мышлением, благодаря ему происходят все мыслительные процессы, анализируются и формируются решения. Но для этого человеку надо сначала максимально точно сформулировать запрос, вопрос, задачу, цель - требующих решений. Придется использовать все ресурсы мозга.
  Для этой работы  придется  учиться и развивать системное мышление. Для этого  сначала придется осознанно выйти из своих стандартных  умозаключений и  начать учитывать многие факторы не только своего жизненного опыта,  но и опыта других людей, провести анализ  новых сложных внешних  условий и обстоятельств, которые стали сейчас ключевыми.  Если нет пока необходимого ресурса, чтобы анализировать возможные  варианты событий и варианты в принятии того или иного судьбоносного решения, придется получать дополнительные знания и информацию и т.д. Только через системный анализ и четко осознаваемые свои действия можно получить  предсказуемый результат.

     Меняя свое мышление, приобретая навык системного анализа всех фактов и факторов и применяя их на практике, человек сможет  осознавать и делать оптимальные выборы и применять их как новый опыт, выстраивать стратегию и тактику  действий. Но тогда потребуется  сделать и анализ своих ожидаемых результатов и  возможных  ошибок, только тогда можно рассчитывать  на успех.

    Важно  в этот период максимально использовать  свои внутренние физические и интеллектуальные ресурсы и доступные внешние  возможности. Используя свое  природное образное мышление, совершенствуя свое логическое и понятийное мышления, человек переходит  на более высокий уровень системного мышления.  Тогда  только    приобретается   шанс при любых  внешних  событиях  и ситуациях находить    нестандартные для себя решения и действия, соответствующие   новым  жизненным, социальным и политическим условиям  реального времени, используя, если появится необходимость, шанс разумного риска.   Мы имеем  так же возможность  узнать, понять и использовать  пока загадочные  для нашего понимания возможности   нашего мозга  через проявление инсайдов, озарения и вдохновения, дающие  колоссальную созидающую жизненную энергию человеку.
  Это  вариант, на мой взгляд, который поможет каждому из нас и всем нам вместе не просто выжить, а и обрести будущее. Эта же задача стоит и перед теми, кто взял ответственность за народ, за страну.

     Для этого важно:
1. Определится  с ценностями своей  жизни и жизни тех, кто зависим от вас, выбрать приоритеты на данный период.

2. Четко осознать и сформулировать свои жизненные цели и задачи в новых условиях жизни, разработать стратегию и тактику их достижений, учитывая временные ресурсы.

3. Фильтровать и истемно отслеживать поступающую информацию и вносить по мере необходимости корректировку планов и своих действий.

4. Разрабатывать решения и действия по принципу применения многоходовых
возможностей в зависимости от возникающих обстоятельств и ситуаций.

5. Не терять оптимизма и веры в достижении целей, управлять эмоциями.

6. Реально оценивать как свои возможности и ресурсы, так и тех, кто рядом с вами.

7.Научиться грамотно и эффективно управлять своими уникальными возможностями и
 и ресурсами, данными щедро человеку разумному действуя и использовать  их   себе, людям  и миру во благо через Знания, Ответственность и Действия.
 
Этому  можно учиться совершенствоваться в течение всей жизни, передавая свой опыт и знания людям.