Истории без глянца Глава16 У времени в плену

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ


Я люблю гулять по Праге ночью. Именно ночью, в этом, пожалуй, самом загадочном городе, освещенном таинственным светом старых фонарей, кажется, что время перенеслось на века назад, и мистический мир решил приоткрыть перед тобой
узкой щелкой свою скрипучую дверь. Каждый мостовой камень на кривой улочке, каждый старинный дом несут свою тайну…

Когда-то я заучил наизусть фразу Цветаевой о Праге, чтобы повторять ее при каждом удобном случае: «Ах, какую чудную повесть можно было написать на фоне Праги! Без фабулы, без тел. Роман Душ!»

Я шел по улице Целетной. Мимо меня мелькнули тени, хотя прохожих рядом не было. Может, мне это показалось?


Давным-давно на этой улице по ночам работали прекрасные жрицы любви. Однажды, такая красотка встретила молодого капеллана и обнажила перед ним свою грудь. От возмущения священник ударил девушку крестом по голове и проломил ей
череп. За совершенный грех небо покарало его — священнослужитель замертво упал возле своей жертвы. Говорят, что уже 200 лет они появляются на Целетной вдвоем. Девушка своими прелестями дразнит капеллана, а он убегает от нее, но не может убежать...

Погруженный в мысли о бренности жизни и времени, я вышел на Карлов мост. Тридцать барочных статуй смотрели на меня со своих постаментов. Первый камень для этого знаменитого моста заложили еще в XIV веке. С тех пор он никогда не был разрушен. Мост пережил бури и наводнения, его не тронула жестокая рука человека. Местные жители верят, что когда мост был почти завершён, к архитектор Петру Парлержу явился сам Люцифер:

— Твой мост, Петр, будет стоять вечно! Но взамен я хочу получить душу… Душу того, кто первый ступит на него!
— Ты получишь её, — согласился строитель. — И я верю, что не нарушишь данное тобой слово…

Сверкнула молния — договор был заключен!


В день открытия первым на мост архитектор пустил петуха. Князь тьмы не стерпел циничного обмана и утопил Петра в Влтаве. Но слово свое сдержал.


Луна освещала обратный путь к Староместской площади. Я прошел мимо монастыря Святой Агнессы, что в Еврейском квартале. Из темноты мне навстречу выплыла влюбленная пара. Девушка, что-то увлеченно рассказывала своему избраннику, а он неловко пытался ее поцеловать. Молодым людям, наверняка, не известно, что именно в этом месте можно встретить призрак убитой монашки. Она, дочь богатых и знатных
родителей, влюбилась в красивого благородного рыцаря. Но о свадьбе не могло быть и речи, ведь рыцарь был человеком бедным. Девушка, несмотря ни на что, продолжала встречаться с любимым. Желая наказать дочь, отец решил отправить
её в монастырь Агнессы. В последнюю ночь перед отъездом несчастная монашка подарила парню свою девственность...

Утром, отец узнав о таком позоре, в гневе набросился на дочь и заколол ее. С тех пор призрак убитой монашки постоянно витает где-то в окрестностях монастыря. Рассказывают, что однажды этот призрак остановил девушку, которая собиралась отравиться из-за несчастной любви. Монашка отобрала у девушки яд и благословила ее на брак с любимым.


Гуляя в ночи, я незаметно дошел до «Староместки». Словно два великана, ее охраняют потемневшие от времени башни Тынского храма. Напротив расположилась благородная дама — Староместская ратуша. Её южную сторону украшают, словно
дорогой бриллиант знатную пани, старинные астрономические часы “Пражский Орлой”. Первый раз я услышал о них лет в 10, когда отец подарил мне набор советских открыток «Часы и время». Они рассказывали о старинных часах и знаменитых
часовщиках.


Пражские куранты, изготовленные в XV веке, пожалуй, самые известные часы в мире. Непосвященному довольно сложно понять предназначение часов и механизм их работы. Но внимательно рассмотрев часы можно заметить, что в их центре находится наша планета Земля, вокруг которой вращается Солнце. Желтая стрелка, символизирующая солнечный луч, движется по окружности циферблата с римскими цифрами, и
показывает Центральноевропейское время. Диск со старинными готическими цифрами относится к механизму, отмечающему старочешское время, связанное с восходом и заходом солнца. Также «Орлой» показывает положение знаков зодиака, лунный календарь и уникальное Вавилонское время, согласнокоторому, летом время длиннее, чем зимой. Больше подобных часов в мире не существует.


Однако, самое интересное — это представление, которое разыгрывают куклы. Правда, они появились на часах позже. Подстаринный перезвон, в открывающихся двух окошках башни,возникают лики двенадцати апостолов, сменяющихся друг за
другом.


За ними оживают и другие скульптуры. Людские фигурки символизируют человеческие грехи: скупость, наслаждение и тщеславие. Архангел держит в руках карающий меч, а скелет, символизирующий смерть, — песочные часы. А еще он звонит в колокольчик, как бы говоря, что жизнь скоротечна. В самом конце представления в нише башни кричит золотой петух и начинается перезвон.


Я любовался старинными часами, освещенными светом россыпей звезд и полной луны, сожалея о том, что моя душа слишком сильно привязана к телу и не может свободно парить в бескрайних безднах времени! Я стоял на огромной площади совершенно одинокий и блаженный, и никто не мог помешать мне быть в этот миг счастливым!


— Пан, многие считают эти часы делом рук мастера Гануша, — произнес человек, возникший из ниоткуда.

«Видимо, я не единственный любитель ночных прогулок», — сообразил я.
Рядом со мной стоял седовласый старик, со странным, смотрящим в никуда взглядом, то ли бомж, то ли турист-хиппи, коих в Праге сотни.


— Кстати, никогда не заглядывайте в глазницы этому фрукту, — неожиданно сказал незнакомец, указывая на фигуру скелета, — он Вас запомнит.


Я поблагодарил за совет, пытаясь избавиться от навязчивого незнакомца, но он не хотел меня отпускать.


— Важени пан, — продолжил «хиппи», — как я говорил, многие считают, что эти часы создал старик Гануш. Он предложилГородскому совету, украсить Староместскую ратушу такими курантами, которых еще никто на свете не видел. Советники
сначала выразили недоверие, но потом все же заключили договор с мастером и он приступил к работе. Новость о невиданном механизме быстро разнеслась по городу. В день запуска часов, перед ратушей собралась почти вся Прага! Гануш рассказал пражанам о движении Земли и Солнца, объяснил длячего нужны знаки и циферблаты. Вскоре о часах заговорила вся Европе.

Незнакомец так вдохновенно рассказывал о часах, будто история их создания касалась его лично. Я решил дослушать рассказ до конца.

— Городские советники обеспокоились, что мастер Гануш может изготовить часы лучше пражских и слава их города быстро угаснет. Они долго раздумывали, как ему помешать и решили выжечь старику глаза. Ночью, в дверь дома мастера кто-то постучал. Хозяин испугался: ночные посетители не
предвещали ничего хорошего. Он встал и старческими шагами поспешил задвинуть засов перед непрошеными гостями, но не успел. В дом ворвались два человека в капюшонах. Что было потом старик не помнил, но очнулся он совершенно слепым. Гануш долго не мог понять за что с ним так поступили, а когда сообразил, попросил подмастерье, чтобы тот привел его к часам и проводил к четвертой, самой сложной части курантов. Старый мастер с трудом поднялся по узкой лестнице,
отдышался и прислушался к тихому голосу точного механизма. Он наклонился, протянул руку к устройству, но в какой-то момент засомневался. И вдруг резко схватил рычаг и со всей силой потянул на себя. В механизме что-то заскрипело, колеса начали грохотать, часы остановились. Только Смерть беспрестанно звонила в свой колокольчик. Но этот звон Гануш уже не слышал, его бездыханное тело лежало на каменном полу. С тех пор призрак незрячего мастера каждую ночь выходит на
Староместскую площадь, чтоб услышать перезвон Пражских курант.


В ночи повисла тяжелая пауза. По щекам пожилого человека текли слезы. В этот момент я понял, почему его взгляд показался мне странным: старик был слепым.


— Спасибо! Это был потрясающий рассказ! Можно я провожу Вас домой, — мне хотелось хоть как-то услужить слепцу. Но рядом со мной никого не было…


Я возвращался в гостиницу. Светало…